Как быть, если много потратить не можешь, но и прозябать тоже не хочется? Ответ известен давно - не тратить лишнего, пересмотреть структуру расходов и попытаться извлечь максимум из того, что уже имеешь.

«Расходы на связь особенно трудно держать в рамках бюджета, поэтому везде, где только получается, мы переходим на фиксированную плату», Евгений Рыбалко, ИТ-директор компании «Хилти Россия»Как ИТ-подразделения справляются с кризисной ситуацией? Обзоры, проведенные крупными аналитическими агентствами, такими как Gartner Group и Forrester Research, говорят о том, что основные тренды несильно отличаются от общеэкономических.

В частности, по оценкам Gartner, объем мирового ИТ-рынка в 2009 году уменьшится на 6% по сравнению с 2008 годом. Это объясняется как влиянием мирового кризиса, так и динамикой курсов валют. Во всех сегментах рынка (программного, аппаратного обеспечения, ИТ-услуг и телекоммуникаций) будет наблюдаться снижение объемов продаж в денежном выражении. Восстановление рынка начнется только в 2010 году. Аналогичные прогнозы дает Forrester: общее падение на 10,6% и рост доходов только в первой половине 2010 года. Более осторожные прогнозы дает IDC: по прогнозам этой компании, реального восстановления ИТ-рынка можно ожидать только в 2011 году.

Иная ситуация складывается на развитых и развивающихся рынках. Последние, по данным Gartner Group, оказались более устойчивыми к кризису, чем развитые. Подавляющее большинство (84%) крупных компаний на этих рынках не отменили ни одного ИТ-проекта и больше половины (66%) не планируют снижать ИТ-бюджеты или будут увеличивать их. В частности, в сегменте аппаратного обеспечения на развивающихся рынках существенно больше компаний собираются увеличивать расходы по сравнению с рынками развитыми. Есть о чем задуматься отечественным предпринимателям.

Расходы в России

Как же обстоит дело в России? В конце июля Лига независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКС) опубликовала очередной квартальный обзор своего аналитического центра REAL IT. Представленные результаты в целом согласуются с мировыми трендами: ИТ-рынок во втором квартале упал на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В наибольшей степени снизились расходы на аппаратное обеспечение, в меньшей степени — на ПО. Что особенно важно, снизились расходы на ИТ-услуги (в первом квартале они возросли). Конечно, это может объясняться календарем взаиморасчетов, но, скорее всего, руководство ИТ-департаментов ввиду затяжного кризиса пытается в большей степени опереться на свои силы.

Вместе с тем данная аналитика порождает известную долю скепсиса. «Динамика расходов находится под прессом требования сокращения издержек, вызванного не столько общим стремлением к повышению эффективности, сколько кризисными явлениями, поэтому какова бы ни была динамика, она не является репрезентативной», — считает независимый эксперт Ярослав Медокс. По его мнению, сокращение расходов во многом зависит от объема портфеля проектов развития, имевшихся у компании на момент начала кризиса. А он у всех был совершенно разным. Например, если было много проектов развития функционала, то сократятся расходы на ПО. Если был начат проект развертывания сетевой инфраструктуры, который нельзя остановить, тогда на фоне уменьшения расходов по другим направлениям его доля вырастет, хотя показатели могут отличаться от плановых.

«Большие организации имеют годовые бюджеты, и месячная динамика для них не имеет значения. Например, проекты могут иметь циклы расхода бюджета в районе полугода, а это целых два квартала. На мой взгляд, картина на основе квартальной динамики будет нерепрезентативной», — поясняет Медокс. Он отмечает, что вскоре может возникнуть ситуация, когда из-за сокращения объемов бизнеса организация будет располагать избытком мощностей и не будет нуждаться в обновлении аппаратного обеспечения. «При этом складывается уникально выгодная ситуация для замены ПО, только на это уже нет денег», — добавляет он. В случае дальнейшего сокращения финансирования ИТ-поддержки бизнеса компромисс, по мнению Медокса, всегда сводится к регулированию уровня оказываемой ИТ-поддержки.

Пример — торговля

«Вся ИТ-поддержка в дальнейшем будет выполняться своими силами, это потребует определенного увеличения затрат на ИТ-персонал», Дмитрий Рудаков, начальник отдела поддержки и развития информационной системы компании «ТВЭЛ-Инвест»На начало кризиса многие оптовые и розничные торговые сети быстро росли. К примеру, один из крупнейших игроков на рынке парфюмерных товаров и бытовой химии открывал по четыре розничных магазина в месяц. Скорость расширения бизнеса была одним из главных показателей деятельности. Ухудшение общей экономической ситуации в мире и в России заставило руководство таких компаний пересмотреть приоритеты. Верхнюю часть списка важнейших задач заняли вопросы повышения эффективности имеющихся активов. Успешному решению этих задач в значительной степени способствовали изменения во внешнем окружении. Многие приняли решение снизить скорость роста розничной сети и уделить больше внимания оптимизации бизнеса на уже освоенных территориях.

Другим положительным фактором стало расширение рынка рабочей силы и услуг, которое позволило произвести оптимизирующую ротацию кадров и поставщиков ИТ-услуг. Руководство компаний поставило перед сотрудниками задачу добиться максимальных результатов при минимальных издержках, с тем чтобы ко времени окончания кризиса занять на рынке лидирующие позиции благодаря наличию высокоэффективных активов. Лозунг таких компаний — быть «тощими и сильными».

Руководители ИТ-департаментов отмечают, что в краткосрочной перспективе рассчитывают до конца года добиться снижения постоянных затрат (каналы связи, телефония, ремонт и обслуживание, расходные материалы). Осуществлению их планов во многом способствует ситуация на рынке: наличие большого числа незанятых ИТ-специалистов высокой квалификации позволяет, не увеличивая фонд оплаты труда, сформировать результативную и лояльную команду.

В среднесрочной перспективе ИТ-директора, как правило, планируют оптимизировать все элементы информационных систем, поскольку полагают, что компании таким образом смогут осуществить рывок после окончания кризиса и занять на рынке лидирующее положение. В частности, оптимизация дистрибутивного бизнеса предполагает повышение качества управления дебиторской и кредиторской задолженностями. Ужесточение условий предоставления товарных и денежных кредитов требует более внимательного управления запасами, которые должны быть максимально согласованы с динамикой спроса. Компании не могут допустить замораживания средств на складе. С другой стороны, растут требования к управлению взаимоотношениями с клиентами. Процесс отгрузки заказов должен быть максимально связан с процессом осуществления взаиморасчетов. Все это требует серьезного повышения качества ИТ-поддержки, в частности функционала информационных систем.

С решениями задач бизнеса увязана и процедура формирования ИТ-бюджета. Во многих компаниях в декабре осуществляется планирование ИТ-расходов на следующий год поквартально и помесячно. Статьи затрат консолидируются по местам их возникновения. «Затраты на закупку оргтехники могут быть отнесены только в ИТ-бюджет, никакое другое подразделение не может купить себе, например, компьютер. В свою очередь, ИТ-директор не может включить в бюджет затраты на закупку, допустим, холодильника», — рассказывает один из руководителей ИТ-департамента. Годовой бюджет утверждается в целом, а затем ежеквартально и ежемесячно корректируется.

Характеризуя динамику ИТ-расходов, многие отмечают, что во втором квартале, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, были сокращены затраты на аппаратное и программное обеспечение, ИТ-услуги, персонал. Затраты на телекоммуникационные услуги почти не изменились. В следующем квартале должны возрасти расходы на аппаратное обеспечение и связь, что обусловлено сезонностью продаж. Остальные расходы расти не будут.

Пример — строительное оборудование

Hilti — ведущая компания в области профессионального строительного оборудования. Основанная в 1941 году, сегодня она насчитывает более 17 тыс. сотрудников во всем мире и поставляет свою продукцию в 120 стран через сеть собственных организаций, осуществляющих продажи и техническое обслуживание оборудования. Еще до кризиса, в апреле 2008 года, было решено перейти во многих городах России от Hilti-центров к мобильным решениям и домашним офисам. В новой экономической ситуации они сохранили свою актуальность, и начатая политика преобразований продолжается. По словам Евгения Рыбалко, ИТ-директора компании «Хилти Россия», компания по-прежнему продолжает переход от использования хороших и удобных, но дорогих в эксплуатации центров во многих городах России к командной работе с клиентами мобильных, первоклассно оснащенных, имеющих всю необходимую поддержку высококвалифицированных сотрудников. Таким образом снижаются издержки, связанные с арендой площадей, телекоммуникациями и персоналом, что особенно важно в нынешней ситуации.

В области аппаратного обеспечения важнейшим фактором контроля над ИТ- расходами Рыбалко считает широкую стандартизацию. Для каждого типа оборудования выбирается строго один производитель и строго одна модель при условии предоставления трехлетней гарантии решения возникающих проблем до истечения следующего рабочего дня (Next Business Day, NBD). В области ПО залогом успеха является использование только лицензионных приложений из утвержденного списка принятых в качестве стандарта и жесткий регулярный контроль за программным обеспечением, которое может попасть на корпоративные компьютеры.

Что касается телекоммуникационных услуг, то Рыбалко перезаключает договоры связи. «Расходы на связь особенно трудно, на мой взгляд, держать в рамках бюджета, даже хорошо продуманного, поэтому везде, где только получается (кроме, конечно, резервных каналов), мы переходим на фиксированную плату», — рассказывает он. В компании существовали резервные каналы на случай аварий, которые могли обеспечить до 80% от уровня нормальной работы. Рыбалко утверждает: «Можно уменьшить мощность резерва до 50%. На этом мы прилично сэкономим».

Расходы на персонал существенно не менялись. Поскольку в нынешнем году компания вела два серьезных бизнес-проекта, включающих существенную ИТ-составляющую, персонал ИТ-департамента не сокращался, правда, не обошлось без небольшого уменьшения зарплаты.

Характеризуя динамику ИТ-расходов, Рыбалко отметил, что во втором квартале, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, расходы на программное и аппаратное обеспечение не изменились, а расходы на телекоммуникации, персонал и ИТ-услуги уменьшились. В следующем квартале он предполагает сохранение этой тенденции с той разницей, что расходы на персонал не изменятся.

Атомная промышленность

Компания «ТВЭЛ-Инвест» является генеральным поставщиком предприятий, входящих в корпорации ТВЭЛ и «Атомредметзолото» — крупнейших холдингов атомной отрасли. Основная задача компании — оказание качественных и конкурентоспособных услуг по поставкам материально-технических ресурсов. По словам Дмитрия Рудакова, заместителя директора по информационным технологиям «ТВЭЛ-Инвест», в компании определение потребностей в автоматизации хозяйственной деятельности, развития функциональности информационных систем, а также мониторинг текущего состояния ИТ-услуг осуществляется путем анализа обращений в ИТ-службу, интервью с руководителями подразделений, а также методом «мозгового штурма» сотрудников ИТ-департамента.

Директор по ИТ определяет приоритетные задачи и составляет бюджет, который затем утверждается генеральным директором. При изменении приоритетов бюджет пересматривается. Например, в результате анализа финансовых показателей компании за полугодие было принято решение отказаться от одного из проектов по поддержке ИТ-инфра-
структуры.

Формирование бюджета на 2010 год в компании только начинается. С точки зрения Рудакова, для организации полноценной ИТ-поддержки бизнес-задач серьезного обновления ресурсов не требуется. «Необходимо только завершить отладку системы резервного копирования вспомогательных ИТ-сервисов», — поясняет он. Если выделяемых объемов финансирования не хватит, проблему поможет решить оптимизация работы имеющегося оборудования и более грамотная организация труда администраторов систем. Автоматический контроль работы ИТ-инфраструктуры, по мнению Рудакова, допускает решение за счет ручных регламентных работ администраторов отдела технической поддержки. «Эти решения могут привести к снижению устойчивости работы информационных систем, но в допустимых пределах», — считает он.

К идее привлечь внешних ИТ-подрядчиков Рудаков относится скептически: «До сих пор вся ИТ-поддержка осуществлялась своими силами, за исключением развития некоторых информационных систем, но и эта задача в дальнейшем будет выполняться своими силами, что обусловлено качественным ростом квалификации ИТ-специалистов. Правда, потребуется
определенное увеличение затрат на ИТ-персонал».

Анализируя динамику ИТ-расходов, Рудаков отмечает, что во втором квартале нынешнего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ИТ-расходы не изменились, если не считать уменьшения расходов на телекоммуникации. В следующем квартале он предполагает уменьшение расходов на аппаратное обеспечение, телекоммуникации и аутсорсинг, рост расходов на ИТ-персонал и сохранение расходов на ПО.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF