Бизнес и технологии

СЭД окупается за год

Система электронного документооборота окупается за год работы в компании — к такому выводу пришли эксперты «Корус Консалтинг», проанализировав российские проекты внедрения СЭД. Многие компании не могут оценить предполагаемых сроков и размеров возврата инвестиций от подобных проектов. Например, по данным Forrester, на это сетует почти половина заказчиков. В России ситуация гораздо хуже: по оценке «Корус Консалтинг», более 90% заказчиков не могут самостоятельно рассчитать экономический эффект от внедрения СЭД. Прямой эффект от инвестиций в электронный документооборот связан с экономией средств на материалы и оплату рабочего времени сотрудников. Сокращение этого времени дает экономию в заработной плате. Кроме того, у персонала высвобождается время для другой, более интеллектуальной работы, дающей больше прибыли предприятию.

Как показало исследование, производительность труда в компаниях повышается в среднем на 15–20%. Очевидная экономия достигается за счет сокращения количества бумаги, расходных материалов для принтеров, уменьшения площадей, отводимых для хранения документов, снижения издержек на их передачу.

Еще одним значимым эффектом внедрения СЭД является исключение потерь документов. Независимые исследования Gartner и Xerox показали, что при бумажном документообороте теряется около 5% документов, а на повторное восстановление каждого из них уходит в среднем два часа рабочего времени.

«Облакам» не доверяют

Четыре ИТ-директора из пяти не используют облачных технологий — это показал опрос, проведенный хостинговой компанией Peer 1. При этом треть скептиков объясняет свое недоверие недостаточной осведомленностью об «облаках». Тем не менее почти половина опрошенных признает свой интерес к облачным услугам и допускает возможность их использования уже в ближайшем будущем. В первую очередь ИТ-руководителей привлекают декларируемые доступность и надежность сервисов. Сочетание этих характеристик, обозначенное как «эффективность», является наиболее важным фактором для 69% опрошенных. Однако довольно большое количество — 43% — крайне озабочено вопросами безопасности получаемых услуг.

Аутсорсинг в Европе не популярен

Как показало исследование, проведенное Forrester, западноевропейские компании настороженно относятся к передаче ИТ-процессов на аутсорсинг. Гораздо популярнее аутстаффинг — вывод кадров за пределы компании и передача управления ими сторонней организации. При такой модели речь идет об аренде специалистов. Оказывается, компании Западной Европы не торопятся к предельному сокращению расходов с помощью аутсорсинга. Скорее они предпочитают ориентироваться на местные ИТ-кадры и стремятся сохранить внутренние компетенции. В частности, импорт индийских компаний в Западную Европу составляет всего 5% на рынке ИТ-услуг. Несмотря на большую по сравнению с азиатскими странами географическую и культурную близость, совокупный вклад стран Восточной Европы, в том числе России и Белоруссии, еще ниже и не превышает 500 млн евро. Исключение составляют крупные транснациональные корпорации, которые более склонны к американской бизнес-модели. Они гораздо активнее передают ИТ-работы на аутсорсинг.

Рынок высоких технологий

На треть или вдвое?

В 2009 году оборот российской отрасли информационно-коммуникационных технологий составил 1,8 трлн руб. Из них 1,3 трлн руб. приходится на услуги связи, а 500 млрд руб. составляет объем ИТ-рынка. Таким образом, по предварительным оценкам Минкомсвязи, объем ИТ-рынка за прошедший год сократился с 580 до 500 млрд руб. В долларовом же выражении объем рынка упал с 23,4 млрд долл. до 15,8 млрд долл., то есть его сжатие оценивается официальными источниками в 33%. Оценки независимых аналитиков более пессимистичны: например, в IDC говорят о сокращении российского ИТ-рынка в долларовом выражении на 45,7%, то есть почти вдвое. Сокращение бюджетов в той или иной мере охватило все секторы экономики. Самый сильный спад по итогам 2009 года прогнозируется в наиболее пострадавших от кризиса секторах: в торговле, строительстве и финансах.

Управление

 

ИТ-директорам прибавят меньше

Рост зарплат ИТ-специалистов в нынешнем году будет крайне незначительным, несмотря на надежды большинства компаний, что 2010 год окажется весьма эффективным в плане развития бизнеса. Как показал опрос, проведенный Computer Economics, компании планируют увеличить зарплаты ИТ-сотрудникам в среднем на 2%. Разумеется, это усредненный показатель роста зарплаты для всех ИТ-специальностей. Реальный рост будет зависеть от уровня специалиста и выполняемых им функций. На самую большую прибавку могут рассчитывать разработчики ПО, администраторы баз данных, бизнес-аналитики и другие специалисты, занимающиеся разработкой новых систем или поддержкой уже существующих. Следующими в рейтинге идут операторы ЦОД и специалисты по технической поддержке. Как утверждают в Computer Economics, самый незначительный прирост — всего 1,3% — ожидает ИТ-руководителей и менеджеров среднего звена.

Мобильный миллиард

Количество мобильных сотрудников в мире в течение 2010 года превысит 1 млрд человек. Более того, по прогнозам IDC, к 2013 году их число вырастет до 1,2 млрд, что составляет треть мировых кадровых ресурсов. Наиболее перспективны в этом плане будут развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Как отмечают аналитики, повсеместное проникновение мобильных решений наблюдается лишь в США и Японии (например, в США 72% сотрудников можно отнести к мобильным), и поэтому все остальные крупные страны представляют для поставщиков решений повышенный интерес. Например, в азиатских странах доля мобильных сотрудников к 2013 году не превысит 40%, но даже такой показатель аккумулирует в себе 62% мировой мобильной рабочей силы.

Эффективнее почты

К 2014 году для 20% бизнес-пользователей главным средством общения станут социальные сети, как прогнозируют в Gartner. В течение нескольких ближайших лет большинство компаний будет развивать внутренние социальные сети или разрешать использовать в деловых целях личные аккаунты в общедоступных социальных сетях. Как отмечают аналитики, для некоторых видов деятельности подобные сети являются более эффективными, чем электронная почта. Тем не менее, к 2012 году 70% программ развития внутренних социальных сетей останутся не реализованными. Как правило, ИТ-департаменты обеспечивают лишь технологическую платформу (например, обмен мгновенными сообщениями или проведение Web-конференций) вместо того, чтобы предоставлять решение, направленное на достижение определенной цели. Все это закончится тем, что программы социальных сетей в большинстве случаев потерпят неудачу.

Техника безопасности

Уязвимости переходят к клиентам

В 2009 году общее число программных уязвимостей снизилось, однако число ошибок в офисных и мультимедийных программах возросло на 50%, заявляют в IBM. Такие уязвимости классифицируются как уязвимости на стороне клиента. Наибольшее их число пришлось на Web-браузеры. В прошлом году больше всего их было в Mozilla Firefox — вдвое больше, чем в Internet Explorer. В целом свыше половины всех критических уязвимостей относятся к четырем поставщикам: Microsoft, Adobe, Mozilla и Apple. В среднем исправляется 66% таких уязвимостей. Что касается приложений, работающих на стороне сервера, то наиболее уязвимыми в этом плане являются базы данных SQL.