Неочевидный эффект

Шесть из десяти ИТ-директоров не могут измерить финансовый эффект аутсорсинга. Исследование, проведенное Warwick Business School, было спровоцировано отчетом Британской ассоциации аутсорсинга - согласно опубликованным в отчете данным, английские компании, чтобы сократить свои издержки в 2008 году, потратили на аутсорсинг на 12% больше. Как выяснилось, более половины ИТ-директоров действительно многого ожидают от аутсорсинга и планируют окупить инвестиции в течение года. Однако из всего числа компаний, пытающихся количественно измерить эффект аутсорсинга, лишь 20% уверены в точности оценок. Во многих компаниях затруднились озвучить суммы, потраченные на аутсорсинг, при этом 63% финансовых директоров заявляет, что ИТ-руководители их компании не могут донести до бизнес-руководства преимущества аутсорсинга. Более того, многие компании вовсе не считают нужным оценивать эффективность аутсорсинга. Однако же почти все компании, сократившие объемы аутсорсинга, утверждают, что сделали это из-за «неочевидного финансового эффекта».

«Экономия на аутсорсинге спорна», - признает Сергей Потапов, ИТ-директор группы ПИК. Аутсорсинг гарантирует прозрачную стоимость ИТ-услуг. Зачастую руководство плохо представляет себе стоимость внутренних процессов, считая ее незначительной. Реальная же стоимость может быть не так уж и мала.

При всем стремлении компаний к снижению издержек взрывного роста российского рынка аутсорсинга, вопреки прогнозам аналитиков, не последовало. «Россия существенно отстает по темпам развития аутсорсинга от других стран БРИК и прочих развивающихся стран», - отмечает Сергей Македонский, президент НП АСТРА. По оценкам аналитиков In4media, в 2009 году рынок аутсорсинга достигнет 900 млн долл., а в течение 2010 года должен превысить стратегическую отметку 1 млрд долл. Спецификой российского рынка является незрелость, непрозрачность и полное отсутствие стандартов.

«Причины, тормозящие развитие аутсорсинга в России, можно разделить на макро- и микроэкономические», - считает Потапов. К первым относится невысокая конкуренция и, как следствие, отсутствие реальных стимулов к снижению издержек, недостаточно развитый рынок аутсорсинга услуг, а также отсутствие стандартов и нечеткая правовая база. Из микроэкономических причин можно назвать незрелость процессов управления ИТ, непонимание роли аутсорсинга и недоверие к поставщикам. «Если внутри компании не выстроены процессы, аутсорсинг может принести больше вреда, нежели пользы», - констатирует Потапов.

Проблемы аутсорсинга в России выявило и совместное исследование, проведенное «РБК. Рейтинг» и «БДО Юникон Бизнес Сервис».Проект был призван определить отношения представителей бизнес-сообщества к передаче внутренних процессов на аутсорсинг, а также выявить, какие факторы больше всего влияют на принятие решения об аутсорсинге. Ранжирование количественных и качественных показателей рейтинга (в том числе, популярности видов аутсорсинга) осуществлялись по десятибалльной шкале. Большинство респондентов отметило, что аутсорсинг как стратегия управления бизнесом пока не получил достаточного распространения в нашей стране. Особенно это касается ИТ-аутсорсинга, который не входит в число лидеров рейтинга.

«Руководителю всегда удобнее иметь собственного сотрудника, который будет лично вовлечен в работу организации и сможет отстаивать позицию своего работодателя», - признает Дмитрий Ходыкин, член правления финансовой группы «Частный поверенный». Аутсорсинг же может быть интересен бизнесу прежде всего как способ сокращения издержек. Однако о его популярности говорить рано. Исключение может составлять малый бизнес на стадии запуска, когда содержание штатной единицы сопряжено с неоправданными расходами. В целом же неправомерно говорить о бизнес-процессе и возможности его передачи на аутсорсинг отвлеченно от специфики бизнеса.

«Наша компания имеет положительный опыт аутсорсинга, причем в разных сферах», - говорит Ирина Харисова, финансовый директор «АБС Холдингс». Обращаясь к услугам аутсорсеров, компании в абсолютном большинстве случаев остаются в выигрыше. Руководство предприятия получает возможность полностью сфокусироваться на стратегических задачах, поручив тот или иной вид деятельности профессионалам. Взаимоотношения же с аутсорсерами четко регламентируются договором, который предполагает жесткие рамки, удобные заказчику условия и ответственность за неисполнение.

«Конечно же, аутсорсинг порождает множество накладных расходов. Это представительские расходы, проценты посреднику, оплата услуг юристов», - признает Андрей Пыльцов, вице-президент «ВТБ-24». Тем не менее эти затраты с лихвой окупаются, поскольку процесс разработки проекта становится более профессиональным, ресурсы распределяются более рационально, сокращаются издержки, улучшается качество услуг.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF