РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Телеком – не исключение

По мнению аналитиков, мировой финансовый кризис окажет влияние и на рынок телекоммуникационного оборудования в России. Динамика роста рынка замедлится, и особенно сильно это будет заметно в 2009 году. По итогам исследования, проведенного J’son & Partners, в 2008 году объем российского рынка телекоммуникационного оборудования составил 153 млрд. рублей. Самую большую долю имело оборудование для мобильной связи. Остальные группы занимают примерно равные доли. Прогнозируется, что в текущем году произойдет падение рынка телекоммуникационного оборудования на 34%. С 2010 года темпы роста рынка постепенно начнут возвращаться к докризисному уровню.

Рост или снижение?

Крупные североамериканские компании планируют существенные инвестиции в развитие своих ЦОД. Согласно результатам опроса, проведенного Digital Realty Trust среди компаний, насчитывающих не менее 5 тыс. сотрудников, в среднем в 2009 году на ЦОД будет потрачено на 7% больше, чем в 2008. Более 80% опрошенных планируют расширение ЦОД уже в ближайшей перспективе. По оценкам аналитиков, потребности корпоративных информационных центров в площадях растут на 16% в год. Рост инвестиций в ЦОД в условиях кризиса может показаться странным. В Digital Realty Trust объясняют его тем, что многие компании считают современный ЦОД необходимым условием эффективной работы. Справедливости ради следует отметить, что существуют исследования, показавшие полностью противоположные результаты. Например, по данным AFCOM, затраты на ЦОД сокращаются, что вынуждает ИТ-менеджеров увольнять персонал и откладывать проекты по расширению и модернизации.

Серверы падают

В четвертом квартале 2008 года произошло сильнейшее падение продаж серверов за последние семь лет. По данным IDC, они снизились на 14% по сравнению с тем же периодом 2007 года и составили 13,5 млрд. долл. В натуральном выражении отгрузки уменьшились на 12%. В целом в 2008 году объем рынка серверов составил 53,3 млрд. долл., что ниже показателей 2007 года на 3,3%. Аналитики прогнозируют, что первые позитивные признаки на рынке появятся лишь в начале 2010 года. До тех пор пользователи будут продолжать программы по снижению операционных издержек, акцентируясь на виртуализации и консолидации. Лезвийные сервера являются практически единственным сегментом, демонстрирующим рост: в IV квартале их продажи увеличились на 16% и составили 1,4 млрд. долл. Рост инвестиций тут связан главным образом с сокращением расходов на электроэнергию.

Компании страхуются

Хранение данных стало единственным из 26 категорий направлением, инвестиции в которое увеличатся — таким был результат исследования, проведенного Lightspeed Research. В целом инвестиции в системы хранения данных останутся практически на прежнем уровне (прогнозируется увеличение на 0,05%), однако даже этот результат весьма контрастирует с политикой компаний в других сферах, имеющих отношение к аппаратному обеспечению. В среднем инвестиции в «железо» в 2009 году упадут на 2-3%, а ИТ-бюджеты сократятся на 4%. Сегмент ПО пострадает несколько меньше, и его сокращение, в зависимости от конкретной технологии, составит от 0,05% до 1,5%. Как полагают аналитики, технологии хранения данных для ИТ сродни услугам страхования в финансовом секторе: инвестиции в них позволяют уменьшить риски. Главными задачами на 2009 год большинство ИТ-руководителей назвали «достижение примерно тех же целей, но гораздо меньшими средствами». Полученные Lightspeed Research цифры противоречат данным IDC, согласно которым на рынке систем хранения в IV квартале 2008 года начался спад, составивший в финансовом выражении 6%. По прогнозам IDC, этот спад в ближайшее время только усугубится.

УПРАВЛЕНИЕ

«Айтишники» строят карьеру

Несмотря на сокращение персонала, наблюдаемое во многих компаниях, ИТ-специалисты не пытаются пересидеть кризис на своем месте, а занимаются поиском другой работы. По данным опроса, проведенного ресурсом The IT Job Board, 90% ИТ-персонала с большей или меньшей активностью ищут новую работу. Как считают аналитики, такое поведение говорит об уверенности сотрудников в своем завтрашнем дне. Они не сомневаются, что экономический кризис не является непреодолимым препятствием для построения карьеры. Почти половина респондентов отметили, что хотят найти на новом месте возможности для карьерного роста, а несколько меньшее количество пытается найти более выгодные финансовые условия.

ИТ-сотрудники привыкли к сверхурочной работе

ИТ-персонал входит в категорию сотрудников, чье право на отдых наиболее злостно нарушается. Согласно данным британской организации Trade Union Congress, треть ИТ-сотрудников вынуждена в год проводить на работе 34 дня сверхурочно . Это приблизительно соответствует шести часам в неделю. С началом кризиса число сотрудников, чьи рабочие условия ухудшились, серьезно выросло. Очевидно, многие из них опасаются увольнений и вынуждены смириться с тем, что руководство решает проблему дефицита рабочих рук за их счет. Как отмечают психологи, сбалансированность работы и личной жизни важна не только для здоровья сотрудников, но и для поддержания хорошего рабочего климата в организации. Между тем сами ИТ-сотрудники не считают проблему серьезной и не торопятся жаловаться на свою жизнь. Многие воспринимают сверхурочную работу как специфику своей деятельности.

Сокращений не планируется

Сокращения ИТ-персонала, о которых много говорится в последнее время, как правило, касаются лишь поставщиков ИТ-услуг. Исследование, проведенное Robert Half Technology, показало, что подавляющее большинство ИТ-директоров рассчитывает в 2009 году сохранить свой штат, а некоторые – даже увеличить его во второй половине года. Придерживаться прежней кадровой политики планирует 80% опрошенных, 8% заявили о планах по найму персонала и лишь 6% - о сокращениях. Среди причин расширения штата называются экспансия компании и растущий объем работ. Например, многие совершенствуют службы поддержки пользователей. Сокращения же традиционно оправдываются как общим негативным влиянием кризиса, так и конкретно сокращением ИТ-бюджетов.

ИТ-БЮДЖЕТЫ

Недосчитаются миллиардов

Банковский сектор причисляется к наиболее пострадавшим от экономического кризиса отраслям. По оценкам Datamonitor, в ближайшие несколько лет ИТ-рынок не досчитается от финансовых компаний инвестиций на сумму 40 млрд. долл. Банки достаточно длительное время будут находиться в «состоянии выживания». Это означает с их стороны жесткий контроль издержек, который больнее всего ударит по ИТ-бюджетам. Сохранятся инвестиции лишь в нескольких направлениях, обусловленных требованиями времени. Во-первых, произошедшие поглощения потребуют консолидации информационных систем. Во-вторых, сокращение персонала в филиалах банков не должно отрицательно сказываться на качестве обслуживания клиентов. Это невозможно обеспечить без автоматизации операций. Наконец, для центральных офисов сохранят важность инвестиции в управление рисками и соответствие требованиям законодательства.

ИТ-бюджеты замерли

По последним оценкам Gartner, расходы компаний на ИТ в 2009 году практически не изменятся по сравнению с показателем прошлого года. Постепенно понижая прогнозы, аналитики пришли к 2,7 млрд. долл., что на 0,5% больше, чем в 2008 году. Больше всего, естественно, пострадают ИТ-бюджеты в финансовом секторе, который всегда был флагманом ИТ-инвестиций, - их падение составит 0,7%. Кроме того, в среднем на 0,6% снизятся ИТ-бюджеты в производственном секторе. Наибольший рост – свыше 2% – ожидается в госсекторе, здравоохранении и ЖКХ, что связано с государственной поддержкой и реализацией национальных программ.

Естественный ИТ-отбор

В тяжелой экономической ситуации пожелание «делать больше меньшими средствами» превращается в жесткую необходимость. Однако кризис способен предоставить и дополнительные возможности в конкурентной борьбе. Компании, наиболее разумно инвестирующие в инструменты, процессы и собственное развитие, получают существенное преимущество. Аналитики Forrester сравнивают это с естественным отбором Дарвина. В нынешнее время компании более всего склонны инвестировать в те инструменты, которые способны повысить операционную эффективность, и сфера ИТ здесь не исключение. Именно операционные издержки составляют 75% ИТ-бюджета. Однако большая их часть (по некоторым оценкам, от трети до половины) обусловлена неэффективными процессами и неверными решениями. Даже если раздутость операционного ИТ-бюджета вдвое и может показаться маловероятной, возможность сократить его хотя бы на 20% сомнений не вызывает. Неэффективность обходится компании в круглую сумму, и сейчас с такими потерями мириться нельзя.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Моральная компенсация на «флешке»

Почти две трети сотрудников, покидающих компанию, уносят с собой ценные корпоративные данные. Более того, по данным Ponemon Institute, сотрудники используют их при поступлении на новое место работы. Разумеется, такое поведение сильно зависит от того, с каким настроением люди покидают компанию. Если расставание происходит «по-хорошему», то доля крадущих информацию снижается до 26%. Однако в большинстве случаев, даже если уход сотрудника не был инициирован «сверху» и является фактически добровольным, он происходит в результате внутренних трений и разногласий. Именно с этим и связано столь неприглядное поведение большинства уходящего персонала. Наиболее распространенным способом «увода» конфиденциальной информации из компании является копирование электронных писем и файлов. Причем далеко не всегда это делается по электронной почте. Зачастую информация покидает компанию, будучи вынесенной на DVD или USB-диске. Бывает, что выносятся даже документы на бумажном носителе. Интересен такой факт: 20% опрошенных отметили, что после увольнения на протяжении недели имели доступ к информационным системам бывшего работодателя.

ТЕХНОЛОГИИ И БИЗНЕС

Надуманная проблема

Проблема безопасности данных в процессе предоставления «облачных» услуг является раздутой, считают в Gartner. Именно безопасность считается главной, когда речь заходит о хостинге ИТ-услуг. И лишь потом идут такие понятия, как производительность и доступность, а также возможность интеграции с внутренними ИТ-процессами. Разумеется, безопасность данных для большинства компаний критична. Однако, как считают аналитики, им следует быть более реалистичными относительно того, какой уровень безопасности они способны обеспечить самостоятельно. Лишь после получения правдоподобных оценок имеет смысл сравнивать их с показателями поставщиков услуг. Зачастую претензии бывают необъективными: к процессам предъявляется такой список требований, который ИТ-департамент не может обеспечить силами собственного ЦОД. Тем не менее похоже, что «облачные» услуги начинают находить признание. По оценкам IDC, к 2012 году расходы компаний на них утроятся и достигнут 42 млрд. долл. Это будет составлять примерно 9% общего объема инвестиций в ИТ.

Четыре уровня оптимизации

О существовании четырех уровней помощи ИТ-департаментов в оптимизации корпоративных издержек заявляют в Gartner. Два нижних уровня – «ИТ-закупки» и «Сокращение ИТ-издержек» - очевидно, не выходят за рамки ИТ-отдела. Остальные два уровня - «Сокращение ИТ- и бизнес-издержек» и «Инновации и реструктуризация бизнеса» - более глобальны, они охватывают всю компанию. Именно два верхних уровня и позволяют объединять усилия ИТ и бизнеса по сокращению операционных издержек. Уровень «ИТ-закупки» заключается в выстраивании партнерских отношений с поставщиками. В итоге достигаются взаимные выгоды в «мирное» время и устраивающие обе стороны компромиссы во время кризиса. При реализации уровня «Сокращение ИТ-издержек» приоритетом для большинства организаций становится поиск возможностей к сокращению операционных ИТ-издержек, не касающихся отношений с поставщиками. Однако в сумме операционные издержки составляют 80-90% оборота компании и доля ИТ-бюджета в них обычно не превышает 3%. Именно поэтому для достижения значимого результата имеет смысл объединить усилия ИТ и бизнеса в рамках третьего уровня. Наконец, четвертый уровень, направленный на поддержку инноваций, станет более актуальным при выходе из кризиса. Компаниям следует четко различать понятия «сокращение издержек» и «оптимизация издержек», советуют аналитики. В сфере ИТ они зачастую находятся в разных плоскостях. Например, оптимизация бизнес-процессов почти всегда требует некоторого повышения инвестиций в ИТ для обеспечения требуемого уровня обслуживания.

Цена дешевизны

BI-приложения, поставляемые по модели SaaS, постепенно начинают теснить традиционные решения. Причиной этого, по мнению экспертов компании PivotLink, является сложившаяся у компаний устойчивая ассоциация BI с высокой стоимостью, рисками и длительностью проектов. В тяжелой экономической ситуации предприятиям не хватает ресурсов для внедрения полномасштабных BI-систем. Более того, быстрый экономический эффект от проекта становится более важным фактором, чем когда-либо. Однако дешевизна и гибкость SaaS-решений по-прежнему находят серьезные противовесы. Например, во многих консервативных компаниях, особенно финансовых, принято хранить данные на своей площадке – хотя бы из соображений безопасности. По сути это является частью их корпоративной культуры. Кроме того, многие эксперты предупреждают, что интеграция арендованной BI-системы с несколькими источниками данных представляет собой более сложную задачу, чем это кажется на первый взгляд.

«Облачная» платформа

Хотя модель «ПО как услуга» (SaaS) и набирает популярность, ее распространению препятствуют вполне объективные причины. Одной из них является то, что предлагаемые в ее рамках готовые приложения имеют ограниченный функционал и низкие возможности кастомизации. Следствием этой проблемы стало появление модели «платформа как услуга» (Platform as a service, PaaS). Ее суть заключается в предоставлении ИТ-специалистам компании-заказчика среды разработки приложений и ИТ-инфраструктуры для создания желаемого продукта собственными силами. Впоследствии созданное решение используется так же, как любое SaaS-приложение. Этот способ разработки принципиально отличается от общепринятого, когда разработчики компании устанавливают на свои компьютеры коммерческие или свободно распространяемые средства разработки и затем в рамках ИТ-инфраструктуры компании обеспечивают работу созданного продукта и его поддержку. Способ находит сторонников среди компаний, имеющих сильные команды разработчиков, но при этом не избегающих аутсорсинга.

Экономное хранение

Несмотря на то, что в 2009 году прогнозируется продолжение спада в экономике, потребность компаний в средствах хранения информации не убывает. Однако сокращение ИТ-бюджетов затрудняет приобретение новой техники. Уже само то, что плановые капиталовложения невелики, побуждает использовать их максимально эффективно. Как подчеркивают эксперты Hitachi Data Systems, в такой ситуации вполне логично выбирать решения, которые не только удовлетворяют технологическим требованиям, но и обеспечивают скорейшую окупаемость капиталовложений. Одним из направлений, на которых ИТ-специалистам следует сосредоточить внимание, является виртуализация внешних средств хранения. Использование виртуализированных средств хранения информации в сочетании с накопителями более дешевых уровней позволит адекватно реагировать на рост объемов данных и, вместе с тем, добиваться максимально эффективного использования ресурсов. Во многих случаях существующие объемы накопителей задействованы на 20-30%. Виртуализация этих ресурсов позволит существенно повысить коэффициент их использования. Другой важной задачей является архивирование как средство борьбы с ростом объемов неструктурированных данных. Когда информация распылена, а доступ к ней крайне важен, единственная возможность не допустить избыточных затрат – это многоуровневая организация хранения информации и перемещение ее на основе соответствующих сводов правил в специализированные системы архивного хранения. Средства активного архивирования должны вписаться в общую идеологию управления информацией на предприятии.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF