По данным Росстата только в 2007 году российским машиностроителям удалось достичь уровня производства, соответствовавшего уровню 1991 года и даже впервые превысить его на 10-15%, но кризис внес свои коррективы, ударив по самым больным местам. Все машиност

Вызванные кризисом на финансовых рынках проблемы не обошли стороной практически ни одно предприятие. Отказы в кредитовании повлекли снижение покупательной способности клиентов, рост суммы задолженности за поставленную продукцию, и как следствие — сокращение объемов производства. Некоторые поставщики предприятий практически разорились, и при выходе из кризиса потребуется формировать новые цепочки поставок. У машиностроительных предприятий, в отличие от компаний в других секторах промышленности, отсутствует резерв финансовой прочности, возникает дефицит оборотных средств. Замораживаются инвестиционные проекты, и в первую очередь проекты, рассчитанные на расширение производства, которые финансировались с привлечением стороннего капитала — банки не готовы к новым кредитам.

Ситуация на предприятиях отечественного машиностроения, которые условно можно разделить на три группы — электронную, транспортную и тяжелую промышленность, — такова: электронное машиностроение уже давно переориентировалось на выпуск продукции, собираемой из импортных комплектующих. Транспортное машиностроение — автомобилестроение, авиакосмическая промышленность, судостроение — за счет большой доли предприятий ВПК и госзаказов является относительно благополучным сектором. Предприятия тяжелого машиностроения — станкостроительные и инструментальные — наиболее подвержены кризису, так как большая часть из них так и не нашла своего места, новых методов работы в изменившихся экономических условиях, а остальные ориентированы на выпуск оборудования для добывающих и энергетических компаний.

По данным Росстата, производство легковых и грузовых автомобилей за первый квартал 2009 года сократилось на 60 и 70%, соответственно, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. И по прогнозам различных аналитических агентств, выпуск автомобилей в России в нынешнем году может еще больше сократиться. Согласно данным Росстата, производственные мощности российских автозаводов сегодня загружены не более чем на 15—30%. На 60—70% упало и производство станков и оборудования. Спецтехники стали производить в 3—5 раз меньше, исключение составляет только производство зерноуборочных комбайнов (сократилось всего на 6,8%) и строительство вагонов метро (увеличилось в объеме на 23,4%).

Удержаться на плаву производителям уборочной техники удалось в основном благодаря помощи государства. Например, с целью давать технику в лизинг были выкуплены складские запасы Ростсельмаша, являющегося практически монополистом в своей нише, что также помогает предприятию выжить. Машиностроению без такой поддержки сегодня не обойтись. Так сложилось, что государство является одним из крупнейших заказчиков предприятий машиностроения и, кроме того, активным участником рынка в лице государственных корпораций — «Ростехнологии», «Роскосмос» и др., которые за счет выполнения госзаказов позволяют отрасли выжить. Для поддержки автопрома на основе компаний «АвтоВАЗ», «КамАЗ» и «Автодизель» создается холдинг «Русавто», который будет контролировать 25,1% акций «АвтоВАЗа», 37,8% акций «КамАЗа» и 30% акций компании «Автодизель».

Появление крупных холдингов, укрупнение предприятий — процесс, идущий в последние несколько лет — основная тенденция, а также способ выживания в нынешней кризисной и высококонкурентной среде.

Внутренние проблемы и стимулы

Машиностроение, несмотря на все имеющиеся проблемы, было и остается одним из самых высокотехнологичных сегментов экономики. Предприятия обладают значительными интеллектуальными возможностями, имеют потенциал для инновационного развития. Хотя многие считают, что машиностроители очень консервативны и ориентированы не столько на развитие, сколько на сохранение того, что еще можно сохранить. Проблема основных фондов делает бессмысленным совершенствование нематериальных факторов производства прежде, чем она будет решена. Такая точка зрения небезосновательна. До сих пор есть предприятия, которые практически не используют автоматизацию (за исключением бухгалтерии), есть и не отказавшиеся от ЕС ЭВМ. Но это редкое исключение.

С начала века наблюдается всплеск ИТ-затрат на машиностроительных предприятиях. Это связывается в первую очередь с активным выходом зарубежных сборочных производств на российский рынок автомобилестроения, изменениями в авиационной промышленности, например, созданием «Объединенной авиастроительной компании», диверсификацией бизнеса компаний — освоением новых рыночных ниш и производственных направлений. Но и сегодня есть стимул для роста ИТ-потребностей производителей транспорта: к 2010 году планируется завершить процесс перехода на
производство транспортных средств, полностью соответствующих требованиям международных соглашений, к которым присоединилась Россия (ИМО, ИКАО, ЕЭК ООН, ЕВРО-4 и др.).

У предприятий ВПК появились новые потребности: крупнейшие экспортеры российской военной техники, такие как Индия, Китай, страны Ближнего Востока, все больше внимания уделяют постпродажному обслуживанию машин, качеству поставок компонентов и узлов к ним, замене и утилизации и т.д. Конкурентоспособность российских предприятий все больше зависит от качества сервиса, которое невозможно обеспечить без информационных технологий.

К пониманию необходимости внедрения ИТ сегодня приходит все большее количество руководителей, несмотря на то, что такие проекты обходятся весьма дорого. Сохранение существующего «порядка» может обойтись еще дороже. К тому же грамотное внедрение специальных информационных систем, оптимизирующих управление производственными процессами, персоналом, финансами и т. д., способствует формированию конкурентных преимуществ. Менеджмент предприятий это осознает и в большинстве своем старается не отставать от
прогресса.

Сегодня уже практически автоматизированы управление финансами и бухгалтерия, расчет зарплаты и управление персоналом. Все чаще внедряются системы управления производством и отношениями с клиентами, проектирования. Но по сравнению с другими промышленными отраслями машиностроение существенно отстает в автоматизации таких областей, как управление закупками и запасами, цепочками поставок, продажами, а также планирование бюджетов и управленческой отчетности. На низком уровне находится и автоматизация ремонтных работ.

Автоматизация в основном лоскутная, очень много разрозненных приложений, а чем больше систем, тем больше проблем со справочниками и передачей информации — огромные
массивы нормативно-справочной информации требуют организации и приведения к единым стандартам. Поэтому редко можно встретить комплексные проекты автоматизации предприятий — создания единой корпоративной системы, в которой будут работать все без исключения подразделения (на базе продуктов SAP, Microsoft Dynamics AX, «1C» и др.). Эти решения жизненно необходимы и дают конкурентные преимущества.

По оценкам специалистов, в среднем на четыре компании с эффективно работающей ИТ-службой приходится порядка шести, в которых соответствующие отделы функционируют
нерационально. Бюджет, выделенный на ИТ и обычно составляющий около 2% от оборота предприятия, используется не полностью. Ожидается, что кризис несущественно отразится на объемах финансирования. Пока часть проектов приостановлена, но проекты, направленные на повышение эффективности критических процессов управления, будут финансироваться. Кроме того, финансирование успешных ИТ-служб, скорее всего, вырастет.

Потребности

Кризис заставляет компании задуматься о повышении эффективности управления имеющимися ресурсами, росте производительности труда, сокращении издержек. Предприятия становятся все более чувствительными к скорости и точности обработки информации. Для увеличения скорости вывода новых разработок на рынок, сокращения времени выхода продукта, начиная с разработки, активно
внедряются CAD/CAM/CAE-системы. Снижения издержек, в первую очередь через снижение складских запасов, незавершенного производства, можно достичь путем внедрения ERP-систем, управления затратами на производство и SCM-систем. Контроль всех бизнес-процессов предприятия на всех стадиях, а, следовательно, скорость и качество принятия управленческих решений помогают обеспечить MES-системы.

Сегодня на большинстве предприятий уже функционируют системы САПР и ERP. По мнению Юрия Ипатова, руководителя департамента ИТ компании «Трансмашхолдинг», в ближайшем будущем наиболее востребованы машиностроительными предприятиями будут по-прежнему системы САПР, а также системы PDM и управление проектами и затратами на производство. Российские машиностроители сегодня действительно заинтересованы во внедрении систем и модулей PDM — они крайне необходимы предприятиям, испытывающим серьезные проблемы из-за
разрозненности информации, хранящейся в различных системах и справочниках НСИ. Эти решения позволяют систематизировать, упорядочить взаимосвязанную информацию об изделиях, служат средой коллективной работы специалистов различных служб, объединенных общим бизнес-процессом. Внедрение такой системы повышает эффективность процесса подготовки производства за счет создания согласованной структуры данных, когда все участники работают в физически единой информационной среде.

Например, цикл изготовления продукции на Московском опытном заводе ВНИИМетМаш, работающем для Государственного научного центра России ВНИИМетМаш им. Академика Целикова — одного из ведущих предприятий России по созданию широкого спектра машиностроительной продукции для заводов черной и цветной металлургии, аэрокосмического комплекса, атомной энергетики, транспорта, нефтегазовой и многих других отраслей промышленности, — в зависимости от заказа может составлять два—три года. Количество же узлов, входящих в состав изделия, порой доходит до полутора тысяч, и основная задача, вставшая перед заводом, — автоматизация производственного планирования и расчета себестоимости готовой продукции. Сделать это можно было только за счет консолидации данных, что невозможно реализовать без замены разрозненных информационных систем на единое комплексное решение. В ходе проекта для устранения дублирования ввода данных специалистами внедренческого центра «Раздолье» был реализован механизм загрузки спецификаций и технологических карт изготовления продукции из внешнего PLM-приложения.

Еще одно направление автоматизации, востребованное компаниями, — внедрение комплексной системы электронного документооборота, объединяющей проектно-конструкторскую, финансовую, управленческую документации.

Основное направление развития автоматизации — интеграция различных систем. Управление финансами, инвестициями, расчет заработной платы и т.п. гораздо более эффективны в связке с производственно-логистическим контуром, планированием, управлением продажами, логистикой, жизненным циклом продукта и другими функциональными блоками. Поэтому областей для развития ИТ в машиностроении еще достаточно много — были бы средства.


Кадровый ответ

Изменения в экономике заставляют многие компании мобилизовать все ресурсы, уделяя особое внимание персоналу и оптимизации процессов с использованием инструментов кадрового менеджмента для оптимизации расходов.

В компании «Ростсельмаш», производящей сельскохозяйственную технику, работает 6800 человек, в том числе более 4500 рабочих. Управлять таким количеством людей, а тем более всеми их перемещениями, не просто. В службе персонала насчитывается свыше трехсот сотрудников и состоит она из множества отделов. Сложность работы заключалась в том, что каждое подразделение использовало собственное программное обеспечение, общей автоматизации учета персонала не было. Это приводило к медленному обмену данными, усложняло получение оперативной информации о персонале и, как следствие, удлиняло время оформления кадровой документации, вызывало ошибки и разногласие данных в идентичных документах разных отделов. Не было возможности оперативно обновлять ПО в связи с меняющимся законодательством. Еще в 2003 году руководство компании приняло решение автоматизировать кадровый учет и создать единую базу хранения данных. В 2004 году компания сделала свой выбор в пользу системы «БОСС-Кадровик». «Это решение не было случайным. Нас привлекли простота использования системы, устойчивая работа, возможность гибкой настройки, оперативное обновление ПО, приспособленность к российской действительности и сравнительно низкая стоимость», — рассказывает Геннадий Дорожкин, начальник отдела организации труда и мотивации персонала УОТиЗ, менеджер проекта «БОСС-Кадровик». После внедрения системы все отделы кадровой службы стали работать в едином информационном пространстве, что позволило выйти на новый уровень управления персоналом и оптимизировать кадровые процессы. Кроме этого, появилась возможность оперативно и безошибочно составлять аналитическую отчетность.

Чуть позже специалисты ИТ-службы предприятия самостоятельно осуществили интеграцию системы «БОСС-Кадровик» с SAP R/3 и СКУД. «Сегодня система полностью удовлетворяет потребности службы персонала в реализации всех кадровых процессов и операций, что в итоге помогает руководству принимать важные управленческие решения в области кадровой политики, поскольку имеются широкие возможности по созданию аналитических отчетов и форм», — говорит Дорожкин.