Макроэкономические проблемы, как правило, кажутся очень далекими от реальной жизни ИТ-директора компании, не работающей на международных рынках. Однако при более внимательном рассмотрении нередко выясняется, что он сталкивается с ними повседневно, хотя и не заме-

чает этого. Макроэкономика делает картину более контрастной, усредняя частности и выводя на первый план закономерности, которые могут оказать серьезное влияние на судьбу любого бизнеса.

Прошедшая в декабре московская сессия X Глобального стратегического форума затронула вопросы развития ИТ-индустрии в России. Вниматель-

ный слушатель мог извлечь немало интересного из панельной дискуссии форума, посвященной стратегическим направлениям развития IT-индустрии в России. Судя по высказываниям участников этой дискуссии, среди которых были руководители крупнейших российских ИТ-компаний, состояние отечественного ИТ-рынка тяжелое, хотя и не безнадежное. Например, Михаил Краснов, председатель координационного совета ГК Verysell, отметил, что условия для развития бизнеса в России продолжают оставаться неблагоприятными. Одна из основных проблем — большой разрыв между импортированным технологическим уровнем и возможностью заказчиков «переварить» эти инновации. Николай Прянишников, президент Microsoft в России, выразил сожаление по поводу того, что наша страна существенно отстает от других по использованию ИТ в экономике и что это отставание может стать непреодолимым.

Дисбаланс предложения высоких технологий и спроса на них был присущ и советскому периоду. Тогда ни персонал, ни руководство многих потенциальных потребителей действительно интересных научно-технических разработок абсолютно не были готовы к их восприятию. Ту же картину мы наблюдаем и теперь. Технические инновации, в частности касающиеся ИТ-поддержки бизнеса, часто не соответствовали стратегическим приоритетам бизнеса и в стабильных условиях осуществлялись под давлением окружения. ИТ-департаменты поплатились за это сокращением штатов и бюджетов.

Принцип соответствия ИТ-инноваций стратегическим целям компании не должен нарушаться. Его соблюдение существенно повышает возможность создания дополнительной ценности для клиентов. Что полезнее для компании: внедрение, например, CRM-системы или системы управления качеством? Ответ зависит от стратегии развития на данном этапе. Если, например, предприятие ориентировано на снижение издержек, то полезнее второй вариант.

К сожалению, во многих российских компаниях не только ИТ-директора, но и высшее руководство часто пренебрегает вопросами управления своей стратегией. Более того, нередко и руководитель ИТ-подразделения сторонится этих вопросов, увеличивая собственные риски. Правда, существует и много положительных примеров.

Многие вендоры, предлагающие российскому рынку технологические инновации, прекрасно понимают отечественную специфику и потому «протаптывают дорожку» напрямую

к бизнес-заказчикам, минуя ИТ-директоров. Подобно покорителям Америки, они несут свой блестящий товар финансовым директорам, директорам по персоналу, по маркетингу и т. д., и те нередко поддаются соблазну, ставя своего ИТ-директора перед фактом сделки. ИТ-директор будет застрахован от необходимости руководить заведомо бесполезным

и неудачным проектом лишь тогда, когда между ним и бизнес-руководством будет существовать (возможно, неформальная) договоренность о необходимости стратегического соответствия бизнеса и его ИТ-поддержки. Еще одно необходимое условие успеха ИТ-руководителя — это необходимость сбалансированно развивать все нематериальные активы. И это вполне естественно:

ИТ сами по себе не повышают привлекательности предложений для клиентов со стороны любой организации. Для развития ИТ-поддержки ее деятельности требуется реализация адекватных инициатив, нацеленных на развитие персонала и организационных структур. Планируя даже такую простую, казалось бы, операцию, как покупка принтера, ИТ-департамент должен позаботиться о необходимой подготовке сотрудников, которые будут им пользоваться, и о выделении ответственных (в идеале — со стороны бизнеса) за его состояние и мелкое обслуживание.

Блог редактора: blog.osp.ru/blogs/nord/

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF