На многих предприятиях ключевые модули ERP были внедрены еще до начала кризиса. Сейчас ресурсы ограничены и важно тщательно продумывать каждый шаг. В каком направлении стоит двигаться дальше сегодня? Каким системам и функциональным блокам отдать предпочте

Начавшееся вместе с кризисом замедление бешеной гонки развития бизнеса дало топ-менеджерам возможность остановиться, задуматься, пересмотреть собственный потенциал, выявить скрытые резервы, выстроить иначе отношения с клиентами. Для ИТ-директоров главная задача в сложившейся ситуации — убедительно объяснить руководителям предприятий, что ИТ-службы могут сделать для поддержки и развития основного бизнеса. В условиях сокращения бюджетов функции ИТ-поддержки бизнеса сохраняются, но выполнять их теперь нужно с наименьшими затратами.

Но возможен ли сейчас старт новых проектов, разумно ли приобретать новые корпоративные системы? Оказывается, да. И здесь главный критерий — скорость внедрения и срок получения первых результатов.

Предпочтения отдаются решениям, максимально адаптированным к данной отрасли, чтобы их можно было быстро развернуть. На смену длительному проектному обследованию приходят модели быстрого прототипирования. На основе прототипа, наиболее близкого к особенностям предприятия, задача клиента тестируется, после чего вносятся необходимые изменения и расставляются приоритеты. При таком подходе уже через месяц можно получить первые результаты, хотя сам проект может длиться дольше. Это дает возможность снизить риски проекта.

Каковы же сейчас предпочтения предприятий в отношении корпоративных приложений? По наблюдениям Марины Слесаренко, заместителя директора компании «1С» по работе с корпоративными клиентами, на рынке крупных и средних предприятий и организаций выросли продажи систем консолидации корпоративной информации, управления корпоративными финансами и CRM. Это вполне закономерно: четкое управление денежными потоками и работа с клиентами — основные козыри в борьбе за выживание в условиях кризиса.

Оптовая торговля

«Задача на ближайшую перспективу — средствами системы реализовать действительно индивидуальный подход к каждому клиенту», Сергей Щербаков, начальник ИТ Торгового дома  «Новэра»Торговый дом «Новэра» специализируется на реализации винно-водочной продукции в Тюменском регионе. В едином информационном пространстве работают сама «Новэра», Ишимский винно-водочный завод и представительства в Тобольске, Заводоуковске и Тюмени. Кризис сказался прежде всего на Ишимском заводе — работы там были приостановлены. К настоящему моменту найден инвестор, который готов вложить средства. Еще до того, как эти события произошли, торговый дом, осуществлявший продажу продукции предприятия, расширил круг поставщиков — теперь их около сорока.

«В ноябре, когда начался кризис, мы средствами системы “1С: Управление производственным предприятием” подготовили два экономических отчета для работы с дебиторской задолженностью, — рассказывает Сергей Щербаков, начальник ИТ Торгового дома “Новэра”. — Необходимость в них возникла из-за трудностей с получением кредитов и сокращения оборотного капитала». Сумма дебиторской задолженности клиентов перед «Новэрой» на тот момент оказалась большой — примерно равной обороту компании за два месяца. В результате анализа дебиторской задолженности и пересмотра сроков с некоторыми торговыми сетями договора были перезаключены. С помощью системы совершенствуется и работа в отношении дебиторской задолженности торговых точек, число которых несмотря на кризис растет. Торговые агенты компании получают на свои КПК оперативные данные об отсрочках и задолженности «своих» клиентов. Возросла важность и расчета рентабельности каждой номенклатурной единицы продукции: на этих оценках строится ценовая политика компании, пересматриваются договора, заключаются новые контракты.

В перспективе, используя возможности системы, планируется перейти к более гибкой ценовой политике. Планируется оперировать двумя видами цен и системой скидок, разработанных под каждого клиента. «Задача на ближайшую перспективу — средствами системы реализовать действительно индивидуальный подход к каждому клиенту. В первом квартале мы намерены приобрести типовой CRM-модуль на базе платформы “1С: Предприятие”, чтобы продолжить совершенствовать нашу работу с клиентами», — отмечает Щербаков.

Торговля автомобилями и запчастями

«Ближайший наш шаг — запуск программы лояльности на базе модуля CRM», Григорий Балакин, исполнительный директор  «УралФрансАвто»К настоящему времени в Екатеринбургской компании «УралФрансАвто», торгующей автомобилями, полностью завершено внедрение системы Incadea, специализированного отраслевого решения на плаформе Microsoft Dynamics NAV. «Пока будем опираться на возможности этой системы, которая позволяет нам получать любые отчеты, изменять функционал рабочих мест, если в этом возникает потребность в процессе работы», — обозначил свою позицию Григорий Балакин, исполнительный директор «УралФрансАвто».

«Ради сохранения динамики и оборотов трудиться нам теперь приходится раза в четыре интенсивнее», — добавляет он. В настоящее время оборачиваемость склада запчастей на «УралФрансАвто» составляет три с половиной месяца. В условиях непростой ситуации на рынке поставлена задача — сократить этот срок до трех месяцев. Оперативно выявляются «зависшие» позиции — запасные части, диски, комплектующие, с тем чтобы вовремя устраивать распродажи. Аналогичные меры принимаются и в отношении автомобилей, которые находятся на складе более 45 дней.

«Следующий наш шаг — запуск программы лояльности. В частности, изучим модуль CRM, который имеется в системе, — поясняет Балакин. — Если он сможет лечь в основу программы лояльности, то освоим его, если нет — приобретем модуль стороннего поставщика».

Машиностроение, производство комплектующих

«В наступившем году основная задача — совершенствование бизнес-процессов сбыта средствами ИТ»,  Андрей Лобанов, начальник центра ИТ завода  «Плаза»Компания «Плаза» находится в Санкт-Петербурге и занимается серийным выпуском гидропневматических амортизаторов для отечественных автомобилей и иномарок. Завод успешно поставляет амортизаторы на сборочные конвейеры ГАЗ, УАЗ, КамАЗ, УралАЗ, а также на мотоциклетные заводы. Автомобильная отрасль сейчас находится в сложной ситуации, объемы сборочного производства снизились. Соответственно, по цепочке сокращаются и объемы поставок амортизаторов на эти заводы. У руководства предприятий нет поводов для особого пессимизма, поскольку если цены вырастут и платежеспособность потребителей упадет, то, вероятно, заводы перейдут на закупку более дешевых отечественных амортизаторов вместо дорогих импортных.

По словам Андрея Лобанова, начальника центра информационных технологий предприятия «Плаза», ситуация на рынке никак не отразилась ни на задачах, ни на перспективах развития информационной системы, реализованной на базе продукта «1С: Управление производственным предприятием». «Основная задача в наступившем году — совершенствование процессов сбыта средствами ИТ», — отмечает Лобанов.

Машиностроение, производство вагонов

«Мы обеспечили наши антикризисные потребности, связанные с ИТ, средствами внедренной системы»,  Cвятослав Афанасьев, директор по развитию завода  «Вагонмаш»Завод «Вагонмаш» находится в Санкт-Петербурге и производит железнодорожные вагоны и вагоны для метрополитена. В течение первого и второго квартала 2009 года планируется завершить реформирование структуры предприятия.

В прошлом году на заводе была внедрена система Microsoft Dynamics AX, и сейчас усилия предприятия в области ИТ сконцентрированы на освоении и использовании тех функций, которые эта система может предоставить. Покупка новых прикладных систем не планируется.

«Мы обеспечили наши антикризисные потребности, связанные с ИТ, средствами внедренной системы», — отмечает Cвятослав Афанасьев, директор по развитию завода. Среди первоочередных антикризисных задач, решение которых будет опираться на возможности внедренной ERP-системы, — планирование всех основных показателей деятельности предприятия, отслеживание показателей эффективности управления, оперативный контроль экономических показателей. «В условиях кризиса планирование — это рычаг, который позволяет сохранить и даже повысить рентабельность предприятия, — уверен Афанасьев. — На базе ERP-системы мы определили функциональную структуру главного модуля-планировщика, который отвечает за централизованное планирование всех ресурсов предприятия, и сейчас занимаемся отработкой нюансов», — поясняет Афанасьев.

Производство строительных материалов

«ИТ позволяют решать насущные задачи предприятия меньшими ресурсами, обеспечивая его управляемость, помогая сохранить производство и пережить трудные времена», Вячеслав Фазлыев, генеральный директор завода  «Заречный»Кризис внес существенные коррективы в работу расположенного в городе Асбесте (Свердловская область) завода «Заречный». Потребность в кирпиче, который производит завод, резко снизилась, поскольку объемы строительства сократились. Помимо собственно производства кирпича завод поддерживает целый комплекс вспомогательных направлений, среди которых добыча глины, доставка ее на завод и готового кирпича до перевалочной базы, добыча воды из скважин, ремонтные подразделения, собственная парокотельная, столовая, медпункт.

«Кризис мы почувствовали в полной мере: у нас в три раза сократился объем производства», — констатирует генеральный директор завода Вячеслав Фазлыев. — Очень важно, что еще до начала экономического кризиса мы успели внедрить единую информационную систему на базе продукта “1С: Управление производственным предприятием”».

Работа в новых условиях потребовала от предприятия повысить эффективность труда, жестко и точно контролировать все затраты, оперативно управлять производством. Особую важность сейчас приобрел детальный учет готовой продукции, материальных запасов, а также учет производства, добычи глины и расчет себестоимости производства кирпича.

«В свете сокращения затрат все это должно выполняться меньшим числом персонала, в том числе управленческого, — уверен Фазлыев. — Информационные технологии позволяют решать насущные задачи меньшими ресурсами (в том числе и людскими), обеспечивая управляемость, помогая сохранить производство и пережить трудные времена». Предприятию сейчас не до новых приобретений. Главное — эффективно использовать то, что есть.

Дистрибуция

«В дистрибуции информационные технологии — это технологическая основа бизнеса, и безоглядно сокращать ИТ — это рубить под собой сук», Сергей Новиков, директор ИТ-департамента компании OCSВ компании OCS, которая занимается дистрибуцией компьютерного и телекоммуникационного оборудования, компонентов и ПО, до кризиса успели построить свое информационное пространство на основе ERP-системы Microsoft Dynamics AX.

«В период кризиса очень важна скорость получения информации, — подчеркивает Cергей Новиков, директор ИТ-департамента компании OCS. — Оперативная информация и “горячая” аналитика дают возможность быстро и гибко принимать управленческие решения, касающиеся самых разных бизнес-процессов. Уже внедренные ИТ-решения обеспечивают эти потребности бизнеса».

Несмотря на кризис, инвестиции в перспективные ИТ-проекты в OCS продолжаются. Например, идет проект создания системы электронных заказов B2B (в момент начала кризиса только-только была завершена подготовка технического задания). Конечно, некоторые проекты не первоочередной важности в ОСS были временно приостановлены, скажем, проект перевода пользователей на архитектуру тонких клиентов в московском офисе. В то же время здесь завершается инфраструктурный проект, важный для всей компании — строительство ЦОД.

«В дистрибуции информационные технологии — это технологическая основа бизнеса и безоглядно сокращать ИТ — это рубить под собой сук», — резонно замечает Новиков. — Сейчас мы энергично развиваем надстройку к ERP-системе — OLAP-кубы, которые должны сделать более удобными подачу и анализ информации. Уже сегодня большая часть сложных отчетов генерируется именно этой надстройкой».

* * *

Итак, общая тенденция такова: средние предприятия, которые уже внедрили у себя ERP-системы, сейчас, в условиях кризиса, настроены на более полное использование их возможностей и развитие тех инструментов, которые уже заложены в эти системы. Прежде всего это касается функций управления финансами, которые нацелены на решение узких, конкретных задач и позволяют повысить рентабельность бизнеса, сократить дебиторскую задолжность, выстроить более эффективные отношения с партнерами. В большинстве своем предприятия не планируют покупку новых систем, но имеют твердое намерение довести до конца начатые проекты, которые считают приоритетными.

В целом, и это отмечали не только респонденты в данном обзоре, роль ИТ-директоров в условиях кризиса возросла, и если они научились обосновывать свою позицию перед руководством, то получают возможность серьезно влиять на основной бизнес компании. Да и само руководство стало обращать еще более пристальное внимание на возможности ИТ для управления бизнесом.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF