Масштаб клиники федерального уровня определил требования к функциональному наполнению и производительности информационных систем, призванных повысить качество оказываемых медицинских услуг

«В ходе выбора медицинской информационной системы особое внимание обращалось на функциональную насыщенность и техническую поддержку со стороны разработчика», Владислав Шматков, начальник службы автоматизации  и управления Федерального Центра сердца, крови и эндокринологии им. В. А. АлмазоваФедеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова в Санкт-Петербурге ведет свою историю от созданного в 1980 году НИИ кардиологии. Потребность в нем назрела еще в 70-х годах в связи с ростом заболеваемости, инвалидности и смертности населения от болезней системы кровообращения. Инициатива его создания принадлежала заведующему кафедрой факультетской терапии 1-го ЛМИ им. акад. И. П. Павлова профессору В. А. Алмазову, возглавлявшему НИИ кардиологии с 1980 по 2001 год. В 1987 году было начато проектирование, а в июле 1988 года — строительство нового современного клинико-поликлинического комплекса НИИ на 400 коек с поликлиническим отделением более чем на 360 посещений в смену.

Строительство планировалось завершить в 1992 году, однако работы были приостановлены почти на 20 лет. Импульсом к возобновлению строительства стало включение объекта в перечень поручений Президента РФ в рамках подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. В конце 2001 года работы были продолжены учеником и последователем В. А. Алмазова профессором Евгением Шляхто, членом-корреспондентом РАМН. В сентябре 2006 года состоялось открытие первой очереди нового комплекса, а в ноябре того же года НИИ кардиологии был переименован в Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова.

Автоматизация оказания медицинских услуг населению, в том числе лечебно-диагностического процесса (с ведением электронной медицинской карты пациента), — одно из основных направлений развития центра. Горячим сторонником этого направления является профессор Шляхто, директор центра им. В. А. Алмазова.

Чтобы обеспечить ИТ-поддержку современного медицинского центра, соответствующую его уровню и масштабу, предстояло выбрать и внедрить медицинскую информационную систему, которая охватывала бы все его основные структурные подразделения, в том числе и территориально разнесенные по Санкт-Петербургу (поликлинику, приемные отделения, клинические подразделения, включая отделение функциональной диагностики, аптеку, а также лабораторию, станцию переливания крови и пр.). Кроме того, она должна была включать в себя мощные системы хранения медицинских данных и аналитики, чтобы использовать их как в повседневной работе, так и в научной деятельности.

«В ходе выбора медицинской информационной системы особое внимание обращалось на функциональную насыщенность и техническую поддержку со стороны разработчика. В результате мы остановились на комплексной медицинской информационной системе qMS компании СП.АРМ, использующей в качестве платформы СУБД InterSystems Caché. Это решение отвечает предъявляемым к системе требованиям в отношении предоставляемого функционала, производительности, надежности и простоты обслуживания», — рассказывает Владислав Шматков, начальник службы автоматизации и управления Федерального Центра сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова.

В настоящее время в центре идут работы по подготовке к реализации требований Федерального закона № 152 о защите персональных данных. В конце декабря прошлого года департамент информатизации Минздравсоцразвития выпустил рекомендации по приведению медицинских информационных систем в соответствие этому закону. По оценке специалистов центра, архитектура выбранной системы способна поддержать эти изменения. Данные в СУБД Caché хранятся в зашифрованном виде. Даже если базу скопировать, то информацию прочитать все равно не удастся. Выбранное решение позволяет обеспечить надежную защиту данных, идентифицировать всех пользователей, получить электронную подпись врача в виде, соответствующем нормативным документам, а также реализовать для пациентов дополнительный абонементный набор услуг с использованием электронно-цифровой подписи.

Ожидания медперсонала

В медицинской информационной системе реализована определенная схема работы медперсонала, над ее проектированием трудились ведущие специалисты центра. Эта схема задает различные сценарии поведения и работы с пациентами в соответствии с разработанными в центре протоколами и стандартами, которые, в свою очередь, основаны на стандартах, рекомендованных министерством. В Центре им. В. А. Алмазова действует более 70 таких стандартов. По мнению ведущих специалистов этого медицинского учреждения, столь жесткая регламентация лечебного процесса существенно уменьшает число ошибок врачей и среднего медперсонала.

При отсутствии стандартов каждый врач лечит так, как его учили, или по наитию. Наличие медицинской информационной системы с входящими в нее алгоритмами ведения больного позволяет упорядочить работу сотрудников. В результате врач быстро встраивается в схему работы центра, понимает, что от него требует руководство, какие вопросы он должен задать пациенту, какие исследования назначить и к каким специалистам обратиться за консультацией.

Внедрение медицинской информационной системы началось с поликлиники. База данных ее регистратуры на момент начала реализации проекта содержала сведения о более чем 7 тыс. пациентов. В качестве основных направлений были определены упорядочение работы с расписанием и решение задач финансовой отчетности и учета оказанных медицинских услуг, в том числе по линии добровольного медицинского страхования.

На порядок и последовательность работ по автоматизации центра сильно повлияли строительно-монтажные работы: по мере сдачи в эксплуатацию новых строительных объектов проходила их автоматизация. Именно поэтому следующими после поликлиники объектами автоматизации стали экспресс-лаборатория, станция переливания крови, приемные отделения, отделение функциональной диагностики, аптеки. Затем наступила очередь остальных клинических подразделений.

Эффективность автоматизации

С точки зрения руководства центра, эффект от автоматизации проявился в сокращении числа жалоб пациентов на качество обслуживания: отказ от журналов и рукописных записей позволил повысить скорость и качество обслуживания пациентов, упорядочился их поток. Количественно эффект выражается в увеличении пропускной способности поликлиники минимум в три раза. В условиях, когда очередь на прием в центр расписана на месяц вперед, очень важно оптимизировать работу регистратуры и врачей. Именно эту задачу удалось решить в поликлинике благодаря автоматизации.

По мнению Юлии Лобановой, начальника отдела организации оказания медицинской помощи Центра им. В. А. Алмазова, информационная система является высокоорганизующим инструментом. Для руководителя медучреждения наиболее актуален анализ работы медперсонала. Система предоставляет гибкий механизм отслеживания всех параметров работы учреждения. Медицинским организациям приходится подготавливать большое количество отчетов, которые необходимо оперативно представлять контролирующим органам. Кроме того, время от времени появляется потребность в новых формах отчетности и учете новых показателей лечебного учреждения. Благодаря системе все это перестало быть трудоемкой задачей.

Кроме того, для взаимодействия со страховыми компаниями крайне важна точность и актуальность данных в системе, поскольку если в такой компании сочтут перечень лечебных процедур неточным, то могут отказать в оплате выполненных медицинских услуг. На этот случай в системе предусмотрены стандартные шаблоны. Непосредственный руководитель врача может оценить качество выполненных им работ и уровень его компетенции через записи и отчеты в системе, что по-своему тоже позволяет эффективнее управлять персоналом.

«При оценке качества обслуживания пациента существенную роль играет время поиска его персональной информации, ожидания в очередях и прочее. На качество медицинской помощи влияет возможность использования данных, вводимых в систему, в различных целях — в том числе для научной деятельности, ретроспективного анализа медицинской ситуации и т. п. Грамотно выполненная информатизация заметно повышает качество медицинских услуг», — подчеркивает Лобанова.

Автоматизация также позволит расширить спектр услуг, предоставляемых VIP-пациентам. В частности, они смогут получать удаленный доступ к своим медицинским сведениям.

К сожалению, использование электронных документов в медицине пока не узаконено в полной мере, сегодня можно лишь распечатать документ на бумаге и поставить под ним подпись. «Жизнь не стоит на месте, и сдвиг в плане ведения электронной документации в медицине, наверное, не за горами. Другое дело, что придется решить множество непростых вопросов, имеющих отношение к специфике работы с информационной системой и обучению персонала. В медицине это так же важно, как и в любой другой области, — считает Лобанова. — Работа с самой системой не представляет какой-то запредельной сложности, скорее, это некий новый стиль, который надо освоить».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF