«Облачные вычисления« (cloud computing) — концепция, согласно которой клиенты могут использовать вычислительные мощности, дисковое пространство и каналы связи компании для выполнения задач, требующих больших ресурсов.

Cфинансовой точки зрения «облачные» услуги являются инфраструктурной революцией, переводя корпоративную ИТ-инфраструктуру из капитальных затрат в операционные издержки. При этом происходит резкое сокращение расходов, иногда до 90%. Как отмечают аналитики, выгода от перевода используемых ИТ-услуг в «облака» может быть поистине огромной. Тем не менее практику применения «облачных вычислений» пока можно описать как противоречивую: одни компании уже используют их в максимальном объеме, а другие (в особенности крупные предприятия) даже не пытаются этого делать. Изменить ситуацию могут только усилия бизнес-подразделений, желающих отказаться от услуг ИТ-департаментов из-за их неповоротливости.

Аналитики выделяют четыре типа компаний, использующих «облачные» услуги по различным причинам. Первые две группы составляют вновь образованные компании и компании малого бизнеса. Их мотивация схожа: они желают иметь дешевую инфраструктуру и низкий объем инвестиций. Третью группу образуют предприятия из индустрии развлечений. Их интересует масштабируемость и гибкость решений, а также возможность быстрого развертывания новых сервисов и при необходимости — свертывания существующих. Четвертую группу составляют крупные организации, оценивающие возможности предлагаемых решений. Их деятельность сводится к экспериментам, явными достоинствами которых становятся быстрота и дешевизна.

ВIDC ожидают, что расходы предприятий на «облачные» услуги к 2012 году вырастут до 42,3 млрд. долл. (против 16,2 млрд. долл. в 2008 году). При этом бизнес-приложения составляют 52% этого объема, еще 18% приходится на долю инфраструктурного ПО, а 13% — на услуги хранения данных. Например, проблемы крупных компаний, связанные с управлением растущим объемом корпоративных данных, определяют их интерес к услугам резервного копирования. Рынок таких услуг, составивший в 2007 году 235 млн. долл., к 2011 году увеличится до 715 млн. долл. Важным условием роста должны стать маркетинговые усилия со стороны вендоров. Как минимум, корпоративных пользователей надо убедить, что удаленные системы хранения не уступают традиционным по таким показателям, как безопасность и производительность. Не менее важно показать, что предлагаемые решения способны занять свое место в планах восстановления после катастроф, разрабатываемых компаниями.

Тем не менее большинство ИТ-менеджеров, не говоря уже о бизнес-руководителях, не полностью представляет смысл «облачных» услуг. Например, как показало исследование, проведенное компанией Rackspace, 57% из них даже не слышало термина «облачный хостинг». Это говорит о том, что, не смотря на достаточно широкое освещение в прессе темы облачных вычислений, просветительские усилия вендоров были не вполне успешны. В результате огромную часть пользователей «облачных» услуг составляют ИТ-компании, руководство которых технически весьма подковано. Со стороны же обычных предприятий до настоящего момента интерес почти отсутствует. Между тем компании, всеми доступными способами стремящиеся к сокращению издержек, должны обращать внимание на такие услуги: усугубляющийся кризис делает их все более привлекательными. Тем не менее панацеей они не являются. Как подчеркивают эксперты, важно понимать, какие услуги и приложения имеет смысл отдавать в «облака», а какие — нет. Например, для хостинга идеальна услуга хранения «тяжелых» изображений, а вот работу крупных баз данных таким образом организовывать нежелательно.

Между тем, как считают аналитики компании Ovum, в настоящий момент ценность «облачных» ИТ-услуг сильно преувеличена. В последние годы появилось значительное количество игроков, работающих по модели «ИТ как услуга«. Компаниям следует настороженно относиться к ним после нескольких сбоев работы у крупных провайдеров. Это означает, что «облака» нельзя использовать для создания критической инфраструктуры. Кроме того, использование «облачных» услуг создает принципиально новые проблемы для ИТ-директоров. В отличие от аутсорсинговых сделок, где каждая компания защищена индивидуальным соглашением об уровне обслуживания, многие «облачные» услуги являются коммунальными — ими пользуется множество компаний, практически ничем не защищенных. Тем не менее в Ovum признают, что такие услуги несут определенную пользу, особенно в период кризиса. ИТ-директорам следует провести хотя бы пилотный проект, чтобы на практике оценить их выгоды и недостатки, а также разобраться с путями решения возникших при этом проблем.


«Облачная» непрерывность

Для компании «Русбел», российского представительства L’Oreal Group, аутсорсинг услуг ЦОД стал важным шагом в обеспечении непрерывности бизнеса. Соблюдение всех необходимых процедур и регламентов по обеспечению непрерывности работы критичных корпоративных ИТ-систем — одно из важных конкурентных преимуществ компании. Для реализации такого решения в России компания искала надежного партнера, который обладал бы всеми необходимыми компетенциями, а также надежной инфраструктурой. В результате в качестве поставщика услуг была выбрана компания IBS DataFort. Тестирование подтвердило возможность построения идентичной программной среды SAP R/3 вне территории основного офиса, в кратчайшие сроки и при сохранении всех индивидуальных настроек и данных, скопированных из оригинальной системы. Кроме того, было предложено решение для предотвращения потерь данных и исключения ошибок персонала при резервировании, а также для обеспечения минимального времени простоя системы при полном выходе сервера из строя и автоматизации процессов резервного копирования.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF