Рассматривая перспективы внедрения различного рода ПО в своем выступлении на экстренном CIO-Форуме, организованном в апреле журналом «Директор информационной службы» (CIO.RU) и агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con, Марина Аншина, директор департамента ИТ компании «Сибур- Русские шины», коснулась вопроса использования свободно распространяемого ПО. Аншина отметила, что при всей привлекательности свободно распространяемых приложений следует оценивать совокупную стоимость владения ими, не давая соблазнить себя отсутствием платы за лицензии.

Подобные проекты требуют, в частности, наличия либо сильной команды собственных программистов, либо надежного партнера, который возьмет на себя поддержку и развитие продукта. Если традиции собственной разработки или использования аутсорсинга присутствуют в организации хозяйственной деятельности компании, то, возможно, подобные проекты позволят оптимизировать ИТ-бюджет. Например, консалтинговая группа «Руна», используя свободно распространяемое приложение JBoss, силами своего ИТ-отдела создала для собственных нужд систему управления потоками работ и открыла свободный доступ к ее коду. Если же таких традиций в компании нет или они развиты слабо, то браться за подобные проекты нерационально.

Еще одной проблемой, возникающей в проектах внедрения свободно распространяемого ПО, является полнота функционала. Нередко возможности бесплатных аналогов коммерческих продуктов существенно беднее, в частности, хуже организован пользовательский интерфейс. Это соображение может, однако, оказаться несущественным, поскольку, согласно недавним исследованиям Accenture, активно используется не более 64% функциональности приобретаемых бизнес-приложений. Таким образом, отсутствие какой-либо кнопки в интерфейсе не может свидетельствовать о неадекватности системы задачам конкретного предприятия. Надо просто хорошенько задуматься, нужна ли вам эта функция?

Наконец, как это часто случается, возникает необходимость обучения сотрудников. В случае бесплатного ПО организация этого процесса оказывается делом непростым, поскольку, как правило, развитая система обучения, особенно в регионах, отсутствует.

Тему свободного ПО активно развивают также крупные производители коммерческих приложений. Очередным подтверждением этому послужил Пятый форум по открытому коду, организованный в мае компанией Microsoft. На форуме шла речь о бесплатном ПО. Позицию Microsoft представил на форуме Владислав Шершульский, Microsoft CSI Lead, Россия. Он сказал: «Наша цель состоит в том, чтобы на нашей платформе, используя наши библиотеки, работало как можно больше проектов с открытым кодом».

Стоит отметить, что в понятиях часто возникает путаница и в сознании потребителей продукция в рамках Open Source Initiative смешивается с концепцией ПО с открытым кодом. Примером может служить компания SAP, которая предоставляет своим клиентам тексты приложений. Мотивы обращения к этой идеологии у вендоров могут быть весьма различны, но ведущих — два. Во-первых, практика показала, что сочетание в разумной пропорции свободно распространяемого и проприетарного ПО может дать коммерческим организациям если не финансовый эффект, то, по крайней мере, эффект в области повышения гибкости ИТ-поддержки бизнеса. Кроме того, сообщество разработчиков свободного ПО стало столь заметно и многочисленно, что игнорировать его просто невозможно.

Во-вторых, привлечение внимания разработчиков свободных приложений к своей платформе может существенно снизить себестоимость собственных коммерческих разработок, даже в части поиска ошибок. Нет лучшего тестировщика продукции Microsoft, чем разработчик свободно распространяемых приложений, работающих на его платформе. Примеры сочетания свободной и коммерческой продукции давно известны: Red Hat — Fedora, «двуликий» MySQL и т.д.

Что касается позиции ИТ-руководителей в отношении свободного ПО, то ее сформулировал на форуме Борис Славин, председатель правления Союза ИТ-директоров: «За все надо платить, бесплатного ПО не бывает. Приходите к заказчикам не со свободным ПО, а с решениями конкретных и актуальных для них задач».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF