ПО промежуточного слоя (middleware) — слой программного обеспечения, который связывает компоненты ПО или приложения, позволяя им обмениваться данными. За счет унифицированной поддержки функций промежуточное ПО обеспечивает прозрачную работу приложений в неоднородной сетевой среде. Оно сглаживает различия аппаратно-программных платформ, дает экономию времени и средств при разработке систем.

Промежуточное ПО стали использовать в 80-е годы прошлого века для интеграции приложений в унаследованные системы. В настоящее время оно приобретает особую значимость благодаря увеличению числа сетевых приложений. Современные информационные системы состоят из множества приложений, которые обмениваются данными как локально, так и по сети. Промежуточное ПО предназначено для обеспечения взаимодействия между ними, именно поэтому основное внимание при его разработке уделяется проектированию архитектуры.

К промежуточному слою обычно относят те программные компоненты, которые обеспечивают взаимодействие приложений с операционной системой и между собой. Это, в частности, механизмы процедур удаленного вызова, системы передачи и обработки сообщений, доступа к удаленным источникам данных, серверы приложений, мониторы обработки транзакций.

Использование ПО промежуточного слоя дает существенную экономию рабочего времени разработчиков и повышает производительность их труда. Причина проста — оно берет на себя большую часть системной функциональности, оставляя разработчикам программирование в прикладной области.

По данным Gartner, рынок ПО промежуточного слоя в 2009 году превысил 15 млрд долл. Растущая комплексность систем, а также высокий интерес к проектам по внедрению сервис-ориентированной архитектуры (SOA) вплоть до начала кризиса обусловливали резкий рост спроса на эти технологии. Это сочеталось и с традиционными потребностями компаний в прозрачности бизнес-процессов и их гибкости, стимулируя рост инвестиций. 44% ИТ-менеджеров компаний, базирующихся в ЕМЕА, заявляли о значительном росте инвестиций в ПО промежуточного слоя.

В кризисное время инвестиции в SOA, как и во все «долгоиграющие» проекты, существенно снизились, что не замедлило сказаться и на динамике рынка промежуточного ПО. Тем не менее полностью от своих планов компании не отказались, поэтому на будущее рынка аналитики смотрят с оптимизмом.

Основными поставщиками промежуточного ПО являются компании IBM (WebSphere), Oracle (Fusion Middleware), SAP (NetWeaver), а также Software AG и Tibco Software.

Между тем аналитики Forrester сомневаются в перспективах SAP NetWeaver и не рекомендуют делать ставку на нее в качестве всеобъемлющей платформы связующего ПО. По их мнению, подобные платформы гораздо успешнее развивают Oracle и IBM. Возможно, SAP уже не будет пытаться возрождать активную разработку NetWeaver. Компания, скорее, пойдет по пути продолжения сотрудничества с Microsoft в области технологии .NET и, возможно, поддержит разработку связующего ПО с открытым кодом. В Forrester полагают, что платформу NetWeaver имеет смысл использовать для расширения бизнес-приложений SAP, но не следует ее применять в сложных проектах внедрения связующего ПО.

В самой SAP, однако, заявляют, что у компании по-прежнему большие планы в отношении NetWeaver, и называют платформу базовым механизмом оркестровки в таких областях, как управление жизненным циклом, нормативно-справочной информацией и бизнес-процессами.


Платежи в реальном времени

«ЦентрТелеком» завершил проект создания автоматизированной системы «Платежный шлюз» на базе Oracle Fusion Middleware. Цель создания системы — повышение эффективности процесса приема платежей посредством интеграции систем платежных агентов и биллинговых систем компании. В состав компании входят 15 филиалов, в каждом из которых на момент начала проекта прием платежей осуществлялся собственными силами с разной степенью автоматизации. Некоторые операторы были вынуждены регистрировать платежи в биллинговой системе вручную. Это оборачивалось существенными затратами, а скорость движения денежных средств была низкой. Чтобы изменить ситуацию, было принято решение о разработке и внедрении системы «Платежный шлюз», основными задачами которой стали автоматизация и централизация процессов приема платежей. Для реализации проекта была выбрана компания ЛАНИТ. В ходе проекта разработан единый порядок информационного взаимодействия «ЦентрТелекома» с платежными агентами. Ожидается, что поддерживаемый системой онлайн-режим взаимодействия позволит перейти на качественно новый уровень обработки платежей.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF