Волна спада конца 2008 – начала 2009 года прошла. Наметился рост, но его темпы опять замедляются, и, по оценкам некоторых экспертов, россияне по-прежнему будут тратить почти три четверти своих доходов на товары повседневного спроса.

По планам правительства, согласно утвержденной концепции развития России до 2020 года, прослойка среднего класса в стране должна составить половину всего населения, а реальные доходы россиян — увеличиться до 50 тыс. долл. в год. Но в связи с кризисом российские потребители, по мнению аналитиков, замерли в ожидании дальнейших изменений в экономике страны и не испытывают особого оптимизма — только около четверти населения считает, что в ближайший год страна окончательно выйдет из кризиса.

Несмотря на то что в последнее время российские власти стараются стимулировать спрос, россияне не торопятся тратить сбережения. Снижение реальных доходов населения и ухудшение показателей потребительской уверенности привели к серьезному изменению в потребительских приоритетах, стремлению экономить и более взвешенно подходить к принятию решения о расходовании средств. В среднем лишь каждый пятый не изменил своего потребления продуктов питания и товаров повседневного спроса. При этом потребители приобретали некоторые товары реже, чем прежде, либо в меньшем количестве, отказывались от покупок некоторых товаров, делали покупки в менее дорогих местах, закупали продукты питания и товары повседневного спроса «впрок», большими упаковками. В результате доля расходов на продукты питания и товары повседневного спроса в структуре бюджета домохозяйств существенно выросла: различные аналитические агентства оценивают ее в 60–75% от общего бюджета, и это при том, что рынок этих товаров в период кризиса, по оценкам экспертов, сократился на 8–10%. Но, согласно данным Росстата, имеются и положительные тенденции. Возросли продажи, а за ними последовал и рост производства. В частности, производство мясных продуктов питания выросло на 3–9%, а молочных — почти на 12%.

Поэтому этот рынок считается наиболее благополучным. Люди всегда будут покупать товары, которые необходимы им каждый день, пусть даже и в других соотношениях.

Для рынка товаров повседневного спроса (Fast Moving Consumer Goods, FMCG), которые стоят относительно дешево и имеют высокую оборачиваемость, характерны высокий уровень конкуренции, сезонность продаж для отдельных категорий продуктов, а также постоянное появление новых марок и видов товаров.

Конкуренция на рынке растет как со стороны российских, так и со стороны зарубежных компаний. Интересно, что, по мнению аналитиков, российский рынок стал очень привлекательным для иностранцев — иметь 120 млн клиентов в России представляется более выгодным, чем несколько миллионов в других странах. В качестве сдерживающего фактора для иностранных компаний, помимо нестабильного законодательства, эксперты отмечают проблему, с которой сталкиваются и российские, и зарубежные игроки рынка FMCG в России: сегодня невозможно предсказать поведение потребителей. Спрос на товары повседневного потребления все время колеблется, и аналитики отмечают, что пока не понятно, чем это можно объяснить. Производителям достаточно сложно прогнозировать будущий спрос. Этот факт отчасти сдерживает активность зарубежных компаний, но российские компании, по мнению некоторых аналитиков, не смогут составить достойную конкуренцию иностранным производителям, так как сегодня производство таких товаров теснее связано с импортом (сырье, оборудование, компоненты). У российских производителей уже нет существенных резервов для сокращения себестоимости продукции. Например, еще в 2009 году в период кризиса, так же как и сегодня, доля импортного мяса птицы на российском рынке составляла порядка 28% (три четверти из которых — поставки из США), а потребление мяса птицы и изделий из него непрерывно растет. Крупнейшими игроками на российском рынке мяса птицы (в убойном весе) являются группа «Черкизово», компания «Приосколье», группа «Продо». Еще одно узкое место — изменение политики торговых сетей, закрытие магазинов. Непрерывно сокращается ассортимент продукции, меняются форматы: это и изменение доли свежих продуктов в ассортименте, и сокращение доли непродовольственных товаров. Компании вынуждены закрывать неэффективные магазины, некоторые сети перестали существовать.

Оценивая последствия кризиса, эксперты отмечают, что FMCG-компании, как и игроки других рынков, привлекали заемные средства под запуск и развитие своих проектов, и кризис наиболее болезненно сказался на компаниях, в большей степени зависящих от объема привлекаемых средств. Снижение покупательской способности населения особенно отразилось на тех, кто работает в высоком ценовом сегменте, а игроки сегмента ниже среднего от сложившейся ситуации могли даже выиграть. Внутри сектора FMCG есть свое расслоение по отраслям, и если одних кризис практически не коснулся (например, табачных компаний), то другие существенно пострадали. Часть компаний-производителей провела существенные сокращения персонала (в основном крупные предприятия), но, несмотря на это, ряд компаний продолжают развивать свои структуры, вкладывать активы в дальнейшее развитие бизнеса.

Процессы слияний и поглощений, укрупнения бизнеса, активно шедшие накануне кризиса, потребовали в последний год от компаний реализации программ по реструктуризации и оптимизации бизнеса, изменения ассортимента, запуска новых маркетинговых программ, развития ИТ-систем и т. д. Текущая общеэкономическая ситуация заставляет компании активно искать пути для совершенствования управления. Основная задача, стоящая перед предприятием сектора, заключается в том, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие в цепочке производитель — дистрибьютор — продавец — потребитель. Комплексная информационная система позволяет получить доступ к данным на всех уровнях, начиная от менеджеров по развитию бизнеса и заканчивая торговыми агентами. Анализ этих данных позволяет увидеть как узкие места, так и возможности дальнейшего развития бизнеса, поэтому все участники рынка считают, что базовыми технологиями, необходимыми для выживания компаний, являются учетные системы, способные обеспечить прозрачность движения товаропотока от склада производителя до конечного потребителя.

Расширение возможностей

Необходимость создавать новые модели взаимодействия с дистрибьюторами и торговыми центрами и совершенствовать старые привела к ряду проектов в сфере логистики и управления складскими комплексами компаний-производителей. Именно в оптимизации этих процессов компании сегодня видят возможности снижения затрат и себестоимости продукции. Большинство проектов предусматривали развитие и оптимизацию существующих комплексных систем автоматизации бизнеса.

Созданием единого информационного пространства с централизованной системой управления и единым центром ответственности занимался «Фирменный Торговый Дом “Царицыно”» в составе группы компаний «Царицыно», специализирующейся на производстве и реализации мясных изделий. Реорганизация торгового дома потребовала расширения функционала существующей системы Microsoft Dynamics AX, которая уже решала задачи оперативного управления складом. Стали необходимы новые возможности по приемке и отгрузке продукции в распределительном центре с учетом штрихкодирования продукции и ее полного провешивания, а также автоматизации не затронутых ранее бизнес-процессов.

В сельскохозяйственном объединении «Белореченское» очередным этапом в построении ERP-системы на базе решения «Галактика ERP», уже используемого для управления логистикой, сбытом, затратами на производство, а также для управления персоналом и бухгалтерского учета, завершен ввод в эксплуатацию модуля «Управление автотранспортом», что позволяет предприятию управлять себестоимостью транспортных средств, корректно рассчитывать затраты подразделений на работу транспорта, анализировать эффективность использования техники, выявлять резервы для снижения затрат.

Конечно, существуют и проекты, только открывающие процесс внедрения полноценных учетных систем. С автоматизации бизнес-процессов в продажах и логистике, на базе Microsoft Dynamics AX, начала создание единой информационной системы группа компаний «Продо» — один из крупнейших, динамично развивающихся игроков федерального масштаба на рынке мясопереработки, птицеводства и свиноводства. Решение о внедрении системы было обусловлено расширением производства и необходимостью усовершенствовать систему управления разветвленной сетью производственных и торговых предприятий группы. В результате реализации проекта планируется создать единое хранилище данных для формирования отчетности.

Проект, позволяющий повысить управляемость компании за счет внедрения отраслевого решения «ЛАНИТ. Пищевая промышленность», был реализован в компании «Дымов». Развитие и расширение бизнеса потребовало автоматизации ключевых бизнес-процессов с сохранением успешных бизнес-моделей и формированием новых в тех областях, где были нужны существенные улучшения.

Компания «Валио» завершила проект автоматизации на базе Microsoft Dynamics AX. Созданное решение охватывает головной офис компании в Санкт-Петербурге, филиал в Москве, завод и дистрибуционный центр в поселке Ершово (Московская область), а также распределенную сеть внешних складов. Повышение производительности завода в Ершово потребовало внедрения в 2010 году системы мониторинга общей эффективности оборудования — инструмента для анализа потерь производственного времени, выявления структуры и причин этих потерь для борьбы с простоями и неэффективным использованием оборудования. Решение встроено в действующую на предприятии информационную систему управления техническим обслуживанием и ремонтами на основе комплекса TRIM, который стал общей программной платформой для ИСУ ТОиР и системы мониторинга.

Большинство компаний сектора ориентированы на широкие рынки сбыта, поэтому очень важна автоматизация в области управления партнерской сетью (в нее входят дистрибьюторы и торговые сети) и контроля над продажами в розничных точках. Транспортные расходы и логистику оптимизировала компания Danone. Имеющаяся система поддерживает ведение тарифной политики, позволяет отслеживать грузы в любой точке транспортной сети и предоставляет такую возможность дистрибьюторам компании. В компании «Вимм-Билль-Данн» завершен проект автоматизации управления продажами дистрибьюторов на базе решения Lawson e-Sales с целью оптимизации цепочек поставок и работы с дистрибьюторами. Основной целью проекта стало повышение эффективности управления вторичными продажами, что позволяет сократить уровень складских запасов и улучшить качество обслуживания.

Создание единого информационного пространства позволяет эффективнее управлять товарным запасом и циклом поставки, вести производственный документооборот, регулировать себестоимость готовой продукции, учитывать стоимость поставляемого сырья и пр. Внедрение систем позволило эффективно прогнозировать потребности предприятий в ресурсах, производственных мощностях и поставке материалов, осуществлять поддержку необходимых запасов, составлять производственные задания и графики.

Взаимодействие

При построении единого информационного пространства компании, для организации эффективного взаимодействия сотрудников требуется внедрение портальных решений. Этой технологией и воспользовалась компания «Ферреро Руссия», дистрибьютор кондитерских изделий, внедрив корпоративный Intranet-портал на платформе Microsoft Office SharePoint Server 2007. Решение о его создании было отчасти продиктовано необходимостью предоставить сотрудникам расширенные возможности работы с документами. В ходе проекта был реализован сервис новостей, создан телефонный справочник сотрудников, интегрированный с офисной пропускной системой. Не менее важным результатом стало внедрение сервиса автоматизированной обработки заявок в ИТ-отделе компании. Это позволило сотрудникам сократить время обработки заявок, пользователям — отслеживать процесс выполнения своих заявок, а руководителям — получать своевременную и достоверную статистическую информацию о работе ИТ-отдела.

Управлять и контролировать

Для многих компаний по-прежнему актуальны задачи автоматизации бухгалтерского, управленческого учета, а также бюджетирования. Среди них группа компаний «Интератлантик», являющаяся крупным поставщиком и производителем морепродуктов на Урале, головной офис которой находится в Екатеринбурге, производственные мощности — в Нижнем Тагиле, офисы продаж также расположены в Челябинске и Тюмени. Система оперативного торгового и производственного учета собственной разработки на платформе «1С: Предприятие 8.1» удовлетворяла потребности компании в оперативном учете, но требования к системе бюджетирования оказались выше ее возможностей. Внедрение программно-методического комплекса «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент» и ежемесячная работа по бюджетному планированию и управленческому учету в системе позволили увидеть и оценить реальную эффективность деятельности компании, провести полноценный план-фактный анализ, получить полный комплект управленческой отчетности как в целом по группе компаний, так и по отдельным бизнесам.

Компания «Формула здоровья» (Калининград) завершила основной этап проекта по внедрению управленческого контроллинга. Отличительной чертой этой сети аптек можно назвать большой ассортимент лечебной косметики, косметических, диагностических приборов, ортопедических товаров, а также большое количество товаров для поддержания красоты и здоровья для всех членов семьи. В рамках проекта была формализована организационная структура компании, описаны и автоматизированы на базе «ИНТАЛЕВ: Корпоративный контроллинг» бизнес-процессы, разработаны финансовые и нефинансовые показатели — выполнен комплекс работ по формализации финансовой и бюджетной структуры и разработке управленческой учетной политики.

Сокращения сроков согласования договоров, обеспечения прозрачного механизма движения всех документов внутри предприятия, а также контроля исполнения документов за счет оптимизации документооборота и перевода его в электронный вид на базе системы DocsVision добилась компания «Донской табак». Одна из основных задач проекта состояла в организации электронного архива документов.

Перспективы и проблемы

По-прежнему востребованными остаются мобильные технологии. Для компаний сектора FMCG главным действующим лицом при работе с клиентами являются торговые представители, поэтому автоматизация мобильной торговли приобретает все большие масштабы и переходит в разряд повседневного инструмента совершенствования бизнес-процессов. Интеграция с ERP-системами позволяет оптимизировать ежедневное планирование, ввод информации в базы данных и ее передачу, сократив затраты времени на эти действия и стимулируя сотрудников на своевременное выполнение необходимых операций c информацией.

Общая проблема компаний — нехватка в регионах квалифицированных ИТ-специалистов, поэтому определенные ИТ-задачи передаются на аутсорсинг. По мнению экспертов, наметившийся рост сектора FMCG приведет к тому, что и объем инвестиций в развитие информационных технологий вырастет. Сегодня компании понимают, что без эффективной ИТ-поддержки бизнес не может быть успешным.

Дело вкуса

Вызванное кризисом падение спроса в различных сегментах сектора товаров народного потребления оказалось весьма неравномерным. Наиболее заметно на компании сектора повлияли трудности в смежных секторах, в первую очередь в рознице и дистрибуции. Для повышения эффективности компании стремятся не только снижать издержки и сокращать товарные запасы, но и развивать электронную интеграцию со смежниками, чтобы иметь ясное представление о состоянии всей цепочки поставок товаров, более точно отслеживать сроки и условия поставок, а также колебания покупательского спроса. В числе актуальных задач, решаемых с помощью ИТ, — учет, планирование производства, управление финансовыми потоками, дебиторской и кредиторской задолженностями, расширенное планирование в рамках цепочек поставок, интеграция систем, «продажа с колес», борьба с воровством, повышение лояльности оптовых и розничных клиентов.

На пищевом комбинате «Хороший вкус», одном из крупнейших мясоперерабатывающих предприятий Уральского региона, внедрена интегрированная система управления предприятием на базе Microsoft Dynamics AX. Проект, выполненный компанией «ЛАНИТ», включал автоматизацию складского учета, производственного контура, планирования и расчета себестоимости готовой продукции с учетом нематериальных затрат, производственного планирования, а также интеграцию с низовым оборудованием и некоторыми учетными системами. Развернутое решение сдано в промышленную эксплуатацию в марте 2009 года.

Как рассказала Полина Михеева, заместитель генерального директора комбината по связи и ИТ, в ходе проекта был автоматизирован весь производственный цикл, от разделки мяса до упаковки готовой продукции. В рамках проекта была разработана новая модель системы производственного учета на базе современных весовых комплексов. Внедрение данной системы позволило снизить количество брака благодаря оперативному контролю за производственным процессом и контролю за отклонениями от технологии производства.

«Один из самых сложных этапов проекта внедрения ERP-системы, ввод в опытную эксплуатацию, пришелся на начало кризиса, — вспоминает Михеева. — Это обстоятельство внесло свои коррективы во все области управления проектом, от финансовой составляющей до системы мотивации сотрудников. Пришлось еще раз проанализировать основную концепцию проекта, пересмотреть приоритеты и отложить не столь значимые задачи на более поздний период».

В первую очередь проект охватил оперативное планирование производства, учет, управление качеством продукции (за счет детального анализа на каждом производственном участке), производительность труда (за счет интеграции системы с приборами низовой автоматики). Автоматизация управления косвенными издержками в производстве, управление цепочками поставок, замена весового оборудования на более современное и т. п., а также реализация следующего этапа проекта, охватывающего логистику, были отложены.

В 2010 году на комбинате «Хороший вкус» был осуществлен проект по автоматизации деятельности торговых представителей на базе решений «ST-Мобильная торговля» компании «Системные Технологии» (партнером по его реализации выступила екатеринбургская компания «Технический центр “Пятая Среда”»). Проект охватил 60 пользователей. Его реализация позволила автоматизировать с помощью КПК сбор заявок от покупателей, обеспечить торгового представителя оперативной информацией о состоянии задолженности клиента, об особых условиях работы (если они есть), новинках продукции. Супервайзеры получили средства комплексного контроля за работой подчиненных на маршрутах, а также возможность решать вопросы мерчандайзинга.

Яна Абрамова

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF