Дистрибуция

Группа компаний «СНС», один из крупнейших в России дистрибьюторов в сфере товаров народного потребления, является единым дистрибьютором British American Tobacco, национальным дилером и официальным дистрибьютором «Вымпелкома», дистрибьютором Red Bull, одного из лидеров мирового рынка энергетических напитков. Сбытовая сеть охватывает всю Россию и включает 102 филиала. В качестве системы управления предприятием используются решения SAP.

При выборе платформы на первом этапе основное внимание уделялось обеспечению требуемого уровня производительности в соответствии с требованиями проекта: внедрение систем SAP ERP и BW, одновременная работа 1000 пользователей, выполнение сайзинга как серверов, так и системы хранения на основе предоставленных компанией данных. Кроме того, требовались высокая надежность, обеспечение высокой доступности приложений SAP и возможность масштабирования по ходу развития проекта. Предъявленным требованиям удовлетворяли как традиционные решения, так и решение FlexFrame for SAP от Fujitsu.

На втором этапе оценивалась совокупная стоимость владения. И здесь предпочтение было отдано решению Fujitsu: расчеты, выполненные ГК «СНС», показали, что стоимость владения FlexFrame for SAP на 45% ниже, чем у традиционных решений.

Ожидания компании оправдались: производительность приложений SAP соответствовала требованиям, был обеспечен даже некоторый запас производительности, а простота и гибкость управления комплексом позволили эксплуатировать его без привлечения дополнительных специалистов: два сотрудника компании просто прошли переподготовку.

Построенное решение включало в себя следующие компоненты: FlexFrame for SAP в основном и резервном ЦОД; 11 серверов Primergy BX630S2, восемь серверов Primergy BX630 и система хранения NetApp FAS3170 в основном ЦОД; два сервера Primergy BX630, три сервера Primergy BX630S2 и NetApp FAS3050 в резервном; репликация данных с использованием NetApp SnapMirror; резервное копирование средствами Fujitsu Networker; приложения SAP ERP, BW, Solution Manager; СУБД Oracle 10g Release 2 (10.2). Все основные компоненты решения продублированы. За три года эксплуатации не было зафиксировано ни одного сбоя, произошедшего по вине ИТ-инфраструктуры.

Высокая степень автоматизации операций управления позволила снизить влияние человеческого фактора. «Мы эффективно используем оборудование, не зависим от дорогостоящих и редких специалистов и используем технологии, упрощающие нашу жизнь», — считает Антон Сущинский, директор департамента информационных технологий ГК «СНС».

Производство продуктов питания

«Мы разработали программу последовательного замещения серверов с переносом более критичных приложений на новое оборудование», Владимир Ильин, начальник отдела информационной поддержки компании «Холод»Компания «Холод» находится в городе Заринске Алтайского края. Предприятие является одним из крупнейших в регионе. Оно производит молоко, разнообразную молочную продукцию, сыр, газированные напитки, бутилированную воду из собственной артезианской скважины. В компании работает более 1000 сотрудников. Основное производство находится в Заринске. Филиальные заводы расположены примерно в 40 и 55 км от головного офиса.

«Корпоративная сеть объединяет все восемь площадок, — отмечает Владимир Ильин, начальник отдела информационной поддержки компании “Холод”. — Практически все серверное оборудование (за исключением серверов видеонаблюдения) и приложения расположены в центральном офисе». Работа производится на терминальных серверах, основная масса рабочих станций — тонкие клиенты (их около 380), полноценных рабочих мест — примерно два десятка. Cейчас компания переживает фазу активного роста, и ежемесячно добавляется до 10–15 пользовательских мест.

Ядро системы реализовано на основе двух серверов ETegro Hyperion ES330 G2 с базой данных Microsoft SQL 2005. В качестве терминальных серверов используются ETegro Hyperion ES330 G2 и два сервера RS230 G2 с дублированием системы охлаждения и питания. Промышленный мониторинг с подключением тонких клиентов для сбора и анализа технологических данных о производстве реализован на базе ETegro Hyperion ES310 G2 и терминального сервера HP. В качестве серверов для некритичных приложений, мониторинга серверной инфраструктуры, средств обмена информацией и маршрутизации используются серверы ETegro Hyperion RS120 G2, RS110 G3, несколько систем HP и Supermicro. «Мы также применяем решения виртуализации», — отмечает Ильин.

В корпоративной сети предприятия развернуты IP-телефония на базе ПО Asterisk, электронная почта, прокси-сервер, сервер мгновенного обмена сообщениями. Для документооборота и управления используются система Motiw, продукты «1C:Предприятие 7.7», «1С:Предприятие 8.2».

При первой закупке сервера ETegro ИТ-специалисты предприятия руководствовались оптимальным соотношением цены и возможностей и наличием на Web-сайте производителя удобного «конструктора» для конфигурации оборудования. «С поломкой мы за три года столкнулись только однажды — когда вышел из строя блок питания на одном из 14 серверов. Производитель быстро прислал замену», — вспоминает Ильин.

Для надежной системы питания используются два однофазных ИБП «Исток». В каждое серверное помещение заведены две силовые линии от разных трансформаторов с автоматическим переключением в случае пропадания питания. Отказоустойчивость также обеспечивается многоуровневой системой резервирования информации.

Информационные услуги

«Вся внутренняя ИТ-инфраструктура развернута на территории собственных ЦОД», Алексей Дубровских, руководитель отдела системного администрирования управляющей компании «ДубльГИС»Компания «ДубльГИС» существует на рынке уже более 11 лет. Ее основной продукт — «Городской информационный справочник», содержащий план-схему города и справочник его предприятий. Географически компания простирается от Владивостока до Одессы. В компании работает более 1000 сотрудников.

ИТ-инфраструктура компании централизованная, с узлами, которые могут достаточно долго работать автономно и при возобновлении связи через Интернет синхронизируются с корневыми серверами. Число пользователей информационной системы перевалило за тысячу, она включает 30 региональных узлов и пять офисов в Новосибирске. С учетом активной региональной экспансии посредством франшизы ежемесячный прирост составляет один-два региональных узла в месяц (20–50 новых сотрудников). «Вся внутренняя ИТ-инфраструктура развернута на территории собственных ЦОД, — отмечает Алексей Дубровских, руководитель отдела системного администрирования управляющей компании “ДубльГИС”. — Исключение составляют центральные узловые точки инфраструктуры, а также внешние сервисы (Web-сайт и серверы обновлений), которые размещаются на территории ЦОД ведущих российских операторов связи».

Используются серверные корпоративные приложения: контроллеры доменов Windows Server, «Антивирус Касперского», SharePoint Services, почтовые сервисы, прокси-серверы и др. В компании широко используется виртуализация.

Среди требований, предъявляемых к серверам оборудования, — качество продукции, гарантия не менее трех лет и не очень высокая цена. Так как региональные узлы и все сервисы на них полностью стандартизованы, внедрение происходит в достаточно короткие сроки — неделя на инсталляцию и столько же на ввод в эксплуатацию. Серверное оборудование для организации региональных ИТ-узлов компания постоянно закупает у Depo Computers.

Аудит и консалтинг

«Значительная часть нашей ИТ-инфраструктуры обеспечивает эксплуатацию семейства программных продуктов SAP», Иван Борунов, руководитель технической команды SAP компании «Делойт», СНГ«Делойт», СНГ — региональное отделение компании Deloitte, одной из ведущих международных аудиторских и консалтинговых фирм, предоставляет услуги около 3 тыс. сотрудников в 14 офисах в девяти странах региона.

«Значительная часть нашей ИТ-инфраструктуры обеспечивает эксплуатацию семейства программных продуктов SAP», — отмечает Иван Борунов, руководитель технической команды SAP компании «Делойт», СНГ. В частности, развернуты SAP ERP (в том числе модули EM, FI/CO и HR), а также аналитическая система SAP BI и портальное решение SAP EP.

«ИТ-инфраструктура включает в себя серверы приложений обработки информации, системы хранения данных, сетевое оборудование, а также дополнительные аппаратно-программные компоненты», — добавляет Евгений Фишер, руководитель отдела эксплуатации ИТ компании «Делойт», СНГ. При построении ИТ-инфраструктуры использовалась архитектурная модель, сочетающая в себе централизованное хранение и обработку данных, требуемый уровень отказоустойчивости, масштабируемость, эффективность межкомпонентных взаимодействий и развитую сетевую инфраструктуру. Ключевые принципы этой модели следующие: единая система хранения данных, резервирование ключевых компонентов информационной системы, наличие локальных и удаленных резервных копий необходимых информационных систем, полная идентичность оборудования и конфигураций, используемых в рабочей и тестовой средах, наличие выделенных систем, предназначенных для обучения пользователей.

«В ходе серии интеграционных, нагрузочных и иных приемочных испытаний, а также в ходе успешной эксплуатации ИТ-инфраструктура продемонстрировала соответствие предъявляемым требованиям», Евгений Фишер, руководитель отдела эксплуатации ИТ компании «Делойт», СНГПроанализировав различные способы реализации этой модели, Борунов и Фишер остановились на варианте со следующими характеристиками: система хранения данных EMC CX3-80 с 60 дисками Fiber Channel и 15 дисками SATA общей емкостью 33 Тбайт; серверы Dell PowerEdge 2950, имеющие от 16 до 32 Гбайт оперативной памяти; программно-аппаратный комплекс BIA совместного производства HP и SAP; сетевое оборудование Nortel ERS-5520; операционная система Microsoft Windows Server 2003 R2 (64-разрядная версия); СУБД Microsoft SQL Server 2005 (64-разрядная); интеграционная платформа SAP NetWeaver 2004s (64-разрядная).

Этот вариант в числе прочих учитывал и такие критерии, как наличие продолжительной истории успешного взаимодействия с производителем и его партнерами в СНГ; наличие подтвержденной информации об успешных проектах, выполненных с использованием выбранных компонентов; техническая поддержка оборудования и ПО на необходимых условиях, гарантированных производителем; наличие достаточного опыта эксплуатации оборудования и программных компонентов у специалистов «Делойта» и других лиц, задействованных в проекте; относительно низкий показатель TCO.

Оператор спутникового телевидения

«Первостепенным критерием для выбора серверной платформы является надежность оборудования», Максим Веремеев, начальник отдела развития и телевизионных систем компании «Орион Экспресс»«Орион Экспресс» — оператор спутникового телевидения, предоставляющий услуги на всей территории России. Компания имеет две головные станции по формированию спутникового сигнала в Красноярске на территории КБ «Искра» и в Москве на территории компании «РуСат». В «Орион Экспресс» работает более 100 сотрудников.

«Серверы у нас используются для вещания телеканалов с применением программных продуктов компании PlayBox и видеокарт DeckLink HD SDI, — отмечает Максим Веремеев, начальник отдела развития и телевизионных систем компании “Орион Экспресс”. — Данные приложения обеспечивают круглосуточное вещание телеканалов в автоматическом режиме. Основная нагрузка ложится на дисковую систему сервера, которая обязана обеспечивать постоянный надежный доступ к видеоматериалам на скорости 4 Мбайт/c на чтение и до 20 Мбайт/с на запись».

Для Веремеева первостепенным критерием для выбора серверной платформы является надежность оборудования. Выбранные для компании серверы являются одними из немногих серверов формата 2U, которые позволяют устанавливать в них полноразмерные платы. Также важным фактором стало наличие сертификата Минсвязи РФ на оборудование, что необходимо при сдаче узла связи.

В последний раз в начале этого года была осуществлена крупная закупка шести серверов True System Gladius 2026XQR08, четырех серверов Gladius 2025XQR08 и двух серверов хранения данных Gladius 4025XQR24. Оборудование компании размещается в ЦОД спутниковых телепортов КБ «Искра» и «РуСат». Эти ЦОД оснащены стабильным электропитанием с резервированием, кондиционированием с резервированием и выделенными каналами связи.

Рекомендации экспертов

По мнению Андрея Перкина, консультанта по технологиям компании Fujitsu, грамотный подбор оборудования для серверной инфраструктуры прежде всего предусматривает соблюдение нескольких условий: понимание современных технологий руководителем, принимающим решения, или его подчиненными; наличие четко сформулированных задач, которые планируется решать используя это оборудование; обеспечение совместимости с уже имеющейся инфраструктурой компании. И уже только после этого должен вставать вопрос о выборе конкретного производителя и модели. Важным фактором при выборе являются наличие и близость сервисных центров в вашем регионе.

Александр Старыгин, начальник отдела подготовки технических решений подразделения корпоративных решений HP в России, уверен, что выбор серверного оборудования — задача многокритериальная, и состав критериев обусловлен в первую очередь планами использования этого оборудования, критичностью выполняемых на нем приложений для бизнеса компании, существующей инфраструктурой, предлагаемым уровнем технического обслуживания, репутацией вендора и поставщика, а также, разумеется, ценой и другими факторами.

«Сам термин “выбор серверного оборудования” не совсем корректен», — считает Старыгин. По его мнению, более правильно говорить о выборе программно-аппаратной платформы, обеспечивающей выполнение приложений с заданной производительностью, масштабируемостью, уровнем доступности, учитывающим различные риски, от ошибок администратора до природных или техногенных катастроф. Важным критерием также является наличие ясных перспектив развития платформы, способных удовлетворить требования бизнеса.

Зачастую способность вендора совместно с заказчиком грамотно сформулировать технические требования, а затем разработать и предложить архитектуру и конфигурацию соответствующей платформы, сама по себе является важным критерием выбора, особенно для сложных, бизнес-критичных и ресурсоемких систем.

Старыгин отмечает, что в последние годы заказчиков интересует не только цена приобретения, но и стоимость владения платформой в течение трех –пяти лет, а также возможность оценки потерь, связанных с рисками (незапланированными простоями, форс-мажорными обстоятельствами).

Александр Устюжанин, директор по технологиям компании ETegro Technologies, выделяет два критичных аспекта при подборе оборудования: технический и удобство приобретения. Сначала нужно определить для себя необходимость тех или иных возможностей повышения доступности сервисов (наличия резервированной системы питания и охлаждения) и уже затем определяться с конфигурацией оборудования с учетом перспективы дальнейшего роста потребностей. «Стоит разумно подходить к выбору, ведь довольно часто к серверу предъявляются требования по возможностям расширения, которые не будут использованы в течение его срока службы», — считает Устюжанин.

Виктор Урусов, вице-президент компании Depo Computers полагает, что наиболее правильный подход состоит в том, чтобы сформировать концепцию развития ИТ-инфраструктуры предприятия хотя бы на три – пять лет вперед, что соответствует среднему сроку моральной и физической амортизации серверного оборудования. Дополнительно Урусов рекомендует использовать подход, разработанный его коллегами по компании и получивший название «Бережливое проектирование». Суть его в том, чтобы не только правильно выбирать технологии, но и сочетать решения, то есть выполнять комплексное проектирование с учетом различных инфраструктурных нюансов. Также желательно использовать решения, которые позволяют наращивать производительность и емкость по мере необходимости, без существенной модернизации или замены оборудования.

Урусов отмечает, что, выбирая сервер, все оперируют понятием надежности, которое, кстати, является субъективным, — ее невозможно оценить на этапе выбора. В то же время критерий отказоустойчивости, который требует большей компетенции специалистов, часто игнорируется. Между тем он, в отличие от надежности, определяется исключительно технологическими свойствами оборудования и является объективным критерием для сравнения.

Часто предприятия пытаются минимизировать риски простоя за счет использования дорогостоящего, высоконадежного оборудования, но практически любая система со стоимостью в разы ниже, но с правильным резервированием гарантирует более высокую доступность систем.

Немаловажным фактором является сервис. Урусов рекомендует использовать оборудование, производители которого могут обеспечить обслуживание на месте эксплуатации и желательно в короткие и гарантированные сроки.

Владимир Шарапов, начальник технического отдела компании True System, определяет следующую последовательность при выборе серверной платформы: надежность (в том числе известность производителя на рынке, возможность резервирования компонентов, дисковая подсистема, система охлаждения); производительность; возможность модернизации сервера для повышения его производительности (но это необязательно — достаточно заранее оценить производительность в расчете на три – пять лет вперед); техническая поддержка со сроком гарантии не менее трех лет.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF