О некоторых выводах и результатах исследования рассказывает Елена

Исследование показывает, что среднее значение индекса зрелости на российском ERP-рынке составило 55%. Как был получен этот результат? Какие еще данные выявлены в ходе исследования?

Этот индекс складывается из произведения коэффициентов проникновения и эффективности ERP-систем. Коэффициент проникновения учитывает полноту внедрения функциональности, степень интеграции решения в ИТ-инфраструктуру предприятий, охват пользовательской аудитории, удобство работы, стоимость владения и степень использования решений топ-менеджментом компаний. Коэффициент эффективности ERP-систем отражает полноту достижения целей внедренческого проекта. Согласна, значение показателя эффективности получилось достаточно высоким. Но наименьший результат индекса зрелости оказался равен 20%, а наивысший — 95%. Только 38% компаний показали уровень индексов проникновения и эффективности выше средних значений. Еще в 24% компаний эффективность оказалась достаточно высока при низком уровне проникновения. Эффективность оставшихся 38% компаний была оценена как низкая, причем 15% компаний показали невысокие значения обоих индексов. На практике это означает, что почти двум третям предприятий следует принять меры, направленные на оптимизацию существующих бизнес-приложений.

Кроме того, на уровень индекса зрелости в немалой степени влияет внедряемая функциональность. Как правило, внедрялась базовая ERP-функциональность. Задачи, которые компании решают при помощи ERP, зачастую носят тактический характер и, как правило, сводятся к автоматизации управления бухгалтерией, финансами, персоналом, расчетом заработной платы, поэтому вариантов для неэффективного использования не так много. Если бы внедрялись какие-то более сложные, экзотические модули, то степень удовлетворенности могла бы быть ниже.

Согласно данным исследования, полностью удовлетворены результатами внедрения только 16% руководителей бизнеса, в то же время почти половина руководителей, принимающих технологические решения, считают, что скорость получения информации возросла в несколько раз. Бизнес-руководителей, согласных с ними, в два раза меньше. В чем причина?

Дело в том, что большинство проектов по внедрению ERP очень часто инициируются ИТ-департаментами. Ими же и составляются требования к системе. Вовлеченность представителей бизнеса в этот процесс очень низкая. На выходе получается система, которая с точки зрения представителей ИТ хорошо работает, но мало востребована бизнесом. Такой результат очень и очень предсказуем. Думаю, что если бы представители бизнеса были более активно вовлечены в проекты внедрения, то удовлетворенность бизнес-подразделений была бы выше.

Каков потенциал российского ERP-рынка?

Потенциал у российского рынка есть, и его рост возможен как раз в плане большего использования функциональности систем для развития своего бизнеса и выработки стратегии. Отечественный рынок ERP-систем до 2009 года рос рекордными темпами, но с началом кризиса существенно замедлился. В 2010 году мы ожидаем постепенного восстановления рынка, в ближайшие пять лет он будет ежегодно увеличиваться в среднем на 2,1%. Это значит, что российские предприятия в целом правильно оценивают роль систем управления как критически важную для развития бизнеса и готовы принять меры к повышению эффективности использования технологий.

Научившись внедрять учетные модули и достигнув высокой эффективности использования этих модулей, компании-заказчики имеют возможность расширять приобретенный функционал своих систем. Около 32% опрошенных компаний планируют развивать внедрение своих ERP-систем. На первом месте по важности стоят задачи управления производством и проектами, BI, CRM и пр., то есть задачи стратегического характера. Внедрение этих модулей с последующим эффективным их использованием, в свою очередь, невозможно без привлечения руководителей бизнеса к разработке и реализации соответствующих проектов, потому что система эффективна тогда, когда ею пользуются. Залогом успеха ERP является в том числе и то, как часто прибегают к ее помощи. Для этого в корпоративной среде идет популяризация ERP.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF