Говоря о мотивировке осуществляемых проектов, большинство опрошенных Forrester компаний назвали главной своей целью снижение счетов за потребленную электроэнергию. Еще треть заявили, что «зеленые» инициативы проводятся в рамках всей организации и консолидация ИТ, равно как и установка более экономичного оборудования, является частью более широкой программы.

В силу этого ИТ-департаменты, пытающиеся сократить энергопотребление ЦОД, должны позиционироваться как одна из главных сил в корпоративной программе снижения издержек. Во-первых, это увеличит их политический вес и изменит отношения с руководством. Во-вторых, локальные инициативы в рамках ЦОД действительно способны вылиться в программы энергосбережения в масштабе всей компании.

Как показывает практика, большинство компаний, начавших «зеленые» инициативы, не отказываются от них даже в условиях кризиса именно из-за общей направленности таких проектов на снижение издержек. При этом две трети компаний главным фактором называют снижение операционных издержек за счет экономии электроэнергии. Остальные указывают на снижение операционных ИТ-расходов, таких как стоимость поддержки ЦОД.

В среднестатистическом ЦОД от 35 до 50% электроэнергии тратится на работу охладительного оборудования. Как считают в Gartner, благодаря грамотному проектированию и применению современных практик его долю в энергопотреблении ЦОД можно сократить до 15%. Практически все ЦОД из-за недостатков в проектировании и устаревших систем охлаждения расходуют гораздо больше электроэнергии, чем могли бы. Даже в небольшом ЦОД перерасход в среднем составляет около 1 млн. кВт/ч в год. Главной причиной повышения затрат становится неконтролируемое смешивание охлажденного воздуха с отработанным. Это снижает эффективность работы оборудования и создает дополнительную нагрузку на него. Однако, помимо передовых инженерных и технологических решений, существуют и простейшие меры, эффект от которых может быть весьма значимым. Например, обеспечение герметичности пола и, таким образом, предотвращение утечки из ЦОД холодного воздуха может дать экономию электроэнергии до 10%. Другое несложное мероприятие — установка отражающих панелей в неиспользуемые позиции серверной стойки. Важно не допустить прямого потока горячего воздуха с одного устройства на другое — это значительно снижает потребность в охлаждении. Наконец, важной мерой, не требующей значительных затрат, является установка температурных датчиков в наиболее проблематичные участки ЦОД. Анализ динамики получаемых данных предупредит о надвигающихся проблемах и даст информацию об эффективности предпринимаемых мер.

Интересно, что многие компании переходят на политику энергосбережения, не имея возможности измерить достигнутые результаты. Исследование, проведенное Extreme Networks, подтверждает выводы Forrester о том, что в двух компаниях из трех стратегия «озеленения» главным образом выражается в сокращении потребления электроэнергии. Однако при этом лишь 20% имеет возможность подсчитать издержки, связанные с энергопотреблением ЦОД и прочего ИТ-оборудования. Эксперты не находят такому разрыву иного объяснения, кроме незрелости стратегий. Можно лишь предположить, что большинство компаний находится в самом начале «зеленого» пути и в дальнейшем все необходимые показатели будут измеряться.

Обращение к «зеленым» технологиям объясняется и еще одной причиной. Многие центры обработки данных (особенно это касается развитых европейских стран) работают практически на пределе своих мощностей и не имеют возможности для существенного расширения. В среднем их загрузка составляет 82%. Очевидно, что ЦОД постепенно достигли своих пределов как по энергообеспеченности, так и по площадям. Поэтому ИТ-директора вынуждены обращаться к «зеленым» технологиям, несмотря на непростую финансовую ситуацию. Однако эксперты отмечают, что приоритет таких инициатив в ближайшее время будет гораздо ниже из-за появления более насущных проблем: в 2009 году компании вынуждены бороться за свои финансовые результаты, и серьезные инвестиции, как правило, планироваться не будут.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF