В своем недавнем исследовании компания Ernst & Young призвала руководителей предприятий сектора товаров народного потребления повышать эффективность своей логистики и операционной деятельности. Как в этом могут сейчас помочь информационные технологии, учи

Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort:

Я не согласен, что активность снизилась. Она резко перераспределилась с проектов долгосрочного развития на проекты оптимизации управления. Сейчас у большинства крупных клиентов идет модернизация собственных систем ERP, управления логистикой и т. д. ИТ-ресурсы консолидируются, поскольку крупные российские компании (в отличие от западных) в период кризиса вышли из фазы быстрого роста и поглощения мелких компаний, озаботились эффективностью производства и стали унифицировать и консолидировать ИТ-ресурсы, разбросанные по всей стране. В результате были прекращены или заморожены многие слабоконтролируемые процессы развития ИТ (особенно в регионах), но центральные ИТ-службы компаний работали в кризис очень эффективно. В целом «заморозка» ИТ-проектов наиболее ощутима в малом и среднем бизнесе, который и так в нашей стране с трудом выживает, а на фоне падения спроса вообще оказался на грани вымирания. Таким образом, ИТ в России развиваются адекватно рынку в целом: если в стране в принципе плохая логистика, так как нет дорог, то никакие ИТ не помогут, а там где они могут помочь, проекты идут и приносят дополнительную прибыль компаниям.

Ольга Сурьянинова, директор департамента «1С» компании «АстроСофт»:

Даже в условиях кризиса интерес предприятий отрасли к ИТ-проектам есть, но это проекты с конкретной, просчитываемой выгодой: оптимизация производственных затрат, складских запасов, сохранение или увеличение прибыли, например. Правда, этот интерес фокусируется на коротких и, по преимуществу, недорогих проектах. Рынок, соответственно, должен предлагать (и предлагает) технологии для этого. Отраслевые решения, адаптированные к бизнесу и конкретным задачам предприятий, оптимально отвечают их ключевым ожиданиям: быстрое внедрение и автоматизация конкретного участка — быстрая окупаемость — дальнейшее развитие системы. Относительно невысокая стоимость и возможность модульного, пошагового развертывания системы только усиливают преимущества таких решений. Кроме того, не надо забывать о том, что грамотно построенное обучение сотрудников позволяет компании значительно сэкономить не только на внедрении, но и в дальнейшем при работе с системой.

Дмитрий Кулешов, руководитель направления «Торговля и сфера услуг» фирмы «1С»:

Взрывного роста в секторе товаров народного потребления в обозримом будущем ждать не приходится, этот бизнес по-прежнему характеризуется высокой конкуренцией и невысокой рентабельностью. В таких условиях преимущества имеет тот, кто, не снижая доходов, сможет сократить затраты, тот, кто повысит эффективность операционной деятельности. Один из инструментов повышения эффективности — информационные технологии. Минимизировать ненужные товарные запасы, всегда иметь на складе ходовой товар, уменьшить затраты на персонал, сократить потери от злоупотреблений отдельных сотрудников, контролировать дебиторскую задолженность — вот далеко не полный список того, что ИТ дают предприятиям потребительского сектора.

Николай Корнеев, руководитель дирекции управленческого консалтинга компании TopS BI:

Цикл принятия решения по запуску ИТ-проектов зачастую продолжительнее, чем один-два года. В настоящее время может наблюдаться отложенный спрос на ИТ-проекты и ИТ-услуги. Видоизменяются условия работы исполнителей с заказчиками. К исполнителям предъявляются более высокие требования в части отраслевой экспертизы.

Как бы то ни было, повышение эффективности бизнес-процессов в наше время непосредственно связано с применением ИТ-решений. Фокус смещается в пользу конкретных решений по конкретным бизнес-задачам. Необходимо получать результаты в сжатые сроки — не более года. Таким образом, вырастает роль ИТ внутри предприятия в части обеспечения интеграции покупаемых решений и реализуемых ИТ-проектов.