Естественный дисбаланс

Женщины ИТ-специалисты зарабатывают существенно меньше, чем их коллеги мужчины. Согласно исследованию, опубликованному недавно Chartered Institute of Management (CMI), в ИТ-секторе наблюдается самый большой разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами по сравнению с другими отраслями. Например, результаты по Великобритании показали, что разница между средним годовым заработком мужчин и женщин, работающих в ИТ-сфере, составляет почти 18 тыс. фунтов стерлингов: женщины зарабатывают в среднем 32,5 тыс., а мужчины — 50,5 тыс. Разумеется, на более низком уровне ИТ-иерархии разрыв в оплате труда менее заметен и составляет около 1 тыс. фунтов. Но эта разница становится значительной среди тех, кто занимает более высокие должности. Как подчеркивают аналитики, последствия большой разницы в оплате труда очень серьезны: работодатели рискуют оттолкнуть от себя талантливых женщин-менеджеров. Справедливости ради следует отметить, что у женщин в ИТ-отрасли наблюдается более быстрый рост заработной платы. Тем не менее при нынешнем ее росте женщинам потребуется более 60 лет, чтобы догнать по финансовым показателям коллег мужского пола.

«Зачастую речь идет не о целенаправленной дискриминации женщин в ИТ, а о видах работы, более подходящей мужчинам», — говорит Ирина Клюсова, директор российского отделения Kelly IT Resources. Действительно, иногда работодатель предпочитает, чтобы такие сотрудники были мужчинами. Например, служебные обязанности могут предусматривать физическую нагрузку, связанную с переноской аппаратуры. Женщин такой работой загружать просто некорректно.

С другой стороны, по ряду позиций женщины имеют абсолютно равные возможности, особенно когда это касается коммуникаций с другими сотрудниками. Можно сказать, что у женщин даже больше шансов получить данные должности.

«Если же говорить о руководящих позициях, то, по нашим наблюдениям, заработные платы женщин и их коллег мужчин практически не отличаются», — продолжает Клюсова. То, что женщин-менеджеров существенно меньше, связано с тем, что женщины склонны больше времени уделять семье, а это может идти в ущерб карьере. Они сами зачастую не желают брать на себя ту зону ответственности и такой объем работы, которые предполагают менеджерские должности. Мужчины в этом смысле более решительны, они способны ставить карьеру на первый план.

Кроме того, меньшее количество женщин в ИТ-индустрии предопределено изначально: подавляющее большинство студентов в технических вузах — юноши. Исследования показывают, что многие женщины связывают область ИТ исключительно с программированием, не находя ее привлекательной. Пропорция, определившаяся при получении высшего образования, сохраняется и в дальнейшем.

По данным CMI, в Европе доля женщин — выпускников технологических вузов составляет около 20%. Эта цифра мала по сравнению с аналогичными данными по США и Канаде, и тем более Южной Корее, где 38% выпускников вузов ИТ-специальностей являются женщинами. Впрочем, внутри Европы расслоение по странам весьма велико: например, в Литве женщины составляют более 40% ИТ-сотрудников.

«Конечно, гендерный дисбаланс — если не огромная проблема, то вопрос, над которым следовало бы работать», — подчеркивает Клюсова. Смешанный коллектив является более здоровым и продуктивным — это управленческая классика. Решение данной проблемы возможно только на государственном уровне. Возможно, речь должна идти о PR-акциях для привлечения женщин в профессию еще со студенческой скамьи. Подобные инициативы реализуются в ряде стран.

Например, в 2007 году Еврокомиссия запустила программу, направленную на увеличение числа женщин среди ИТ-сотрудников. В рамках этой программы всячески рекламируются успехи женщин, добившихся успехов в ИТ-индустрии, для создания необходимого имиджа данной сферы деятельности.

«Женщины, в силу природной коммуникативности, хорошо устанавливают контакты внутри коллектива. Это положительно влияет на развитие подразделения», — уверена Клюсова. Кроме того, женщины лучше мужчин способны создавать вокруг себя позитивную атмосферу. Наконец, женщины спокойнее относятся к рутине, обладают высоким уровнем стрессоустойчивости и способностью уделять внимание деталям.

Если же говорить о женщинах-управленцах, то у них есть замечательное качество — они чувствуют сотрудников, понимая их истинную мотивацию. В силу этого они более эффективно управляют коллективом.

Российские компании возобновляют инвестиции в ERP

Объем российского рынка интегрированных систем управления предприятием в 2009 году составил 492 млн долл. По оценкам IDC, это соответствует снижению на 19% по сравнению с предыдущим годом. Сокращение ИТ-бюджетов крупных компаний привело к значительному уменьшению числа новых полномасштабных проектов по внедрению информационных систем. Существенно снизился спрос на такие решения и в сегменте малых и средних предприятий. Вместе с тем обширная база существующих клиентов, проекты по внедрению отдельных функциональных модулей, а также существенно возросший спрос на аналитические решения со стороны крупных компаний позволили избежать более значительного падения рынка.

Лидером российского рынка систем управления предприятием осталась компания SAP, контролирующая ровно его половину. «1С» и Oracle закончили год с 22 и 10%, заняв второе и третье место соответственно. Microsoft Dynamics (7%) стала четвертой, а «Галактика» (4%) замкнула пятерку лидирующих поставщиков.

«Следует отметить успешную деятельность в кризисных условиях компании “1C”», — говорит Петр Городецкий, аналитик IDC по программному обеспечению. Именно благодаря ей суммарная доля российских компаний в группе лидеров составила 26%, превысив аналогичные показатели 2008 года.

«Российские пользователи осознают, что информационные системы являются важным элементом стратегического развития компании», — продолжает Городецкий. Несмотря на финансовые проблемы, они продолжают инвестировать средства в поддержку существующих систем и осваивают новые необходимые для бизнеса приложения.

В условиях кризиса был зафиксирован повышенный спрос на системы управления персоналом и управления активами предприятия, а среди компаний промышленного производства и транспортных предприятий были популярны решения управления техобслуживанием и ремонтами. Всплеск спроса на бизнес-аналитику имел место благодаря проектам в таких отраслях, как процессное производство и финансы. CRM обширно внедрялись в банковском секторе — в частности, широко известен крупный проект по внедрению CRM в Сбербанке.

По прогнозам аналитиков, российский рынок систем управления предприятием в ближайшие пять лет будет ежегодно расти в среднем на 15%. При этом наиболее заметный рост будет наблюдаться в госсекторе и здравоохранении. Известно, что правительство планирует значительные затраты на развитие концепции «Электронного правительства» и автоматизацию государственных медицинских учреждений. Кроме того, темпами, опережающими средние показатели рынка, будут увеличиваться затраты в секторах энергетики, финансов, оптовой и розничной торговли, бизнес-услуг, дискретного производства, образования, сельского хозяйства, строительства и добывающей промышленности.

Ведущий рубрики — Николай Смирнов.
Блог обозревателя: myblog.osp.ru/blogs/nikas