Представители энергетических компаний полагают, что на их деятельность сегодня влияет не столько кризис, сколько реорганизация отрасли.

Представители энергетических компаний полагают, что на их деятельность сегодня влияет не столько кризис, сколько реорганизация отрасли.

Падение спроса на электроэнергию в январе более чем на 7%, обусловленное снижением энергопотребления производителями, повлечет снижение прибыли энергокомпаний, которое не будет компенсировано ростом тарифов. Тем не менее оно не окажет такого серьезного влияния на отрасль в целом, как происходящие последние несколько лет преобразования: реструктуризация и распад РАО «ЕЭС России», смена акционеров энергокомпаний, изменения законодательства.

Некоммерческое партнерство «Совет рынка» (совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики, куда входит большинство крупнейших генерирующих компаний России) оценивает максимально возможное падение спроса в 2009 году в 8,5%, хотя представители энергетических компаний считают эту цифру заниженной. Аналитики JP Morgan полагают, что прибыль энергокомпаний сократится в 2009 году на 60%. На снижение доходов энергетиков в нынешнем году уже повлияла и относительно теплая зима. «Превышение температур над среднегодовыми привело к существенному снижению прибыли в январе — феврале 2009 года», — рассказывает Евгений Меркушенков, начальник службы развития КАСУ компании МОЭК.

Падение спроса влечет избыток энергомощностей, который, по оценкам некоторых специалистов, сопоставим с ситуацией 1999 года, но при этом с энергетиков не снимаются обязательства по вводу новых мощностей. До 2012 года планировалось ввести почти 40 ГВт новых мощностей (без учета АЭС), из них более 6 ГВт — уже в 2009 году. Всего в России планируется построить примерно 50 новых АЭС и около 20 плавающих АЭС, которые будут равномерно рассредоточены по всей стране.

Из-за кризиса ввод новых электростанций в ближайшие пять лет будет сокращен в два-три раза по сравнению с планом, принятым год назад. Проблема не только в том, что мощности могут оказаться невостребованными, но и в отсутствии достаточного количества ресурсов. На реализацию инвестиционной программы, по данным компании «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление», энергокомпаниям не хватает в среднем около 50% средств, а у некоторых компаний средств еще меньше — всего 20—40%. Невыполнение объемов и сроков ввода новых станций влечет штраф до 25% стоимости инвестпрограммы, и это при том, что каждая станция стоит не менее 1 млрд. руб. Потери, которые могут понести компании в результате реализации даже этой сокращенной программы с учетом потенциальной невостребованности новых мощностей, несопоставимы с потерями от снижения спроса.

С другой стороны, существующие мощности сильно изношены — большая часть оборудования устарела и требует замены. Согласно данным недавнего отчета, опубликованного Минпромэнерго, к 2010 году выработают свой ресурс около 50% мощности ТЭС и ГЭС, к 2020 году эта цифра вырастет до 70%. Откладывание ввода новых мощностей грозит дефицитом энергомощностей в посткризисный период на уровне отдельных регионов, так как тепловые станции строятся четыре-пять лет, а АЭС и ГЭС — семь—десять лет. Кроме того, целый ряд областей нашей страны (около 60% территории России), особенно в северных регионах, не подключены к централизованной энергетической системе. По мнению некоторых специалистов, кризиса можно избежать, если развивать малую энергетику и альтернативные автономные источники электроэнергии, к которым относят прежде всего энергию солнца, ветра и воды, а также биомассы.

Состояние

Кризис совпал с перестройкой отрасли. Энергетика сегодня — это, с одной стороны, регулируемые договоры, доля которых становится все меньше, а с другой — развивающийся рынок электроэнергии и мощности. Поэтому конкуренция будет расти, причем эксперты отмечают, что борьба ведется в основном нерыночными методами. Например, уже сегодня идет борьба поставщиков электроэнергии в Москве — компаний «Росэнерго» и «Мосэнерго».

В противовес производителям электроэнергии свое объединение создали потребители — крупные промышленные компании. В конце января, по сообщению газеты «Коммерсантъ», было зарегистрировано некоммерческое партнерство «Сообщество покупателей оптового и розничного рынков электроэнергии (мощности)», в которое входят представители ТНК-ВР, УГМК, СИБУРа и «Рособоронэкспорта». Некоторые партнеры сами являются производителями электричества, что может приводить к конфликту интересов. Основные направления деятельности организации — участие в разработке правил долгосрочного рынка мощности и установление «справедливых тарифов». В 2009 году тарифы на энергию выросли в среднем на 19%, а для ряда компаний они составляют значительную долю себестоимости.

По мнению Дмитрия Емельянова, менеджера проекта внедрения ERP-системы ОАО «Новосибирскэнерго», в ближайшем будущем «конкуренция будет осуществляться на уровне аналитических центров и выиграют в ней те компании, чей бизнес будет более управляем».

Инвестициям — быть?

Смещение акцентов в сторону повышения эффективности управления вполне ожидаемо. «С приходом на рынок частного капитала эффективность встала на первое место», — отмечает Виталий Яцишин, генеральный директор ЗАО «ИТЭС Менеджмент», управляющий директор ООО «АйТи Энерджи Сервис». И немаловажное значение здесь приобретает внедрение современных ИТ. Но сегодня далеко не все предприятия отрасли одинаково зависят от ИТ, не все вышли на высокий уровень автоматизации.

На момент прекращения существования РАО ЕЭС у энергопредприятий оставалась масса нерешенных проблем в области информатизации. Не стало ДИТ РАО ЕЭС — координирующего органа, разрабатывающего общие ИТ-политики, отраслевые стандарты и рекомендации для энергокомпаний. Компании получили самостоятельность в принятии решений в области ИТ, но осложнились отношения с ИТ-поставщиками.

По мнению представителей ИТ-компаний, активно работавших с предприятиями отрасли, распад РАО ЕЭС осложнил жизнь и им. Как поясняет Дмитрий Фомичев, заместитель коммерческого директора ГК «Оптима», существенно уменьшился охват предприятий отрасли: «Раньше инвестиционная программа находилась в одних руках, на одном предприятии, а теперь их десятки, с разными владельцами. Каждый владелец устанавливает свои правила, и часто все зависит от его образования и опыта. Одни считают, что ИТ являются основой для успешной работы их предприятия, а другие полагают, что ИТ — это лишние расходы».

Сегодня однозначно оценить перспективы инвестиционного климата в отрасли достаточно сложно. С одной стороны, в энергетику направляются государственные инвестиции на увеличение эффективности энергосистемы, обеспечение ее безопасности и бесперебойной работы, что требует вложений в соответствующие ИТ. С другой стороны, кризис и изменения в управлении компаниями вносят свои коррективы: по мнению Емельянова, снизятся объемы вложений в ИТ, что обусловлено повышением контроля за расходом денежных средств, причем каждый проект будет требовать очень серьезного экономического обоснования.

Однако, как отмечают Виталий Яцишин и Евгений Аксенов, генеральный директор «ГВЦ Энергетики», несмотря на то что «рост инвестиций в ИТ под вопросом, сетевые компании, находящиеся по объемам капиталовложений в ИТ на первом месте, — и прежде всего ФСК — имеют значительный инвестиционный потенциал и не ставят во главу угла получение быстрого эффекта от своих вложений».

Потребности

По мнению Дмитрия Сергиенко, директора по ИТ ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», наиболее востребованными будут ИТ-проекты, предусматривающие снижение затрат. То есть выиграют те компании, которые будут инвестировать в проекты, нацеленные на повышение рентабельности бизнеса.

Не менее важны сегодня, особенно для сбытовых компаний, биллинговые системы и системы управления отношениями с клиентами. Недавно компания «Инфосистемы Джет» завершила два проекта для ОАО «Мосэнергосбыт»: внедрение CRM-системы компании Oracle и разработку платежной системы энергосбытовой компании.

Вопросами взаимодействия с клиентами озабочены не только сбытовые компании. «Выстраивать отношения с клиентами без CRM-систем сегодня просто невозможно: потребитель хочет цивилизованного общения», — считает Евгений Макаров, генеральный директор ОАО «МРСК Центра». На базе современных инструментов управления, в частности SAP ERP, в этой компании была выстроена система управления распределительным комплексом. Автоматизированы все процессы, связанные с учетом, формированием полезного отпуска электроэнергии и взаимоотношениями с клиентами. С помощью модуля SAP CRM автоматизирована и работа с физическими лицами.

«Если раньше было достаточно заниматься тем, что есть внутри «черного ящика» под названием «компания» (бухучет, поставки, контроллинг и т.д.), то сегодня необходимо уделять внимание основе благополучия компании: нашим клиентам, потребителям, — поясняет Макаров. — Не всегда удобно использовать сбытовые компании как посредников. Например, при работе с крупными предприятиями, распределительные сети которых являются продолжением нашей сети, нужно видеть единый энергетический комплекс и иметь возможность управлять фрагментами сети потребителя. Кроме того, для подсоединения к сети новых потребителей требуется большое количество информации о них, в частности — о присоединенной мощности. Получать ее эпизодически, не имея договорных отношений с конечным потребителем, сложно и неправильно».

Еще в 2005 году у компании был всего один центр обслуживания клиентов — в Белгороде. В середине 2008 года их насчитывалось 27, а к концу 2008 года — почти 50.

Далеко не все компании имеют столь высокий уровень автоматизации, как «МРСК Центр», и, несмотря на высокую стоимость ERP-систем, кризис, по мнению Емельянова, подталкивает руководителей и собственников к их внедрению, способствующему усилению контроля за расходной частью бюджета. Такое внедрение и осуществляется в «Новосибирскэнерго». Развитием системы, по сообщению Евгения Меркушенкова, занимаются и в компании МОЭК, тиражируя основные учетные модули SAP, а также внедряя
управление персоналом, консолидацией бухгалтерской и налоговой отчетности, создавая систему коммерческого учета энергии нижнего уровня. Кроме того, любые масштабные проекты должны предусматривать интеграцию с первоисточниками данных для получения прямых измерений непосредственно с промышленного оборудования.

Лидируют по числу ERP-внедрений на рынке информатизации энергетики в России, согласно отчету центра TAdviser, три компании: «1С», SAP и «Инфософт», безусловное лидерство по количеству внедрений ERP-систем в энергетике принадлежит сообществу партнеров «1С».

«Еще недавно основной спрос был на системы, анализирующие свершившиеся факты, сейчас необходимы системы, содержащие алгоритмы поддержки принятия решений, — считает Емельянов. — Впрочем, это актуально в настоящее время для всех отраслей».

Ситуация действительно меняется. «Если еще вчера ИТ воспринимались как средство снижения издержек, то сейчас они играют важную роль в формировании и реализации стратегии бизнеса, быстром продвижении инноваций», — отмечает Аксенов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF