Главной причиной интереса к открытым технологиям, как и в большинстве подобных случаев, является снижение расходов. Бизнесу неважно, на какой платформе работать, имеет значение качество ИТ-решения и его технической поддержки, а также его стоимость владени

«Если внедрение системы обходится дешевле при сходном качестве и функционале, имеет смысл как минимум задуматься о возможности ее использования», Сергей Шаповалов, начальник отдела системного администрирования управления ИТ компании «РЕСО-Гарантия» Главной причиной интереса к открытым технологиям является снижение расходов. Бизнесу неважно, на какой платформе работать, имеет значение качество ИТ-решения и его технической поддержки, а также его стоимость владения.

Кроме того, многие компании таким способом стараются исключить зависимость от конкретного вендора. Однако очень немногие организации имеют стратегию перехода на открытые решения.

Обдуманно подошли к использованию открытых решений в компании «РЕСО-Гарантия». Ее руководство приняло стратегию развития ИТ, которая предусматривала использование продуктов с открытым исходным кодом везде, где это рационально с экономической точки зрения и с учетом качества продуктов.

«РЕСО-Гарантия» это крупная территориально-распределенная организация с широкой филиальной сетью. «Несмотря на расхожее мнение о том, что проприетарные системы демонстрируют более высокое качество, в ряде случаев использование открытых решений вполне оправданно», - уверен Сергей Шаповалов, начальник отдела системного администрирования управления ИТ компании «РЕСО-Гарантия».

Интерес к открытым технологиям, как и в большинстве подобных случаев, был продиктован стремлением снизить расходы. Бизнесу неважно, на какой платформе работать, значение имеет качество программного обеспечения, аппаратной платформы и технической поддержки, с одной стороны, а с другой — стоимость владения этими технологиями. Если выбранный способ позволяет компании сэкономить значительные средства, и поставленная перед ИТ-подразделением задача выполняется, такое решение можно считать верным.

Тем не менее качеством в угоду дешевизне бизнес жертвовать не готов, поэтому любому выбору предшествует тщательное изучение и тестирование продуктов, их сравнение с коммерческими аналогами. Если в процессе тестирования выявляется достаточный уровень качества, надежности и производительности решения, то оно признается годным к эксплуатации. Учитывается также опыт эксплуатации в других крупных компаниях. «Если внедрение системы обходится дешевле при сходном качестве и функционале, имеет смысл, как минимум, задуматься о возможности ее использования», - считает Шаповалов.

Между ценой и требованиями

В компании «РЕСО-Гарантия» открытые программные продукты появились сравнительно недавно – в 2004 году. Тогда по инициативе одного из системных администраторов на базе открытого решения была создана корпоративная почтовая система. Компания на тот момент не была столь велика по размеру, поэтому к создаваемой системе не предъявлялось излишне жестких требований.

Уже в 2005 году руководство компании поставило задачу внедрить единую почтовую систему для всей филиальной сети. Так как корпоративная почта уже базировалась на бесплатной системе, была продолжена политика внедрения, не предусматривающая излишних лицензионных издержек. Это развертывание можно считать первым «серьезным» проектом внедрения открытого ПО. На этот раз требования к почтовой системе были весьма жесткими, так как основным ее назначением был внутренний административный документооборот с филиалами, разбросанными по территории России. В результате решили остановиться на платформе Fedora Linux. «Внедрить распределенную систему электронного документооборота таких масштабов нелегко и дорого, но ведь почта также может справиться с основными задачами подобного рода», - отмечает Шаповалов.

В процессе эксплуатации Fedora Linux на почтовых серверах был выявлен серьезный недостаток– непродолжительный срок жизни дистрибутива: мажорная версия системы изменялась каждые полгода (Fedora фактически является испытательным полигоном для RedHat Enterprise Linux). Остро встала проблема выбора надежной, производительной, а главное -- долго живущей операционной системы. Выбор пал на Sun Solaris 10, решающими факторами стали ее качество и функциональная насыщенность при нулевой стоимости лицензий и наличии открытого кода. Техническая поддержка от Sun Microsystems гарантировала минимальное время внепланового простоя оборудования и ПО. Процесс внедрения новой платформы облегчило наличие опыта использования и обслуживания Unix-систем на серверах HP.

Таким образом, 2007 год стал переломным в плане использования открытого ПО на серверах баз данных и серверах приложений. С этого момента в качестве корпоративного стандарта операционных систем выбрана Solaris 10. «Ключевую роль играет надежность и продолжительное время жизни дистрибутива (для Solaris 10 оно составляет минимум десять лет)», – отмечает Шаповалов. .

Выбранная стратегия была продолжена с внедрением открытых решений в рамках Web-серверов. Выбирать пришлось из самых разных программных продуктов, предназначенных для управления сайтами, в том числе и закрытых систем. В ходе выбора оценивались сложность разработок на каждой из платформ и прогнозировались трудозатраты. Кроме того, оценивались возможности взлома, в том числе с использованием автоматизированных средств. Важной частью стало нагрузочное испытание.

В итоге предпочтение было отдано платформе OpenCMS, построенной на технологиях Java. В качестве аппаратной платформы была выбрана система на базе процессора Niagara (архитектура SPARC v9), исходный код которого доступен по лицензии GPL, в том числе и благодаря хорошему показателю ее производительности на единицу потребляемой электрической мощности, а также небольшим объемам занимаемого пространства. Центральный сайт компании уже несколько лет работает на этой платформе, и до сих пор не давал повода усомниться в своей надежности. На платформе OpenCMS работают также такие известные проекты, как «РЕСО-Экспресс» и «РЕСО-Маркет».

Дальнейшее развитие получила и почтовая система. Компания достигла того размера и уровня, когда созданное ранее решение ее перестало устраивать. Потребовалось более надежное и защищенное решение для доступа к электронной почте. «К сожалению, полностью открытых решений с необходимыми характеристиками пока не создано», - признает Шаповалов. Миграция была осуществлена на частично открытую систему Sun Communication Suite. Формально данный продукт является проприетарным, однако большинство его компонентов открыто. Его внедрение обошлось в десять раз дешевле по сравнению с ближайшим конкурентом.

Совсем недавно в компании появились универсальные системы хранения на базе стандартных компонентов и открытой операционной системы OpenSolaris — Sun Open Storage. В качестве базовой файловой системы в них используется ZFS —файловая система, объединившая в себе функционал менеджера управления  логическими томами и файловой системы. Она прекрасно справляется с огромными массивами данных, а стоит -- при том же уровне поддержк -- значительно ниже, чем продукты конкурентов.

Прощание с привычками

Наиболее ощутимым для пользователей шагом стал практически полный переход компании на офисные приложения OpenOffice. Любой новый компьютер, направляющийся в филиалы, уже содержит предустановленный пакет OpenOffice. Продукты Microsoft ставятся на рабочие места только по заявкам и при наличии очень серьезного обоснования.

Проект замены офисных приложений продолжался около двух лет. В первую очередь он стал успешным благодаря волевому решению руководства компании. Открытого саботажа со стороны пользователей не последовало. Больше всего нареканий вызвал непривычный интерфейс.

Еще одной проблемой была несовместимость форматов. Чаще всего сотрудники по привычке сохраняли документы в формате OpenOffice, после чего они не читались за пределами компании. Иногда возникали и проблемы с открытием документов Microsoft Word (от простой потери форматирования до полной нечитабельности текста). С развитием продукта такие проблемы исчезли.

Важную роль в урегулировании проблем играли отдел компьютерного обеспечения и отдел технической поддержки, которые плотно работают с конечными пользователями; фактически это контакт-центр, куда сотрудник может позвонить и проконсультироваться. Данные подразделения принимают на себя основную нагрузку, связанную и с OpenOffice, и с остальными компонентами системы.

Другим направлением действий стала доработка корпоративной системы. Разработчики компании дорабатывали корпоративную систему для обеспечения ее полной интеграции с OpenOffice и корректной работы с ней.

Возможность для творчества

Большинство систем ИТ-департамент разрабатывает самостоятельно (что типично для страховых компаний), поэтому зачастую специалистам приходится самостоятельно придумывать методы решения возникающих бизнес-задач. В компании изначально разрабатывали собственную информационную систему на базе СУБД Oracle. Эта система создавалась на протяжении восьми лет и до сих пор дорабатывается. Далеко не каждая компания может себе такое позволить, в первую очередь в плане кадров.

Какими компетенциями должен обладать ИТ-отдел для внедрения открытого ПО? «По историческим причинам открытое ПО живет в мире Unix. Поэтому в ИТ-подразделении должны быть квалифицированные Unix-администраторы», - рекомендует Шаповалов. Их необходимое количество определяется эмпирически. Например, в «РЕСО-Гарантия» численность ИТ-подразделения постоянно росла, однако этот рост был связан не столько с тем, что внедряемые продукты требовали большего обслуживания, сколько с общим ростом компании.

Потребность в ИТ-специалистах сдерживается и кадровой политикой руководства ИТ-департамента. Оно заинтересовано в повышении квалификации собственного персонала и людей «со стороны» приглашает лишь в случае крайней необходимости.

Свобода действий

Открытость продукта является его серьезным конкурентным преимуществом. Например, в случае закрытых решений зачастую проблематичным становится проведение тестирования. «Чтобы получить тестовый экземпляр системы, необходимо соблюсти кучу формальностей, - говорит Шаповалов. - Теряется время, а присланный экземпляр, скорее всего, будет иметь какие-то ограничения».

В случае же open source можно, не привлекая лишнего внимания, скачать продукт, находящийся в свободном доступе, и изучить его возможности в тестовой эксплуатации. Таким образом, ИТ-департамент имеет полную свободу действий и выбора.

Кроме того, для решения некоторых задач требуется доступ к исходным кодам ПО. Получить доступ к исходным кодам проприетарной системы, чаще всего, невозможно. Наконец, поддержка открытых стандартов упрощает процедуру миграции с одной системы на другую.

«Если ПО закрытое, то это не значит, что оно обладает стопроцентным качеством», - напоминает Шаповалов. Для таких продуктов также постоянно выпускаются пакеты исправлений, зачастую весьма серьезные. Кроме того, количество вирусов для платформы Windows уже достигает космических значений.

За открытым ПО очень часто стоят лидеры ИТ-индустрии, такие как Sun Microsystems, Oracle, IBM, Novell и другие. Многие открытые программные продукты не так давно были проприетарными, то есть их нельзя назвать совсем «сырыми» или созданными «на коленке». Производители открывают код своих систем для их популяризации, для создания сообщества пользователей и разработчиков этих систем. Тем самым они привлекают к процессу разработки и тестирования большее количество людей, что при правильном управлении повышает скорость разработки и тестирования продуктов.

«Развитие открытого ПО чем-то напоминает развитие научного знания: любое научное открытие требует огласки, это способствует появлению новых знаний, основанных на уже существующих теориях», - отмечает Шаповалов.

Кроме того, свободные решения действительно позволяют экономить: в большинстве случаев стоимость лицензий равна нулю, а стоимость технической поддержки – не больше, чем у проприетарных систем. Стоимость внедрения также невелика, так как большинство работ осуществляется собственными силами. Не ведутся только те работы, которые запрещаются вендором (в противном случае заказчик лишается гарантии или технической поддержки).

Самое сложное при внедрении свободного ПО – решиться на подобный проект. Человек, который предлагает внедрить технологии open source, сильно рискует. Если при внедрении проприетарного продукта ответственность может быть разделена с поставщиком или интегратором, то в случае внедрения открытых решений без поддержки вендора вся ответственность лежит на инициаторе проекта. Требуется определенная уверенность в своих силах, а этого можно добиться только многократным тестированием продукта и сбором информации о нем, включая отзывы пользователей.

 


 

«РЕСО-Гарантия»

«РЕСО-Гарантия» – универсальная страховая компания, создана в 1991 году. Имеет лицензию на 102 вида страховых услуг и перестраховочную деятельность. В компании работают свыше 19 тыс. агентов. Филиальная сеть включает в себя более 900 филиалов и офисов продаж во всех регионах России.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF