Необходимость решений, повышающих надежность и управляемость ИТ-инфраструктуры, очевидна для ИТ-подразделений, но не для бизнес-руководства. По мере роста ИТ-инфраструктуры обоснование подобных решений может стать нетривиальной задачей для CIO.

Особенностью инфраструктурных решений является их вторичность по отношению к внедряемым прикладным системам. Если внедрение прикладных систем в 99% случаев инициируется бизнес-подразделением и достаточно просто обосновывается применительно к бизнес-целям, то инфраструктурные решения при первичном рассмотрении направлены на решение частных задач ИТ-подразделения. Тем не менее основной предпосылкой внедрения подобных систем становится усиление требований к надежности, безопасности, адаптируемости прикладных (бизнес) решений. Выполнить новые требования без соответствующей реорганизации ИТ-инфраструктуры становится невозможно. Чтобы обеспечить согласованный уровень доступности определенной ERP-системы, должны быть решены самые разные инфраструктурные задачи, начиная от организации резервного копирования и восстановления данных и заканчивая работой службы мониторинга, своевременно выявляющей причины возможного сбоя.

Инфраструктурные задачи, в отличие от прикладных, гораздо проще типизируются. Если вариантов внедряемых бизнес-приложений для различных отраслей может быть бесконечно много, то принципы организации ИТ-инфраструктуры схожи: используется определенное серверное и сетевое оборудование, централизованная, распределенная или смешанная схема обработки информации, ограниченный набор операционных систем и СУБД. Поэтому предлагаемые системы резервного копирования, виртуализации, мониторинга могут без проблем применяться для решения инфраструктурных задач организациями различных отраслей и размеров.

Для последних лет характерна систематизация данных решений в линейках различных производителей и их позиционирование как комплекса инфраструктурных продуктов (подобные линейки сейчас предлагают практически все ведущие поставщики ПО на российский рынок — HP, IBM, EMC, Oracle, Microsoft).

В состав серий инфраструктурных решений разных производителей входят продукты, решающие один и тот же набор задач:

  • системы мониторинга (сетевой мониторинг, мониторинг приложений, мониторинг сервисов);
  • системы управления (управление рабочими станциями, управление серверами, управление сетевыми устройствами, управление СХД);
  • системы управления ИТ (автоматизация службы поддержки, управление изменениями и конфигурациями, управление уровнем ИТ-сервисов и др.);
  • системы резервного копирования и восстановления данных.

В некоторые серии входят также решения для виртуализации и интеграции.

Инфраструктура и бизнес-цели

Поскольку цели ИТ-подразделения должны быть производными от бизнес-целей, обосновать необходимость внедрения той или иной инфрастркутурной системы можно путем определения причинно-следственных связей между ИТ и бизнес-целями. Если в компании принято управление по целям или используется сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard, BSC), то определение подобных связей не составит труда. Примеры возможных зависимостей ИТ-целей и бизнес-целей приведены в таблицах.

Технология обоснования

Если в ИТ-бюджете нет выделенной статьи на инфраструктурные продукты, использование которой определяется на уровне ИТ-директора, то последовательность внедрения инфраструктурных решений определяется возможностью их обоснования перед бизнесом. Далеко не всегда системы, крайне необходимые для ИТ-подразделения, позволяют достигнуть существенных бизнес-целей. Идеально, если инфраструктурные решения внедряются как подсистема того или иного прикладного решения. Например, системы автоматизации ИТ-процессов (службы поддержки и т.п.) часто сопровождают внедрение ERP-систем. В этом случае необходимость инфраструктурных решений определяется необходимостью достижения общих целей проекта внедрения. Если же нужно обосновывать сами по себе решения, то легче всего обосновывать те, которые теснее связаны с бизнесом (системы интеграции, системы резервного копирования и восстановления данных).

Внедрение различных инфраструктурных систем с точки зрения бизнеса направлено на достижение, в общем-то, одних и тех же целей. Поэтому разумно принимать решение о комплексном внедрении инфраструктурных систем. При комплексном подходе сначала определяется состав всех внедряемых в перспективе решений, требования к их функционалу и взаимодействию, выбираются производители и системные интеграторы. Разрабатывается технико-экономическое обоснование комплексного решения. После чего поэтапно осуществляется его реализация.

Возможен и точечный подход. В этом случае инфраструктурные решения внедряются по мере необходимости. Например, если имеются проблемы с производительностью решений, основанных на СУБД Oracle, то внедряется специализированное средство мониторинга и оптимизации производительности именно Oracle. Как правило, в этом случае в компании используется достаточно много разноплатформенных инфраструктурных решений, слабо связанных друг с другом. Хотя при втором подходе обосновывать нужно гораздо меньшую стоимость внедрения, но делать это придется регулярно.

Выбор решения

Так как инфраструктурные решения предлагаются большим количеством производителей, то выбор оптимального программного продукта может быть затруднен. Критерии выбора зависят от многих факторов, но в первую очередь следует учитывать то, что сложность и надежность инфраструктуры не должна превышать требуемую сложность и надежность развернутых на данной инфраструктуре прикладных решений. Поэтому, если требования бизнеса к доступности системы документооборота — 95% времени, то реализовывать зеркалирование и контролировать доступность в режиме реального времени, скорее всего, не имеет смысла. С другой стороны, если на том же сервере, помимо системы документооборота, установлена гораздо более критичная для бизнеса корпоративная система, то требования к инфраструктурным решениям ужесточаются.

Оценка эффекта

Для обоснования ИТ-проектов желательно количественно оценить финансовый (или качественный) эффект от внедренного решения. Инфраструктурные решения редко рассматриваются как решения, увеличивающие капитализацию компании, поэтому подсчет TCO для них имеет смысл только для сравнения различных вариантов реализации. Оценка эффективности внедрения, если она осуществляется, выполняется путем расчета ROI. Усложняет оценку то, что в большинстве случаев инфраструктурные решения на финансовые показатели компании влияют крайне опосредованно и оценить влияние именно внедренного решения практически невозможно. Тем не менее для каждой достигаемой внедрением ИТ-цели и бизнес-цели можно определить соответствующие показатели.

Например, как оценить эффект от внедрения, скажем, систем виртуализации? Целью внедрения является сокращение затрат на оборудование и программное обеспечение, что достигается за счет повышения утилизации аппаратных и программных ресурсов. Для оценки могут использоваться сравнительные показатели.

Показатели ИТ:

  • изменение средней утилизации системы хранения данных (утилизация ресурсов хранения) после внедрения;
  • изменение средней утилизации процессорных мощностей после внедрения.

Бизнес-показатели:

  • изменение стоимости ежеквартально закупаемого оборудования, лицензий ПО и их техподдержки (в расчете на одного пользователя).

Мария Бартенева — директор по консалтингу компании «Телеком-Защита»;  mbarteneva@telecomguard.ru


Таблица. Возможные виды зависимости между ИТ-целями и бизнес-целями