Бизнес и технологии

SOA возвращается

Эпоха сервис-ориентированной архитектуры (SOA) еще далека от завершения, полагают в IDC. Несмотря на то что в кризисное время многие компании переключили внимание на краткосрочные и более актуальные задачи, подавляющее большинство ИТ-директоров еще обратится к ней. По результатам проведенного исследования выяснилось, что SOA продолжает рассматриваться как стратегическое средство сокращения издержек — именно такую цель упомянуло 83% опрошенных ИТ-директоров. При этом 40% заявляет, что активная деятельность в направлении SOA будет возобновлена уже в течение ближайшего года. По оценкам IDC, объем средств, выделяемых на создание и поддержку систем, основанных на сервис-ориентированной архитектуре, к 2013 году вырастет почти на четверть.

За что не любят ERP?

Аналитики Forrester составили хит-перечень претензий, предъявляемых к корпоративным приложениям со стороны бизнеса. Главной является высокая стоимость владения — ее назвал 91% опрошенных бизнес-руководителей. Даже если не говорить о самом проекте внедрения, отнимающем массу ресурсов, требования к поддержке решений тоже выливаются либо в дорогостоящие контракты с подрядчиками, либо в расширение собственного штата специалистов. Вторыми в списке проблем стоят дорогостоящие и сложные процессы обновления используемых приложений. Третьей причиной раздражения руководителей является неспособность решений к поддержке смежных процессов. Корпоративные приложения разрабатываются и внедряются как функциональные модули, а реальные бизнес-процессы могут охватывать несколько бизнес-функций. Четвертая весьма распространенная проблема — это несоответствие внедренных решений бизнес-требованиям. Как подчеркивают аналитики, хотя во многих областях тиражируемые системы достигли значительной зрелости, зачастую требуется их существенная доработка под требования конкретной компании. Но и такая доработка не всегда бывает успешной. Наконец, пятой озвученной руководителями проблемой стало отсутствие гибкости, серьезно ограничивающее способность компаний к измерению бизнес-процессов.

Роман с Windows XP завершен

Все больше компаний готово к переходу на Windows 7. По образному сравнению аналитиков из Dimensional Research, на протяжении последних лет ИТ-службы «переживали любовный роман с Windows XP», и сейчас этот роман завершается. 40% ИТ-менеджеров признается, что обеспокоено дальнейшими перспективами поддержки Windows XP. Операционная система, которой скоро исполнится девять лет, безнадежно устаревает, и это становится все более очевидным. Как следует из результатов опроса, для 60% ИТ-руководителей самым волнующим вопросом при принятии решения о переходе на новую платформу является именно стоимость миграции. Уверенность в возможностях Windows 7 среди ИТ-специалистов постоянно растет. С момента выхода новой операционной системы прошло достаточное время, и многие из них успели ее опробовать в работе — пусть даже в домашних условиях.

«Облакам» нужно время

Несмотря на растущую популярность облачных технологий, почти половина американских ИТ-директоров до сих пор опасается прибегать к ним. Согласно опросу, проведенному ISACA, 45% респондентов полагает, что риски от внедрения облачных решений перевешивают предлагаемые ими преимущества. Более того, лишь в 10% компаний готовы прибегать к облачным услугам в критически важных операциях, а 26% не намерено использовать их вовсе. К основным рискам «облаков» причисляется безопасность данных, а также чрезмерная зависимость от провайдера. Значительные опасения относительно облачных технологий связаны с их новизной. Как полагают аналитики, решить проблему способно лишь время. Они напоминают, что несколько лет назад с таким же неприятием на рынке сталкивался аутсорсинг.

Управление

Лидеры страдают меньше

Экономическая обстановка в 2009 году существенно повлияла на ИТ-бюджеты компаний: 70% ИТ-директоров, опрошенных консалтинговой компанией Capgemini, признали их сокращение. В среднем бюджеты были урезаны на 15%. Тем не менее многие ИТ-руководители заявляют, что используют кризисные условия для объяснения ценности ИТ руководству компаний. Они дают «зеленый свет» проектам, пусть и небольшим, но обеспечивающим ощутимый бизнес-эффект, либо позволяющим успешнее использовать новые рыночные условия. Интересно, что трое из четырех ИТ-директоров позиционируют свои департаменты шире, чем чисто технические подразделения, призванные обеспечивать бизнес необходимыми технологиями по минимальной цене. Исходя из ответов респондентов, аналитики Capgemini разделили ИТ-департаменты по уровню зрелости на три группы: технические подразделения (низший уровень зрелости), сервисные центры, оказывающие пакеты услуг бизнесу, и центры бизнес-технологий, играющие существенную роль в основной деятельности компаний. Третья, самая «продвинутая», категория чаще всего встречается в организациях, наиболее зависящих от ИТ: финансовых и телекоммуникационных компаниях, а также предприятиях индустрии развлечений. Интересно, что бюджеты именно этой категории ИТ-департаментов пострадали менее всего.

ИТ-бюджеты

SMB находятся в шоке

Рост ИТ-инвестиций в сегменте компаний SMB не превысит 5,5% в период с 2010 по 2014 год. Как признают аналитики IDC, это значительно ниже, чем прогнозировалось ими ранее. К концу 2014 года мировой объем ИТ-затрат среди некрупных компаний достигнет отметки в 629 млрд долл. Давление экономического кризиса на малый и средний бизнес оказалось гораздо более сильным, чем ожидалось. Стоит отметить, что антикризисное снижение расходов задело все сегменты ИТ-бюджета, включая оборудование, программное обеспечение и ИТ-сервисы. Аналитики подчеркивают, что предприятия SMB в ближайшие несколько лет будут крайне осторожно относиться к планированию ИТ-инвестиций. Тем не менее готовность к приобретению ИТ-продукции будет определяться конкретной технологией. Наиболее быстро среди компаний SMB восстановится рынок компьютерной техники и периферийного оборудования. За ним последует «коробочное» ПО. Рынок более сложных корпоративных решений и систем хранения будет расти медленнее всего.

ЦОД работают по старинке

Как прогнозируют в IDC, европейские компании в течение 2010 года на 10% увеличат бюджеты своих ЦОД. Главная их проблема заключается в том, что ИТ-руководство не торопится оптимизировать подходы, применяемые к управлению информационными центрами. Например, четверть компаний при управлении серверами все еще полагается на ручные процессы, что ведет к увеличению операционных затрат. Кроме того, до сих пор далеко не все признают,что технология виртуализации способна принести реальную пользу бизнесу. Между тем виртуализация, с учетом ее нынешнего развития, способна в корне изменить процессы управления ЦОД. Как подчеркивают аналитики, менеджеры ЦОД фокусируются на вопросах безопасности инфраструктуры, хотя гораздо важнее определить, отвечает ли она современным требованиям бизнеса.

Рынок высоких технологий

Аналитика становится облачной

Основные тенденции в области бизнес-аналитики в 2010 году касаются перехода BI-решений в категорию «облачных». Предпосылками этого становятся как бюджетные ограничения, появившиеся перед ИТ-департаментами, так и растущая зрелость предлагаемых решений. По оценкам IDC, рынок BI-систем, поставляемых по модели SaaS, будет расти втрое быстрее ИТ-рынка. Его среднегодовой рост в ближайшие четыре года составит более 22%. Тем не менее данный сегмент еще достаточно молод и его размер несопоставим с рынком традиционных аналитических решений. Но именно эта модель может оперативно обеспечить аналитическими возможностями фронт-офисных сотрудников, традиционно страдающих от недостатка внимания при внедрении корпоративных BI-систем. Переход компаний к модели SaaS может служить для приобретения других технологий, в частности CRM. Как подчеркивают аналитики, чем больше корпоративных систем, являющихся источником аналитической информации, перетекает в «облака», тем меньше причин поддерживать деятельность BI-приложений внутренними ресурсами.

Новый взгляд на ВКС

В ближайшие годы рынок видео-конференц-связи будет активно расти. В 2009 году он составлял 1,9 млрд долл., а в 2014 году вырастет, по прогнозам IDC, до 8,7 млрд долл. Ранее в IDC говорили, что 2009 год станет в сфере видео-конференц-связи «годом больших экспериментов». Прогнозы оправдались: несмотря на кризис, мировой рынок ВКС (включающий технологии телеприсутствия) вырос на 17%. Далее темпы развития этих технологий будут только расти. Взгляды компаний на ВКС стремительно меняются — от альтернативы личной встрече до основного способа общения, полностью заменяющего командировки. Аналитики выделяют несколько ключевых факторов, влияющих на развитие рынка ВКС. В первую очередь это зрелость технологий и рост осведомленности компаний об их возможностях. Затем следует упомянуть рост доступности качественных каналов связи. Наконец, свою роль играет и возможность интеграции решений различных производителей. Вместе с тем ВКС пока рано называть самым предпочитаемым способом корпоративных коммуникаций. Как минимум в течение ближайших пяти лет она не сможет составить конкуренции письменному и голосовому общению.

На хранении экономят

Рынок внешних систем хранения данных в 2009 году составил 16,3 млрд долл. Как отмечают в Gartner, рынок, достигший по итогам 2008 года 18 млрд долл., сократился на 8,6%. Несмотря на продолжающийся рост корпоративной информации, на который не могут повлиять кризисные явления, приобретение систем хранения было существенно заторможено из-за ухудшения экономических условий. Многие крупные компании, латая дыры в инфраструктуре, ограничились приобретением систем начального уровня, рассчитанных на сегмент SMB. Более же «тяжелые» решения зачастую приобретались с огромными скидками. Самая мрачная ситуация сложилась в сегменте дисковых систем архивации — он сократился на треть. Лучше, чем рынок СХД в целом, чувствовал себя сегмент модульных внешних систем хранения данных, где снижение по итогам года составило менее 3%. Сегмент NAS-систем по итогам 2009 года даже показал рост на 1,4%.

Техника безопасности

Потери и утечки

90% ИТ-сотрудников отмечает, что в их организации регулярно пропадают ноутбуки сотрудников. Возможно, часть из них была просто потеряна, однако, как показали результаты опроса, проведенного Ponemon Institute, с пропажами ноутбуков связываются последующие инциденты в сфере безопасности. Например, 61% респондентов отметил, что вскоре после кражи или утери ноутбука в компании происходила утечка данных. Несмотря на это, лишь в половине компаний применяются решения по шифрованию информации на мобильных устройствах. Таким образом, человеческий фактор продолжает оставаться слабым звеном в корпоративных системах безопасности. По оценкам аналитиков, потери от утечки информации в 2009 году возросли до 180 долл. за каждую запись.

Беззащитная виртуализация

К концу 2012 года около 60% виртуальных серверов окажутся менее защищенными, чем физические серверы. Проблема, по мнению аналитиков Gartner, в том, что большинство проектов в сфере виртуализации не учитывают многих аспектов в области безопасности. Технология виртуализации вовсе не является полностью безопасной сама по себе, подчеркивают они. Так как защита информации не входит в проекты виртуализации серверов, уязвимость в виртуальном слое может стать причиной ненадежности всей инфраструктуры. Таким образом, многие проекты по внедрению виртуализации уже планируются с проблемами в области безопасности. Главными причинами такого положения являются недостаточный опыт специалистов, а также незрелость предлагаемых решений. Эксперты выделяют несколько ключевых рисков; главными из них являются отсутствие прозрачности и инструментов контроля в виртуальных сетях.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF