Экономический кризис заставил оперативно адаптировать государственную бюджетную систему к вызовам времени. В условиях, когда приходится находить новые пути для повышения качества и эффективности финансовой системы страны, без масштабных информационных реш

«ИТ-инфраструктура Федерального казначейства РФ должна быть представлена по всей стране, кроме того, она должна обеспечить быструю обработку и анализ информационных потоков по всем бюджетам»,  Алексей Попов, заместитель руководителя Федерального казначействаАлексей Попов

Возраст: 36 лет
Образование: Московский государственный университет им. Ломоносова, специальность — физика; Московский институт международного бизнеса при ВАВТ Министерства экономического развития РФ, квалификация — экономист международного бизнеса.
Послужной список:
2005 — настоящее время
Федеральное казначейство РФ, заместитель руководителя
2004
Федеральное казначейство Минфина России, заместитель директора департамента главного управления
1996 — 2004
Работа на руководящих должностях в сфере ИТ в области банковских и государственных финансов

На протяжении всего 2009 года вопрос исполнения бюджета был одним из самых важных для экономики. Перед Федеральным казначейством стояла задача оперативно представлять информацию по исполнению бюджета в различных разрезах. Именно в кризис остро встали вопросы эффективности расходов и оптимизации деятельности правительства. Необходимо было оперативно адаптировать бюджетную систему к вызовам времени, то есть научиться качественно оказывать услуги в условиях снижения доходов.

Время, когда увеличить объемы и качество услуг за счет того, что бюджетную систему можно было «заливать» деньгами, прошло. Теперь нужно находить другие пути. В частности, необходимо дополнить информацию о финансах и исполнении бюджета сведениями о результатах достижения тех целей, на которые были направлены ассигнования. Предстоит изменить подход к контролю, мониторингу и детальной оценке выполнения тех задач, которые стоят перед бюджетными учреждениями. Очевидно, что без ИТ высокого уровня здесь не обойтись.

Но так задача ставится сегодня. В 2005 году, когда Федеральное казначейство появилось как самостоятельная служба, требовалась автоматизация функций, существовавших на тот момент. «Когда эта работа была выполнена, стало понятно, что в Федеральном казначействе имеется значительно больший потенциал, чем тот, что был описан в функциях и задачах казначейства в 2005 году. В Российской Федерации более чем 30 тыс. бюджетов, поэтому ИТ-инфраструктура Федерального казначейства должна охватывать всю страну, кроме того, необходимо обеспечить быструю обработку информационных потоков по всем бюджетам, оперативно и централизованно представляя эту информацию в различных разрезах и формах для принятия решений на всех уровнях управления бюджетом в РФ. Так у нашей службы появилась информационная роль в развитии финансовой системы страны», — рассказывает Алексей Попов, заместитель руководителя Федерального казначейства.

Шаги автоматизации

С первого января 2010 года автоматизированная система Федерального казначейства (АСФК) была запущена в промышленную эксплуатацию в управлениях Федерального казначейства по Самарской, Саратовской, Ульяновской и Владимирской областям. Количество пользователей превысило 2 тыс., стало возможным осуществлять информационный обмен более чем с 4 тыс. бюджетных учреждений. В качестве программного ядра АСФК была выбрана ERP-система Oracle E-Business Suite.

«В 2005 году мы выбирали платформу под конкретную структуру текущих бизнес-процессов. Эти процессы не избыточны, а вполне достаточны для того, чтобы работать с ними не только сейчас, но и в дальнейшем. А вот потенциал платформы, при условии внесения в нее изменений, позволяет реализовать все больше бизнес-процессов и поддержать десятки новых задач. Тогда, в 2005 году, были представлены промышленные ERP-решения Oracle и SAP. Других решений не было», — вспоминает Попов.

Требования к системе были вполне традиционными: реализация всех необходимых бизнес-задач, надежность, масштабируемость и пр. Как отметили в казначействе, вместе с приобретением платформы осуществлялось ее внедрение под ключ во всех региональных управлениях. «Мы покупали результат. Если бы мы сначала выбирали платформу, а затем, отдельно, — услуги внедрения, то трудно было бы найти ответственного. Критерий конечного результата был следующий: отказ региональных управлений от текущих ИТ-систем в пользу ERP-системы Oracle. И когда таких управлений будет не три-четыре, а 83, то я скажу, что контракт выполнен, результат достигнут», — признается Попов.

Когда начались установка систем и обучение пользователей на местах, вскрылись различия, обусловленные тем, что участники проекта по-разному понимали и проектирование, и то, какой функционал необходим на местах. Как заметил Алексей Попов, пока ведется разработка, внешние обстоятельства меняются и требования к системе — тоже. В итоге получается, что разработанная система уже не удовлетворяет новым требованиям. «Постепенно, шаг за шагом, мы шли к компромиссу. С одной стороны, тормозили, как могли, внешние обстоятельства, а с другой — сокращали период доработки системы», — вспоминает Попов.

В августе 2009 года был осуществлен первый запуск системы. Она заработала, но конвертировать данные в середине года оказалось крайне затруднительно. Дело в том, что в одной только Саратовской области поддерживалось более 40 баз данных. Фактически каждое отделение казначейства представляло собой отдельную структуру, которая работала в отдельной базе данных и с управлением казначейства обменивалась пакетами информации. Новая ERP-система была призвана объединить все отделения в единую сеть в рамках единой базы и единых правил.

Оказалось, вспоминает Попов, что невозможно объединить 40 с лишним разнородных систем в одну, обеспечив при этом конвертируемость старых данных. Поэтому было принято решение с января запустить систему с чистого листа (поскольку все старые данные остались в архивах). «С нового года мы существенно ужесточили правила работы в прежних системах. После внедрения нового ИТ-решения мы поняли, что и в текущих системах должны учитывать данные в более строгом режиме. Кроме того, выявились такие вещи, о которых мы никогда бы не узнали», — отмечает Попов.

Сегодня в планах Федерального казначейства на 2010–2011 годы — реализация завершающей стадии проекта, включающая тиражирование ERP-системы по всем территориальным отделениям, а также внедрение автоматизированной системы в центральном аппарате Федерального казначейства.
В 83 регионах тиражируется решение, которое будет актуально в любом из управлений, в центральном же аппарате внедряется специальное решение.

Эффективность АСФК

По данным экспертов Счетной палаты РФ, проводивших в прошлом году в Федеральном казначействе аудит на предмет эффективности применения ИТ, сейчас автоматизировано порядка 70–80% функций.

Многие методики и стандарты, пришедшие к нам из западной практики, в отечественной бизнес-среде оказываются малопригодными или не очень эффективными, а применительно к государственным учреждениям и вовсе не выдерживают критики. И все же, по мнению Попова, без этих составляющих ИТ-проект не будет эффективен: «Мы же не можем начинать строить дом без чертежей и плана работ и постоянного аудита строительства. Аудит, проведенный Счетной палатой, был первой подобной проверкой. Думаю, будет правильно, если подобные сторонние аудиты станут регулярными. Это помогает задуматься о культуре реализации ИТ-проектов. Необходимо применять проектный подход в соответствии хоть с каким-то стандартом. Должна быть некая ИТ-стратегия, должен быть аудит эффективности ее реализации. Должна регулярно проводиться оценка рисков».

Для управления постоянно продолжающимся процессом адаптации информационных систем в Федеральном казначействе утверждена процедура, которая определяет, каким образом любое изменение (в том числе и внешнее) согласовывается с изменениями информационно-технического комплекса: инициация, оценка, включение в планы, аудит прохождения, отчетность и пр. Сейчас на местах внедряется та версия, которая актуальна на момент внедрения, при этом идут два параллельных процесса. Первый — это постоянный выпуск новых версий и размещение их в фонде алгоритмов и программ Федерального казначейства. Такое случается раз в два-три месяца, в дальнейшем предполагается перейти на полугодовой цикл. Второй процесс — внедрение на местах той версии, которая размещена в фонде алгоритмов и программ. Территориальные органы могут использовать только то, что размещено в этом фонде. На основании приказа по Федеральному казначейству территории должны в течение двух недель перейти на обновленную версию системы и отчитаться об этом.

Как бы там ни было, основная ценность АСФК — в качестве данных представленных в ней, считает Попов. «У нас 30 тыс. муниципальных образований, все они представлены в единой базе данных. Нам удалось добиться высочайшей детализации данных, оперативности их консолидации по различным признакам и их доступности. Подобная детализация требует еще и управленческих навыков работы. Данные об исполнении бюджета четко структурированы и понятны, а вот данные о загрузке наших собственных сотрудников и об эффективности их работы получить сложнее. Для этого должна быть создана специальная структура».

Все знают, что любые задачи решаются не только при помощи ИТ, но и при непосредственном участии людей. По словам Попова, в Федеральном казначействе есть список всех операций, которые могут совершаться исполнителями. С другой стороны, есть список сотрудников в системе, который привязывается к списку операций. Ведется счетчик операций и исполнителей. Отслеживается, что успел сделать сотрудник за свой рабочий день, — в результате выявляются те, кто перегружен, и те, кто явно не перетрудился. На основании этих данных удается оценить не только загрузку персонала, но и трудозатраты на те или иные операции, чтобы потом их оптимизировать.

«Благодаря внедрению ИТ высвобождается ресурс, который мы готовы направить на решение новых задач. На мой взгляд, управлять подобной структурой в масштабах страны очень помогло бы наличие общероссийского портального решения. Все подведомственные структуры должны иметь не только свои информационные системы, но и непременно быть представлены в единой информационной системе и работать по ее правилам. Правила и порядки устанавливает оператор этой центральной системы на федеральном уровне. Тогда мы уйдем от понятий “муниципальный”, “субъектовый”, “федеральный” и придем к понятию “общероссийский”», — считает Попов.

Портал госуслуг — это первый шаг на пути к настоящему «народному» информационному обществу, а информационная система Минфина России — общероссийский портал «Финансы». Открытость такой информации обеспечивает колоссальный общественный контроль за расходом бюджетных средств.

Модель Федерального казначейства предполагает, что для получения финансирования на следующий период нужно отчитаться за предыдущий, в том числе разместить информацию о достигнутых результатах и освоенных средствах на публичном информационном ресурсе. Без этого не будет финансирования следующего этапа. «Мы не будем проверять объем и качество выполненных работ, это не задача Федерального казначейства. Кому проконтролировать это на местах, должно решать гражданское общество», — поясняет Попов.