РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

SaaS внедряют, но осторожно

Экономический спад негативно влияет на деятельность многих поставщиков ИТ-услуг, однако к этой группе не относятся вендоры решений, поставляемых по модели SaaS. Наоборот, они видят существенное увеличение выручки, и, по прогнозам Forrester, в 2009 году рост этого сегмента рынка будет выражен двузначными цифрами. Многие компании относятся к SaaS-проектам как к антикризисным мерам – именно поэтому их число растет. Рост рынка мог быть гораздо более резким, однако он существенно смягчен осторожностью компаний. Многие организации начинают знакомство с решениями SaaS с мелких проектов и коротких контрактов. Иногда приложения берутся в аренду с ежемесячным пересмотром договоров. Несмотря на это, уже сейчас крупнейшие вендоры, такие как NetSuite и Salesforce.com, заявляют о росте на уровне 40%. Интересно, что, хотя модель SaaS всегда считалась ориентированной на компании сектора SMB, большую часть прибыли поставщикам приносят именно крупные заказчики.

Спад на 20%

По данным IDC, спрос на ИТ-продукты начиная с IV квартала 2008 года резко замедлился и в целом за год рост составил всего 10,5%. Как подчеркивают аналитики, в последние годы российский рынок ИТ поддерживали нефтедоллары и поток инвестиций, обеспечиваемых в большинстве своем зарубежными кредитами. Из-за мирового финансового кризиса и значительного падения цен на сырье в стране начался экономический спад и соответствующее падение затрат на ИТ. В IDC ожидают, что в 2009 году расходы на ИТ в долларовом эквиваленте снизятся на 20% по сравнению с прошлым годом. Наиболее заметное снижение расходов на ИТ ожидается в производственном секторе. Кроме того, сильный спад будут переживать торговля, строительство и добывающая промышленность. Несколько меньше пострадают транспорт, связь, энергетика и государственный сектор.

Очевидно, предприятия и организации сократят свои ИТ-бюджеты и будут направлять средства главным образом на поддержание текущей деятельности, а не на развитие. Заказчики будут откладывать обновление аппаратно-программных средств и требовать больших скидок, а процессы утверждения бюджетов замедлятся. Как следствие, цикл продаж станет более долгим и сложным, а поставщикам, чтобы сохранить бизнес в условиях жесткой конкуренции, придется сократить маржу и сосредоточиться на оптимизации бизнеса.

Но в некоторых сегментах рынка режим экономии может дать положительный эффект. Например, системы бизнес-аналитики – важный инструмент контроля расходов, и многие компании не откажутся от проектов по их внедрению. В период неопределенности и сокращения персонала будет ощутим и спрос на услуги аутсорсинга.

Кризис виртуализации не помеха

По прогнозам Gartner, рынок программных средств, поддерживающих технологии виртуализации, вырастет с 1,9 млрд. долл. в 2008 году до 2,7 млрд. долл. в 2009 году - это составляет 43%. В общемировом масштабе это означает, что каждый пятый сервер будет виртуальным. Столь быстрый набор популярности обусловлен стремлением компаний снизить совокупную стоимость владения ИТ-оборудованием, а также повысить гибкость инфраструктуры. Виртуализация все чаще выходит за рамки ЦОД: весьма распространенной становится не только серверная виртуализация, но и виртуализация рабочих станций. Ее доля в общем объеме рынка сейчас не превышает 11%, однако, учитывая трехкратный ежегодный рост, можно говорить о значительных перспективах.

Экономичные инновации

Спад на европейских ИТ-рынках продлится не менее двух лет. По прогнозам компании TechMarketView, в среднем компании сократят ИТ-расходы примерно на 5%. Предприятия войдут в режим жесткой экономии, однако их попытки сократить издержки не исключают интереса к инновационным технологиям. В первую очередь, разумеется, это касается решений, изначально направленных на оптимизацию издержек. Такие средства, как "облачные" услуги, аренда приложений и ПО с открытым кодом, до сих пор воспринимаемые как альтернативные, будут находить все более широкое применение. Восстановление рынка, вероятнее всего, начнется в 2011 году. Однако аналитики не исключают, что кризис может затянуться еще на год.

УПРАВЛЕНИЕ

Мнимая активность

Как отмечают две трети ИТ-руководителей, опрошенных компанией Harvey Nash, сильный "личный бренд" ИТ-директора крайне важен для успешной деятельности возглавляемого им подразделения. Несмотря на понимание этого, формировать, а тем более развивать, его удается далеко не всем. Как подчеркивают эксперты, "личный бренд" - это то, с чем ассоциируется у бизнес-руководителей имя своего коллеги. Результаты опроса показали, что многие ИТ-руководители в прямом смысле изображают активность, с деловым видом ходя по офису. Какими бы примитивными ни казались такие действия, но зачастую они имеют успех - коллеги замечают, что ИТ-директор не сидит сложа руки. Главным осязаемым преимуществом такой заметности становится определенное влияние на совет директоров. Кроме того, формируется соответствующее отношение пользователей к ИТ-департаменту в целом.

Внимание повышает лояльность

ИТ-руководители хотят большего внимания со стороны своих поставщиков ИТ-продуктов и услуг. Как выяснилось в ходе исследования, проведенного Vanson Bourne, почти в половине случаев вендоры не способны выяснить реальный уровень удовлетворенности клиентов. Дело в том, что зачастую опросники, приготовленные для этих целей, оказываются бесполезными. Например, 60% ИТ-директоров отметили, что им предлагается не полноценно ответить на вопросы, а выбрать ответ из нескольких вариантов. Как известно, в жизни далеко не всегда можно ответить на поставленный вопрос однозначно. Кроме того, треть ИТ-директоров никогда не слышали о том, чтобы на основе таких опросов предпринимались какие-либо действия. У них возникает вполне оправданное подозрение, что подобные мероприятия проводятся менеджерами "для галочки". Тем не менее иногда проводимые опросы оказывают воздействие. Половина ИТ-директоров признала, что сама попытка поставщика выяснить степень удовлетворенность клиентов повышает их лояльность.

ИТ-БЮДЖЕТЫ

Не проблема, а решение

Несмотря на то что британские компании тяжелее западноевропейских переживают кризис, большинство ИТ-директоров остаются вполне оптимистичными. Лишь в 10% британских компаний ожидается заметное сокращение ИТ-бюджета, отмечают аналитики Gartner. В каждой десятой компании ИТ-бюджет урезан на 10% и более, а в среднем сокращение не превысит 2%. Как отмечают эксперты, картина кризиса в ИТ радикально отличается от событий 2001 года, когда лопнул так называемый "Internet-пузырь". Сейчас ИТ не являются частью проблемы, а, наоборот, способствуют ее решению, так как помогают повысить эффективность компаний. Именно поэтому компании не отказываются от ИТ-инвестиций, а перенаправляют их, концентрируя усилия на наиболее важных проектах и замораживая менее приоритетные.

Позитивный SaaS

Компании рассматривают переход на модель SaaS как один из наиболее перспективных методов снижения расходов. Несмотря на общую тенденцию к сокращению ИТ-бюджетов, расходы организаций на внедрение приложений SaaS показывают двузначный рост. Справедливости ради необходимо отметить, что рынок решений SaaS по-прежнему является весьма небольшим. По оценкам IDC, он составляет 12,4 млрд. долл. – это капля в море мирового ИТ-рынка. Тем не менее его перспективы очевидны: наблюдающиеся тенденции заставили аналитиков изменить свой прогноз на 2009 год и повысить ожидаемые темпы роста с 36 до 40%. Кризис вынуждает многих отказываться от традиционной модели приобретения ПО в пользу более экономичной аренды. Таким образом, сегмент SaaS не только не пострадает от кризиса, но и получит дополнительный толчок к развитию. Например, в IDC полагают, что в половине американских компаний расходы на аренду ПО уже в ближайшее время превысят 25% ИТ-бюджета.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Утечки дорожают

Стоимость утечек корпоративных данных продолжает расти. По данным Ponemon Institute, каждая похищенная клиентская запись в 2008 году обошлась пострадавшей компании в среднем в 202 долл. В 2007 году аналогичный показатель составлял 197 долл., а в 2006 – 182 долл. Полученная сумма включает как прямые расходы на расследования и уведомление клиентов, так и косвенные убытки, связанные с подрывом репутации компании и упущенными бизнес-возможностями. При этом "косвенный эффект" оказывает все более прямое влияние на финансовые результаты компании. На него приходится уже 69% финансовых потерь, в то время как доля остальных факторов уменьшается. Тенденция вполне очевидна: клиенты становятся все более требовательными к вопросам безопасности и могут не простить даже единственного инцидента. В 88% случаев причиной утечек является небрежность персонала, причем в равной степени нарушителями бывают как штатные сотрудники, так и подрядчики или бизнес-партнеры. Как правило, компании реагируют на инциденты проведением тренингов, внедрением средств шифрования, а также систем контроля доступа и специализированных продуктов для предотвращения утечек.

Безнаказанные инсайдеры

Несмотря на большую обеспокоенность специалистов проблемой инсайдерства, внедрение в компаниях специализированных систем защиты буксует из-за отсутствия поддержки руководства. Как подчеркивают эксперты компании Perimetrix, это, в сочетании с фактической безнаказанностью злоумышленников, стимулирует использование ими технических средств для хищения данных. В подавляющем большинстве случаев внутренние нарушители не несут существенной ответственности. Наиболее распространенным наказанием для провинившихся сотрудников являются формальные выговоры, а для злонамеренных инсайдеров – увольнение без судебного преследования или материальных взысканий. Не меньший интерес представляет и степень осведомленности о произошедших инцидентах: 42% респондентов затруднились определить количество утечек конфиденциальных данных. Это можно объяснить как нежеланием "выносить сор из избы", так и недостаточной информированностью о положении дел в корпоративных сетях. Тройку лидеров по степени опасности среди каналов утечки составляют мобильные носители информации, электронная почта и Internet. Как правило, больше всего злоумышленников привлекают персональные данные, финансовые отчеты и детали конкретных сделок.

В прошлогоднем исследовании 34% участников заявили о планах внедрения специализированных систем, направленных на нейтрализацию инсайдерских угроз. Однако это желание на практике реализовали лишь 5% (доля таких организаций выросла с 24 до 29%). Ожидается, что в ближайший год рынок внутренней безопасности продолжит расти, однако рост этот вряд ли окажется очень быстрым. Прорыва следует ждать в среднесрочной перспективе, по мере стабилизации финансовой ситуации: на сегодня для 46% компаний бюджетные ограничения становятся главным сдерживающим фактором.

ТЕХНОЛОГИИ И БИЗНЕС

"Серьезный" SaaS

При продлении контрактов аренды приложений (SaaS) компаниям следует предпринимать меры предосторожности, связанные с кризисными экономическими явлениями. По данным Forrester, 16% крупных европейских и американских компаний в 2008 году использовали ПО, распространяемое по модели SaaS. Кроме того, около половины живо интересовались аналогичными проектами, проходившими у их партнеров и конкурентов. Однако если раньше проекты зачастую носили пилотный характер и соглашения об аренде продлевались буквально ежемесячно, то сейчас для многих компаний настает время более серьезных отношений со своим поставщиком услуг. Стремясь обеспечить лояльность клиентов, вендоры иногда делают весьма значительные скидки. Впрочем, обычно такое происходит в отношении ключевых заказчиков и самых дорогих продуктов. Тем не менее аналитики предупреждают, что компаниям следует уже сейчас думать о том, что произойдет после истечения заключенного контракта. Одним из возможных вариантов может стать взвинчивание цен поставщиком, уверенным во "впаянности" своего решения в бизнес-процессы клиента. В случае отказа от новых условий и перехода к другому поставщику у заказчика, как минимум, не должно возникнуть проблем с возвращением корпоративной информации, хранящейся на серверах текущего провайдера, и это должно быть закреплено в соглашении. Еще более пессимистичным вариантом развития событий, который также следует предусмотреть, является банкротство поставщика решения, его приобретение конкурентами или уход с рынка.

Торговля оптимизируется

Рынок розничной торговли переживает сейчас период кардинальных изменений. До сих пор российский ритейл отличался динамичным ростом компаний и их консолидацией. Но в условиях финансового кризиса, падения спроса и растущих требований покупателей существующие в компаниях методы ведения бизнеса становятся неактуальными. Торговые компании вынуждены теперь обеспечивать высокую скорость реакции на запросы клиентов и изменения внешней среды. Многие участники рынка начали искать средства повышения эффективности своего бизнеса, и одним из них стало управление бизнес-процессами.

Показательно, что среди всех участников исследования, проведенного IDS Scheer, не обнаружилось ни одной компании, которая бы не описывала бизнес-процессы. Такой активный интерес к этой теме связан с тем, что создаваемые модели служат основой для решения множества задач по повышению внутренней эффективности компании.

На российском рынке был долгий период роста, а следующие годы пройдут под доминантой кризиса и связанных с ним явлений. В связи с этим наибольшую актуальность для компаний приобретут совершенствование системы управления цепочкой поставки товаров, оптимизация затрат, внедрение системы сбалансированных показателей и проектного управления. Эти приоритеты показывают, что большинство компаний розничной торговли сейчас сменили направление развития с активной внешней экспансии на совершенствование бизнес-процессов. Занимаясь формализацией бизнес-процессов, многие компании используют сразу несколько форм их описания, например графическую и текстовую. Что касается технических средств описания бизнес-процессов, то исследование выявило двух лидеров - ARIS и MS Visio.

HR с аналитикой

Управление человеческими ресурсами в 2009 году приобретет для многих компаний особо важную роль, как утверждают в Forrester. "Война за таланты", начавшаяся с ростом кадрового дефицита, в условиях кризиса отнюдь не прекратилась, она лишь приобрела новые формы. Подавляющее большинство компаний не могут себе позволить оставить заработные платы на прежнем уровне и тем более расширять штат. Более того, самые пострадавшие компании проводят существенное сокращение персонала. Как известно, расходы на персонал составляют более 35% операционных издержек компании. Именно они подпадают под сокращение при

оптимизации издержек. Разумеется, это негативно влияет на моральное состояние сотрудников, в целом приводя к снижению эффективности их работы. Стратегическому управлению персоналом, позволяющему минимизировать потери от кризиса, должны помочь решения класса HRM (human resource management).Помимо традиционного функционала, они должны включать как минимум инструменты управления развитием сотрудников, HR-аналитику и средства Web 2.0. Инструменты Web 2.0 чрезвычайно важны для обеспечения коммуникаций и повышения лояльности самых молодых сотрудников. Аналитика помогает стратегической работе HR-менеджеров. Профессиональное развитие сотрудников и продвижение наиболее перспективных из них в период кризиса имеет не меньшее значение, чем в благополучные времена. По мнению аналитиков, внедрению решений HRM будет способствовать их высокая применимость в рамках модели SaaS, которую в данном случае вполне логично рассматривать как антикризисную.

Экономия в ущерб рискам

ИТ-руководители будут принуждаться топ-менеджментом к использованию "облачных" услуг. Разумеется, причиной этого является стремление к минимизации издержек на ИТ. По мнению консалтинговой компании BroadGroup, финансовый фактор вынудит руководство компаний быть настойчивым. В силу этого внедрение хостинга ИТ-услуг пойдет довольно быстрыми темпами, несмотря на сопротивление ИТ-департаментов. Это сопротивление со стороны специалистов весьма обоснованно: большинство предлагаемых услуг являются незрелыми. Более того, в Gartner открыто рекомендуют избегать крупных "облачных" проектов на протяжении как минимум двух ближайших лет. Время же полного вызревания рынка, по их мнению, составит не менее семи лет. Однако кризис вынуждает многие компании форсировать события, пусть даже за счет повышения собственных рисков.

Связь заменяет командировки

Сегодняшняя экономическая ситуация стимулирует компании к внедрению технологий телеприсутствия, и в первую очередь – видеоконференц-связи. По прогнозам Gartner, первыми от этого пострадают индустрия авиаперевозок и гостиничный бизнес. Как подсчитали аналитики, внедряемые решения снизят объемы авиаперевозок на 2,1 млн. мест ежегодно, а доходы гостиниц сократятся на 3,5 млрд. долл. Разумеется, удаленные встречи далеко не всегда способны заменить личные беседы с глазу на глаз. Тем не менее во многих случаях они становятся для компаний реальной и более дешевой альтернативой.