За свою долгую историю Центральный Телеграф пережил не одну научно-техническую революцию. Нынешнюю экономическую ситуацию в компании также склоны рассматривать и решать с позиции инноваций, в том числе и в области ИТ.

«Мы должны сделать из того ИТ-наследия, которым мы располагаем, единую систему, полностью удовлетворяющую требованиям бизнеса», Сергей Мацко, директор по ИТ компании «Центральный телеграф» За свою долгую историю Центральный телеграф пережил не одну научно-техническую революцию. Нынешнюю экономическую ситуацию в компании также склонны рассматривать и решать с позиции инноваций, в том числе и в области ИТ.

«Информационные технологии в том или ином виде существую в компании довольно давно. У нас имеются системы, которые эксплуатируются с начала 90-х годов. Есть и новые системы, которые были внедрены один-два года назад», — рассказывает Сергей Мацко, директор по ИТ компании «Центральный телеграф». Весь этот разнородный ИТ-парк, на примере которого можно проследить эволюцию компьютерной техники, приходится поддерживать в рабочем состоянии.

Вторая особенность, с которой приходится сталкиваться ИТ-специалистам, заключается в том, что они, работая в телекоммуникационной компании, чувствуют себя примерно как врачи в санатории, обслуживающем врачей. «Все специалисты в нашем техническом блоке так или иначе имеют отношение к ИТ, поскольку сейчас практически все услуги связи основаны на информационных технологиях. Нам приходится взаимодействовать с людьми, многие из которых сами являются специалистами в ИТ».

Несмотря на богатую историю и корпоративные традиции, развитие ИТ в компании шло довольно неравномерно. Только в 2007 году окончательно объединились раздельно существовавшие прежде корпоративная и производственная ИТ-службы. В сентябре 2009 года в компании появилась должность ИТ-директора, которому поручено объединить усилия специалистов компании для решения ИТ-проблем и на производственном, и на корпоративном направлениях.

«Вероятно, многим известны два полярных подхода к месту ИТ в компании. Первый — когда ИТ относится скорее к хозяйственной службе и насыщает компанию компьютерными возможностями. При втором подходе ИТ-директор вводится в состав руководства и координирует работу по развитию ИТ в интересах бизнеса компании. В этом случае от ИТ-структуры требуется гораздо большая отдача. Сейчас нами выбран второй путь. По сути, это попытка привлечь ИТ-специалистов к решению проблем бизнеса, начиная с момента разработки новых услуг», — считает Мацко.

Соответствие бизнесу

Сегодня руководство Центрального телеграфа поставило перед компанией задачу занять более достойные позиции, расширив свою долю на рынке услуг широкополосного доступа в Интернет и услуг IPTV в московском регионе. Речь идет не столько о большом количестве новых услуг, сколько о новом подходе к ведению бизнеса компании, который должен стать более гибким, подвижным. ИТ должны соответствовать этим требованиям.

«Мы должны сделать из того ИТ-наследия, которым располагаем, единую систему, полностью удовлетворяющую требованиям бизнеса. То, что мы имеем сейчас, не отвечает потребностям быстрорастущего бизнеса. Если продавцы услуг начнут работать, быстро увеличивая клиентскую базу, то понадобится промышленная CRM-система, рассчитанная не только на поддержание текущей ситуации, но и на активный маркетинг, поэтому ИТ-решения в компании должны быть способны обеспечивать работу с большими объемами данных», — поясняет Мацко.

В период кризиса компания вынуждена работать в условиях жесткой экономии. Пришлось реанимировать все проекты, которые можно сделать силами собственных специалистов, а не отдавать сторонним подрядчикам. Возможно, эти проекты не столь статусные, но отдача от них ощутимая.

«Мы стали с большей ответственностью выбирать внедряемые системы. Приходится считать все затраты не только непосредственно на внедрение, но и на поддержание систем. Этого у нас раньше не было, — признается Мацко. — В сложившихся условиях приходится выбирать именно такой, может быть, непопулярный путь. Эта практика себя пока оправдывает, но мы считаем ее вынужденной временной мерой, которая, возможно, в дальнейшем наложит свой отпечаток на наше сотрудничество с системными интеграторами — мы приобретем определенный опыт и потом сможем его применять на больших проектах, работая совместно с крупными системными интеграторами. Сейчас есть вещи, которые мы не в состоянии сделать сами, например создать ядро некой системы, это должны будут сделать специально обученные специалисты. Но дальнейшую интеграцию с корпоративными системами мы планируем выполнять своими силами».

Виртуализация и инфраструктура

Ситуация жесткой экономии сегодня характерна для очень многих предприятий. Кто-то продолжает оптимизировать ИТ-инфраструктуру, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии, пока руководство не выделяет в необходимом объеме деньги для финансирования ИТ. Но бесконечно продолжаться это не может, и все чаще приходится задумываться о том, как долго тот потенциал, который был построен и сконцентрирован в ИТ-службе еще до кризиса, сможет оказывать полноценную поддержку бизнесу? Насколько хватит накопленных знаний и компетенций сотрудников?

«Мне приходилось задумываться об этом многократно. Мы надеялись, что после сокращения (оно у нас было процентов на 20) в ИТ-службе останется костяк, который менять на новых людей не имеет смысла. Думаю, что на два-три года их потенциала хватит. За это время что-нибудь изменится. Что касается потенциала аппаратной инфраструктуры, то, думаю, благодаря виртуализации его должно хватить года на два», — прогнозирует Мацко.

Тем не менее, чтобы оказывать бизнесу полноценную ИТ-поддержку, необходимо постоянно следить за актуальным состоянием информационных систем. В частности биллинг постоянно требует доработок под текущие потребности. Развитие сети, внедрение новых сетевых устройств требует развития системы активации. Постоянной актуализации требуют корпоративные бухгалтерские системы и средства поддержания бизнес-процессов.

Часть информационных систем реализована на промышленных платформах. Среди них — биллинговый продукт «АСР Фастком» компании «Форс-Центр разработки», система активации услуг – разработка NVision Group, бухгалтерия, реализованная средствами Microsoft Dynamics AX и внедренная с помощью специалистов GMCS. CRM-система пока используется собственная, на повестке дня стоит ее замена на промышленный продукт.

«Все эти системы интегрированы друг с другом какими-то "самописными" средствами. Главный недостаток такого подхода — потеря времени, так как приходится заново изобретать если не велосипед, то какое-то решение, которое уже существует. Не надо забывать, какими средствами достигается работоспособность этих решений в масштабах компании. Хотелось бы, чтобы в нашей практике приживались именно те бизнес-процессы, которые уже заложены в промышленных системах», — отмечает Мацко.

Поскольку приобрести новые серверы сейчас проблематично, приходится максимально полно использовать имеющиеся мощности. Основное технологическое решение для этого в компании видят в виртуализации. В компании используется немало раритетных образцов аппаратных и программных решений, в том числе на базе операционных систем OS/2, MS DOS, Novell и пр. Но они работают исправно, и переписывать их сейчас, пожалуй, не имеет смысла. Чтобы продлить жизнь программным решениям, планируется использовать виртуализацию. Проект в области серверной виртуализации станет для ИТ-службы Центрального телеграфа одним из главных в 2010 году.

«Очень часто в реальных условиях приходится знакомиться с чем-то новым. Для программного продукта понадобится выделить сервер, на котором это решение можно будет попробовать. Отслеживание результатов такого рода экспериментов – сама по себе отдельная большая задача. Далеко не все эксперименты оканчиваются внедрением, и велика вероятность, что про сервер потом забудут», — делится опасениями Мацко.

Но в виртуальной инфраструктуре можно выделить виртуальный сервер и определить ему срок жизни. Когда срок жизни такой пробной системы подходит к концу, принимается решение о вводе этой системы в промышленную эксплуатацию со всеми соблюдениями необходимых регламентов и организационных процедур; либо возможен другой вариант: эта система исчезает, освобождая мощности. При этом техническая группа не трогает сервер и никуда его не перемещает. Системный администратор контролирует процесс из одного окна со своего рабочего места. По сути, проект сводится к размещению максимального количества работающих разрозненных серверов в единое виртуальное пространство.

«Не будут охвачены виртуализацией системы резервного хранения и промышленные СУБД, их не следует виртуализировать никогда. Что касается "привязанных" к ним серверов приложений, то они могут и должны быть виртуализированы», — уверен Мацко.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF