Каковы, на ваш взгляд, актуальное состояние дел в ИТ и прогнозы на будущее?

Экономическая ситуация действительно очень быстро меняется, и нам приходится каждые три месяца пересматривать прогнозы, базируясь на информации, которую мы получаем от поставщиков ПО, оборудования, ИТ-услуг и, принимая во внимание мнения предприятий и организаций, — заказчиков.

Наши выводы относительно России совпадают с мировыми тенденциями: очень большое падение спроса наблюдается в сегменте оборудования и ПО, не остались в стороне и ИТ-услуги. В последнее время нам особенно внимательно пришлось пересматривать сегмент ПО. Это было связано с тем, что в нынешнем прогнозе мы учли изменения курса рубля к доллару. На нашем рынке более 80% игроков — это западные поставщики ПО, а их продукты оцениваются в долларовом эквиваленте. На данный момент прогноз достаточно пессимистичен — практически двукратное уменьшение рынка по сравнению с 2008 годом.

Некоторые сегменты, по нашему мнению, сохраняют стабильность. Среди них — решения в области виртуализации, бизнес-аналитики, документооборота и, конечно же, системы информационной безопасности. Будет наблюдаться некоторое снижение спроса, тем не менее состояние останется достаточно устойчивым.

Какие потребности заказчиков сейчас являются главными движущими силами рынка корпоративных проектов?

Если вы посмотрите на наши отчеты за последние два-три года, то увидите, что интересы рынка сконцентрированы на сегменте бизнес-приложений. Сейчас очень большой спрос наблюдается на инфраструктурные проекты, которые поддерживают работу этих приложений. По мнению наших зарубежных коллег, когда рынок бизнес-приложений замедляется, то растет интерес к рынку оптимизации инфраструктуры.

В среде бизнес-приложений тоже ведутся проекты оптимизации. К ним можно отнести, например, интеграцию данных, повышение эффективности приложений, учет активов на предприятии.

Многие говорят, что кризис — это время коротких и эффективных проектов. Но до кризиса у многих компаний стала выстраиваться ИТ-архитектура. Не получится ли так, что увлечение подобными проектами приведет к потере того, что было построено в ИТ ранее?

Считаю, что преждевременно делать вывод относительно этих проектов. Я бы даже не стала называть их короткими, скорее, это нишевые проекты, направленные на решение отдельных узких, специфических задач, наиболее актуальных для бизнеса. И то, что эти проекты выбираются более осмысленно, чем раньше, — правильно. Они инициируются, когда есть конкретная задача, которую видит не только ИТ-департамент, но и руководитель бизнеса. Например, внедрение решений для бизнес-аналитики дает руководителю видимый результат — картину того, что происходит на предприятии. Полученный эффект в принципе можно подсчитать, но сейчас всем не до этого.

Тем не менее соглашусь, что подобные краткосрочные инициативы отодвигают взгляд на будущее. Но не для всех компаний. Есть компании с четкой ИТ-стратегией, которая может корректироваться в условиях кризиса. Например, отложены проекты в регионах или пересмотрена внедряемая функциональность. Но развитие ИТ все равно осуществляется в соответствии с определенной стратегией. Краткосрочные проекты могут внести в нее некоторые изменения, и для того чтобы к ней вернуться, потребуются время и усилия.

Мы считаем, что нельзя прекращать инвестиции в ИТ, потому что если произойдет сдвиг в сторону коротких проектов без учета движения и развития компании, то потом будет очень трудно выходить из кризиса. В начале кризиса реакция предприятий была крайне резкая — они стремились сократить ИТ-бюджеты и отказаться от многих проектов. Мне кажется, что о подобных мерах сейчас стали меньше говорить, потому что многим стали очевидны безрадостные перспективы этих мер.