Модели облачных вычислений привлекают все большее внимание ИТ-сообщества в первую очередь потому, что открывают новые возможности для оптимизации имеющейся инфраструктуры и ее масштабирования. Практики использования облаков в России пока не так много, поэ

«На одной стойке мы сегодня можем разместить до 700 мелких клиентов хостинга. Достичь этого физическим наращиванием аппаратных платформ было бы невозможно», Максим Ермолаев, генеральный директор компании «Бородино-Телеком»Данные во внешнем облаке, как и в случае традиционного аутсорсинга, обрабатываются за пределами компании. Разница в том, как эти приложения работают и как они оплачиваются. Для традиционного хостинга нужны длительные контракты и достаточно крупные начальные расходы, в том числе для приобретения лицензий на ПО, которое будет размещаться на удаленной площадке. Аутсорсинг в облаке предполагает значительно более рациональное вложение средств.

Прежде чем выйти на рынок с набором облачных услуг, в группе компаний «Бородино» поставили эксперимент на себе. Примерно полтора года назад был построен ЦОД. «Набор его ИТ-компонентов был изначально „заточен“ под потребности группы компаний „Бородино“. Планировалось, что развернутых ИТ-ресурсов хватит на поддержку активно развивающегося бизнеса на ближайшие три года, однако реально они были востребованы в течение всего одного года», — вспоминает Максим Ермолаев, генеральный директор компании «Бородино-Телеком».

Перед тем как предложить услуги своего ЦОД сторонним организациям, в компании «Бородино-Телеком» решили повысить эффективность использования ресурсов, чтобы обеспечить более высокую рентабельность услуг. Для этого требовалось разместить на имеющихся площадях максимальное количества клиентов при минимальных затратах.

Площадь ЦОД составляет более 200 кв. м. Чтобы поддерживать облачные механизмы (то есть предоставлять ресурсы в виде единой виртуальной машины, динамически распределяя процессы и данные по различным серверам системы), было выбрано решение на платформе IBM. Аппаратная платформа ЦОД включает в себя 140 лезвийных серверов BladeCenter HS21 XM в конфигурации с двумя четырехъядерными процессорами Intel Xeon и 8 Гбайт оперативной памяти в каждом из серверов, 28 лезвийных серверов BladeCenter HS12 с пониженным энергопотреблением для управления виртуальной инфраструктурой, а также три сервера IBM System x3950 M2 для высокопроизводительных вычислений. Оптимизация вычислений с перераспределением вычислительных мощностей достигается с помощью программных решений IBM Director и Remote Deployment Manager. Управление комплексом SVC и системой хранения, а также их мониторинг осуществляются благодаря решению Storage Productivity Center.

«При выборе поставщика решения в первую очередь оценивалось соотношение затрат на электроэнергию и выработку тепла при максимальной загрузке вычислительной мощности. Цена решения стояла на третьем месте. Мы проводили тестирование одновременной работы до 600 клиентов «легкого» набора услуг типа хостинга. Это максимальная расчетная плотность, — поясняет Ермолаев. — На одной стойке мы сегодня можем разместить до 700 мелких клиентов. Достичь этого физическим наращиванием аппаратных платформ было бы невозможно».

Облачные клиенты

В процессе эксплуатации ЦОД для внутренних нужд различные облачные технологии тестировались в подразделениях группы компаний «Бородино». В частности, в одном из подразделений отрабатывались оптимальные режимы для 3D-вычислений при макетировании объектов. «Вначале мы оценивали теоретическое влияние расчетных задач на систему в целом, а потом смогли оценить и реальное влияние. Это позволило нам оптимизировать модель управления ресурсами до приемлемого решения. Часть расчетов при этом переносили на ночное время, когда нагрузка на ЦОД снижается. Например, когда основные логистические отгрузки осуществляются ночью, то и обмен информацией происходит ночью. Отмечу, что группа компаний присутствует в 12 российских регионах, мы работаем в разных часовых поясах, кроме того, у нас есть предприятия, которые работают круглосуточно», — рассказывает Ермолаев.

По его оценкам, услуги повременных вычислений на сегодняшний день составляют не более 10—15% объема рынка, поэтому пришлось отрабатывать другие сценарии вычислений и услуг, в частности ориентированные на компании в стадии старта или те, что появились в результате разделения бизнеса. Для них аутсорсинг в облаке предполагает вложение средств в такие сроки и в таких объемах, в каких это необходимо. В результате порог начального вложения капитала должен существенно снизиться и перестать быть барьером, мешающим начать собственный бизнес.

«У этих компаний может не быть денег на приобретение сразу всего необходимого пула оборудования и лицензий на ПО. Кроме того, есть риск, что проект закроется, например, через полгода. Таким компаниям нужны услуги, предоставляемые не по дням или часам, а на месяц или несколько месяцев, что не так много по сравнению с долговременными аутсорсинговыми контрактами. Эта категория заказчиков пока недостаточно охвачена, поэтому мы на них делаем определенную ставку», — отмечает Ермолаев.

Пилотный проект ЦОД, ориентированного на предоставление услуг облачных вычислений на 84 стойках, компания планирует запустить в течение ближайших четырех месяцев. Как ожидает руководство компании, инвестиции в приобретенное оборудование окупятся за год с небольшим. Если заполнение стоек заказами растянется на год, то срок окупаемости увеличится до трех лет, если, конечно, «текучка» клиентов не будет превышать 20% в год.

Оптимизация затрат

В ходе пилотного проекта решение ЦОД «Бородино-Телеком» должно пройти проверку в целом, в том числе на экономическую состоятельность. Затем вычислительные мощности будут перенесены в Подмосковье с целью дальнейшего снижения себестоимости. У этого решения, помимо плюсов, есть и минусы. «В пределах 50 км от Москвы высокоскоростная передача данных не составляет никаких проблем. Если же площадка будет расположена дальше, проблема коммуникаций встанет очень остро: подводка кабеля, подключение электричества и пр. — это очень существенные затраты, и не факт, что более дешевая аренда земли и площадей оправдает серьезные начальные вложения», — замечает Ермолаев.

Как известно, вопросы информационной безопасности остаются одними из ключевых при использовании аутсорсинга. «Обеспечение безопасности в нашем ЦОД начинается с контроля доступа в помещения и заканчивается работой программно-аппаратных средств, позволяющих на нескольких уровнях защитить доступ к тому или иному сервису, начиная с систем передачи данных и заканчивая ПО, уже находящимся в облаке. Во-первых, эти системы отделяют информационное поле одного клиента от поля другого, а во-вторых, позволяют клиентам самостоятельно настраивать свои политики безопасности», — поясняет Ермолаев. Проблемы с безопасностью при облачных вычислениях появляются в первую очередь тогда, когда в облаке начинают разворачивать «традиционное» приложение, вместо того чтобы создавать его, изначально рассчитывая на работу в облачной среде.

Практически при любом аутсорсинговом контракте актуален вопрос о том, как забрать сервисы из облачной среды без потерь в случае разрыва контракта. По мнению Ермолаева, когда клиент задумывается о передаче своих ресурсов на аутсорсинг, что-то должно его к этому мотивировать. «Смирившись с тем, что придется кому-то доверить свое сокровенное, клиент решает, кому его доверить и на каких условиях. В выигрышном положении окажется тот провайдер, который лучше других сможет защитить данные клиента, обеспечить доступ к необходимой информации и программно-аппаратным ресурсам, а в случае необходимости отключить или модифицировать эти ресурсы, используя физический или удаленный доступ к ним». Пока подобных исследований было сделано не много. Возможно поэтому проблему многие стараются не замечать.

Принципиальное отличие облачных контрактов заключается в том, что необходимо иметь в виду конкретную платформу при написании приложений для облачных вычислений. Уже есть прецеденты, когда, например, приложение из облака Amazon не удавалось перенести в облако Google. Чтобы облачные технологии доказали свою эффективность, предстоит еще многому научиться.