Границы государств разделяет ничейная территория. Она несколько размывает четкость определения границ, зато снимает массу вопросов о точности их прохождения. Аналогичным образом в управлении организациями существует множество ситуаций, которые покрываются существующими концепциями управления лишь частично. Например, трудно провести четкую демаркационную линию между процессным и проектным управлением. Между тем необходимость сочетать оба подхода на практике становится все более очевидной.

Свидетельством тому может служить приобретение в 2008 году компанией Oracle, бизнес-приложения которой всегда носили процессный характер, компании Primavera, известной своим инструментарием для управления проектами. На прошедшем в апреле в Москве дне Oracle Primavera, среди прочего, была отмечена необходимость дальнейшей оптимизации проектного управления.

Инструментарий уровня Oracle Primavera необходим в случае очень крупных проектов или большого числа не очень масштабных проектов, но объединенных в единый инвестиционный портфель. Однако жизнь наполнена маленькими проектами, которые возникают ежедневно и отнимают порой большую часть рабочего времени. Более того, быстро меняющиеся условия работы заставляют задуматься, где заканчивается процессная операционная деятельность и начинаются планирование и реализация проектов. Этому способствует не только слабое образование многих менеджеров, но и расплывчатость определения самих понятий.

Наличие множества определений понятий «процесс» и «проект» вполне объяснимо. Четкая фиксация границ и содержания понятия, как и любая стандартизация, может тормозить развитие области знаний на его ранних этапах. Однако стандартизация абсолютно необходима в период стабилизации — она выступает основой сохранения равновесия. Все это имеет непосредственное отношение к проектам и процессам: «ничейная территория» между этими понятиями еще очень широка, и она быстро заполняется, в основном усилиями производителей различного рода ПО.

Одним из последних «достижений» в этой области стала концепция case management (CM), которую активно продвигает производитель BPMS- приложений компания Cordys, основанная Яном Бааном, когда-то создавшим ERP-систему Baan. По существу CM является реакцией на возрастающую сложность технологических процессов (workflow), возникающую вследствие попытки учесть все возможные ситуации в операционной деятельности. Выход из этого положения создатели CM видят в отказе от полной формализации операционной деятельности в виде системы бизнес-процессов и включении в модели процессов неформализуемого элемента — «информационного работника» (knowledge worker). Он выступает в качестве «обработчика исключений», то есть анализирует ситуацию и формирует план дальнейших действий, список которых может быть не очень велик, а сами действия элементарны. Таким образом, возникает парадоксальное понятие — «неструктурированный бизнес-процесс».

Как учит нас PMBoK, «операционная деятельность и проекты различаются главным образом тем, что оперативная деятельность — это продолжающийся во времени и повторяющийся процесс, в то время как проекты являются ограниченными по времени и уникальными». Если отсутствует четкая структура, то нет возможности говорить о повторении во времени, поскольку непонятно, что, собственно, должно повторяться. Именно наличие структуры является доминирующим признаком процесса.

Дальнейший анализ концепции обнаруживает мало отличий от понятия проекта. Возникает ощущение, что мы имеем дело с новым названием хорошо известного явления, то есть попыткой породить новую сущность без достаточных на то оснований. Будущее покажет, насколько жизнеспособна новая управленческая концепция, но в настоящий момент ИТ-руководители могут рассматривать ее только как попытку занять место на «ничейной территории», которая сопровождается предложением очередных бизнес-приложений. Велика вероятность, что тщательный анализ возникающих проблем покажет возможность их решения уже имеющимися средствами. В частности, нет смысла пытаться использовать процессное управление там, где наиболее адекватным является проектное управление.


Блог редактора: blog.osp.ru/blogs/nord/

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF