СоДИТ: «ИТ-бюджеты растут медленно»

По данным ресурса GlobalCIO.ru, созданного российским Союзом ИТ-директоров, бюджеты ИТ-департаментов отечественных компаний в 2010 году выросли крайне слабо — в лучшем случае на 10%. Таким образом, критике был подвергнут прогноз IDC, согласно которому рост должен был составить более 17%.

Блок ИТ на российских предприятиях по-прежнему в два-три раза отстает по объему инвестиций от среднемирового показателя. Средний объем затрат на ИТ в России составляет около 0,87% от совокупной выручки. Российские ИТ-директора находятся в принципиально других финансовых условиях по сравнению с коллегами в развитых странах. Однако исследование отметило и позитивные сдвиги. В 2010–2011 годах около четверти компаний выбрало тактику активного развития и захвата рынков. «Замороженные» проекты постепенно возобновляются.

Любопытно, что существенно различаются и мнения игроков рынка относительно ожидаемых перспектив. Например, руководство компании «Микротест» полагает, что рост ИТ-бюджетов в 2010 году может составить 30%. «Ланит» высказывает более сдержанные оценки, подчеркивая, что рынок восстанавливается очень медленно, и его рост по итогам 2010 года составит от 5 до 10%, но никак не более.

«К сожалению, российские компании действительно меньше тратят на ИТ. Причина заключается в общем отставании нашей экономики в разы от уровня развитых стран», — говорит Николай Зезюлинский, директор по развитию бизнеса компании «ФОРС — Центр разработки».

«80% суммарной массы ИТ-бюджетов аккумулируется в крупном бизнесе, а для крупного бизнеса ИТ является игрушкой, а не производственной необходимостью», — подчеркивает Михаил Брусенцев, генеральный директор Optima services. Среди крупных компаний нет конкуренции, а при отсутствии конкуренции технологичность отходит на второй план. Средний же бизнес зачастую в прямом смысле слова выживает, ему не до инвестиций в ИТ.

BI — это реальность

Бизнес стал более серьезно воспринимать различные аналитические решения, подчеркивают в IDC. В ближайшее время этот сегмент ИТ-систем будет динамично развиваться. Аналитики ожидают роста мирового рынка средств BI в среднем на 7% в год. Росту способствует не только позитивная практика использования таких решений, но и то, что они становятся более понятными и прозрачными для конечных пользователей.

Как отмечают в Intersoft Lab, многие пользователи аналитических систем начинают расставаться с «кризисным» мышлением и направляют ресурсы на развитие бизнеса: моделирование новых продуктов и услуг, оптимизацию каналов и технологий продаж, разработку схем мотивации для персонала. Особенно заметно повышение интереса к созданию интерактивных управленческих панелей — например, для оперативной оценки влияния применяемых тактик развития на прибыльность.

«В развитии аналитических решений можно выделить несколько ключевых трендов: SaaS, технологии вычислений in-memory и анализ неструктурированной информации», — говорит Елена Семеновская, руководитель программы исследований рынка ПО компании IDC.

В портфеле практически любого вендора имеются решения, которые можно использовать по модели SaaS. Темпы роста «облачного» сегмента BI будут опережать аналогичный показатель для традиционных решений. Именно облачные решения зачастую вызывают наиболее позитивный отклик у пользователей.

Резидентные вычисления (in-memory computing) — направление, целью которого является радикальное повышение производительности BI-систем. Проблема производительности особенно актуальна в системах высшего уровня: менеджмент компании должен получать отчет любой сложности за секунды. Резидентные технологии позволяют базам данных работать непосредственно в оперативной памяти, что существенно сокращает время отклика.

«Еще в 2006 году аналитики Gartner предсказывали, что технологический прогресс и растущие потребности компаний приведут к росту популярности резидентных технологий», — подчеркивает Григорий Жуков, менеджер QlikTech по работе с партнерами в России. Согласно их прогнозам, сделанным четыре года назад, уже к 2012 году 70% крупных компаний должны использовать BI-приложения именно на базе резидентных баз данных.

Анализ неструктурированной информации становится весьма актуальным с учетом развития социальных сетей. Двумя типичными потребителями такого вида анализа становятся HR-службы и отделы маркетинга. «Информации, оставленной потенциальными кандидатами в социальных сетях, работодатели уделяют все большее внимание. Известны случаи, когда специалистам отказывали в приеме на работу после анализа их высказываний в блогах и на форумах», — отмечает Семеновская.

Важность подобной информации признают и сами сотрудники. Мнение клиентов компании о продуктах и услугах также достаточно важно. Клиенты, выражая в социальных сетях свое мнение, серьезно влияют на имидж компании. Конечно же, эти сведения могут быть проанализированы с целью изменения позиционирования продуктов или корректировки качества обслуживания. 

«В целом проникновение решений BI в бизнес-процессы компаний — это реальность, как бы к этому ни относились менеджеры и рядовые сотрудники», — резюмирует Семеновская.

Ведущий рубрики — Николай Смирнов. 

Блог обозревателя: myblog.osp.ru/blogs/nikas

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF