Видеоконференцсвязь — это многосторонняя связь для передачи звука, изображения и данных приложений, для организации которой требуется инфраструктура, необходимая для проведения постоянных сеансов видеоконференций

Видеоконференцсвязь (ВКС) в своем классическом виде продолжает оставаться дорогим удовольствием. Например, типовая система многосторонней ВКС на восемь точек, предназначенная для проведения групповых совещаний и обучения персонала, обойдется заказчику в несколько миллионов рублей. Даже при наличии уверенности в быстрой окупаемости такого решения далеко не каждый руководитель компании способен решиться на такие инвестиции. Качественный скачок в развитии рынка ВКС возможен лишь вследствие радикального снижения стоимости решений.

Фактически видеоконференции нашли применение во многих организациях, однако большинство компаний (особенно небольших) ограничивается бесплатным сервисом Skype. При этом позиция руководства может быть разной — от молчаливого одобрения до продвижения этой программы в качестве корпоративного стандарта. Но у Skype существует серьезный недостаток: он использует проприетарный протокол, несовместимый с общепринятыми стандартами. Кроме того, бесплатные решения не всегда удовлетворяют существующей политике безопасности, а их возможности ограничены.

Например, Skype-подобные сервисы не обеспечивают такой важной для бизнес-пользователей функции, как интеграция с корпоративной адресной книгой. К недостаткам, помимо прочего, можно отнести невысокое качество видеосвязи, а также использование серверов, не являющихся собственностью компании. Последнее обстоятельство создает дополнительную угрозу информационной безопасности.

Вместе с тем многие игроки рынка ВКС приветствуют распространение бесплатных видеосервисов, поскольку считают, что те способствуют продвижению ВКС и прививают культуру пользования видеосвязью. Именно ограниченностью функционала и вопросами безопасности обусловлено активное развитие корпоративного сегмента решений ВКС.

Компании, не готовые инвестировать в ИТ существенные средства, все чаще обращают внимание на решения, относящиеся по классификации систем ВКС к классу A, — это программные решения, которые устанавливаются на устройствах вычислительной техники с Web-камерой для организации сеансов ВКС. К классу А относятся не только бесплатные решения, но и профессиональные продукты — например, Tandberg Movi или Polycom PVX. Из отечественных игроков можно выделить компанию «ВидеоПорт».

Основным преимуществом в данной ситуации является получение функциональности групповых видео-конференций при невысокой стоимости приобретения и владения. Кроме того, важным моментом здесь является получение выделенного решения, которое не зависит от компаний-провайдеров, не может быть внезапно отключено или прослушано.

В итоге заказчику, сэкономившему на стоимости приобретения системы, не требуются и услуги профессиональных сотрудников для ее сопровождения — он получает гибкую систему видеоконференций, работающую через Интернет и не требовательную к каналам связи.

Как правило, типичный заказчик подобных систем имеет распределенную филиальную или региональную сеть, сотрудникам которой необходимы регулярные контакты. Цель подобных встреч может быть разной: от обучения сотрудников до консультаций и оперативного управления бизнесом. В частности, в России наблюдается достаточно большой интерес к недорогим ВКС-системам со стороны крупных производственных компаний, администраций городов, банков и учебных заведений.

Главное — оперативность

Показательным примером использования бюджетного решения для организации корпоративных коммуникаций является внедрение системы VideoPort VCS в Международном банке Санкт-Петербурга. Банк имеет шесть филиалов в различных городах России, и видеосвязь в этом случае критически важна для обсуждения и решения межфилиальных вопросов. Разумеется, экономия на командировках имеет не столь большое значение, как оперативность принятия решений. Главное для бизнеса — это возможность быстро, не откладывая, обсудить какой-либо важный вопрос в течение небольшого времени. При этом повышается качество принимаемых решений: например, экспертный комитет может находиться в центральном офисе и помогать сотрудникам филиала в решении тех или иных задач.

При выборе системы ВКС основным критерием была стоимость владения при необходимом функционале. Уже в течение двух лет самой востребованной и нужной функцией для сотрудников банка является именно многопользовательская видео-связь. Они осведомлены о дополнительных полезных функциях, таких как показ удаленного рабочего стола и презентации, но используют их весьма редко.