Известно, что автоматизацию часто сдерживает не столько дефицит денег, сколько дефицит идей. Справедливо ли это в отношении автоматизации отечественного здравоохранения? Что могут в этом направлении предпринять ИТ-менеджеры медучреждений?

Анатолий Гулин, главный врач Мордовской республиканской клинической больницы:

Деньги решают далеко не все, в первую очередь нужны идеи и люди. Очень многое зависит и от руководителей медучреждений, и от ИТ-менеджеров. Например, у нас очень грамотный программист, очень прогрессивная, современная заведующая поликлиникой. Именно она предложила внедрить удаленную запись пациентов на прием к врачам через Интернет. Это экономит время пациентов, уменьшает очереди (фактически сегодня их нет), снижает недовольство населения (основная причина которого как раз очереди) — следовательно, снижает и социальную напряженность. Думаю, коллегам из других медучреждений тоже было бы полезно внедрить удаленную запись на прием.

Чтобы преодолеть консерватизм руководителей клиник, ИТ-менеджеры должны чаще общаться с ними. ИТ-менеджеры должны быть генераторами идей в области информатизации ЛПУ. Считаю, что надо активнее внедрять единые социальные карты. В западных странах это уже пройденный этап, рутина, у нас же они воспринимаются как новое, революционное ноу-хау. Мы должны идти на шаг впереди зарубежных коллег, а не догонять их. Деньги, вложенные в информатизацию здравоохранения сегодня, позволят сэкономить в перспективе. Например, внедрив телемедицинские системы сегодня, сможем сэкономить большие средства в скором будущем.

Евгений Хохлов, генеральный директор компании «Програм-Банк»:

Предлагаемые сегодня к реализации решения в области информатизации здравоохранения стоят слишком дорого. У нас есть представление о том, как в разы снизить цену — надеюсь, уже к концу текущего года мы сможем показать это на практике.

Здравоохранение — отрасль «повышенной опасности» для здоровья людей, поэтому врачи просто обязаны быть консерваторами. Информатизация должна обеспечить лечебные учреждения современными технологиями на всех этапах лечебного процесса: предлечебном — управляемая диспансеризация; первичном — повышение качества диагностики, выравнивание нагрузки на врачей, снижение затрат времени на регистрацию результатов и т. д.; стационарном — управление предоставляемой компетенцией средствами телемедицины, гарантирование качества обслуживания путем диспетчеризации ресурсов стационаров на территории региона и т. д. Информационные технологии необходимы и в управлении отраслью. Именно они обеспечат реальную оперативность и достоверность медицинской статистики, повышение качества медико-технологических стандартов и т. д. Такие реальные улучшения, подтвержденные практикой, поддержит самый консервативный медик. Внедрение информационных решений может стать прорывом в используемых сейчас технологиях медицинского обслуживания.

Михаил Эльянов, президент АРМИТ:

Проблема не в недостатке идей (их у разработчиков компьютерных систем более чем достаточно), а в отсутствии востребованности этих идей со стороны органов управления здравоохранением. Сегодня наши медицинские чиновники прекрасно обходятся без компьютеризации и информатизации, и сама по себе эта ситуация не изменится. Конечно, от позиции руководителей ЛПУ зависит очень многое. Но и возможное их сопротивление не надо переоценивать. Главный врач (в государственной медицине) делает в первую очередь то, что от него требуют сверху (и дают под это финансирование). Не будет инициативы сверху — информатизация останется уделом энтузиастов. А они, как правило, большинством не являются.

Бхаскар Багчи, директор по продажам подразделения «Комплексные мобильные решения для корпоративных заказчиков» компании Motorola:

Основная сложность внедрения современных ИТ в российской медицине — это недопонимание смысла внедрения ИТ по причине отсутствия официальной статистики смертности от врачебных ошибок. В США, согласно опубликованным в начале 2000-х статданным, на первом месте стояла смертность от медицинских ошибок, которая в 3—4 раза превышала смертность на дорогах. В России ситуация сходная. Есть надежда, что введение обязательного страхования ответственности медицинских работников в России побудит лечебные учреждения обратить внимание на современные ИТ, благодаря которым ЛПУ сэкономят на компенсациях больным, выплачиваемым за последствия врачебных ошибок.

Очевидно, что на пути к всеобщему внедрению ИТ есть множество препятствий, начиная от нежелания части медперсонала связываться со всеми «лишними компьютерными штучками» и заканчивая дополнительными затратами, которые кажутся огромными. Между тем вложения в наше здоровье возвращаются сторицей. К примеру, период возврата инвестиций в проекте по внедрению автоматизированной системы сбора и обработки лабораторных анализов в среднем составляет около 5 месяцев — об этом свидетельствует опыт Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова МЧС России, одним из первых внедрившего такую систему в нашей стране.

Дмитрий Орлинский, директор по внедрению МИС «Медиалог» компании «Пост Модерн Текнолоджи»:

В частных медицинских учреждениях, как правило, проблема с нехваткой инвестиций не стоит, так как автоматизация хотя бы учета услуг — неотъемлемое требование управления бизнесом. Если говорить про государственные учреждения, то можно сформулировать несколько причин отсутствия автоматизации. Первая: нет внутренней убежденности в необходимости автоматизации у администрации и персонала. Роль ИТ-менеджеров медучреждений в этом вопросе важна, но не является решающей. Вторая: руководители медучреждений в принятии вопросов об автоматизации часто ориентируются на мнение вышестоящей организации (причем это касается как организационных, так и финансовых аспектов), нередко ожидая, что все дадут «сверху» и сделают бесплатно. Третья: отсутствие в бюджете статьи расходов на автоматизацию и ИТ-персонал. Эта проблема преодолевается, как правило, на уровне руководителя, понимающего необходимость автоматизации.

Борис Скребнев, коммерческий директор компании «Спарго Технологии»:

Если обратить внимание на опыт автоматизации аптечных учреждений, то говорить о дефиците идей не приходится, чаще всего их дают аптечные практики. Автоматизация позволит аптекам обеспечить себя необходимыми технологическими инструментами для эффективной работы, быть подготовленными к динамическим условиям рынка. Предприятие получает возможность быстро реагировать на любые изменения, в том числе со стороны государства (к примеру, последнее ужесточение контроля ценообразования), и уверенно чувствовать себя при проведении различных проверок.