Металлургия - элемент базиса российской экономики - продолжает совершенствовать ИТ-поддержку бизнеса. В то же время перспективы отрасли пока неопределенны. Востребованность ИТ-решений в будущем зависит от большого числа факторов.

Едва металлургия успела встать на ноги (только в 2007 году металлургическое производство и производство готовых металлических изделий достигли уровня 1991 года), как кризис внес свои коррективы. Аналитики полагают, что удержать уровень производства удалось только тем компаниям, которые успели заключить долгосрочные контракты в начале осени.

Согласно предварительным данным, полученным от металлургических компаний отраслевым информационно-аналитическим агентством «Чермет», к декабрю объемы производства почти всех металлургических компаний прекратили резкое падение, наблюдавшееся во второй половине 2008 года.

Объем производства стали в стране в 2008 году сократился по сравнению с 2007 годом почти на 6%. Больше всех пострадали крупные металлургические компании — в конце года их объемы производства были снижены на 40—60% по сравнению с прошлым годом (Evraz — на 43,9%, ММК — на 61,1%, «Северсталь» — на 59,1%, НЛМК — на 57,2%). Некоторые объявили об остановке доменных печей.

Аналитики считают, что дальнейшее падение мировых цен на сталь маловероятно, но ожидать их роста можно не ранее второго квартала 2009 года или даже второго полугодия — как следствия увеличения объема продаж. Пока же предприятия планируют привлечь деньги в банках. Однако, по мнению специалистов, помочь отрасли сегодня могут только государственные заказы. Именно на них сейчас рассчитывает большинство предприятий, особенно крупных. На недавней встрече акционеров UC Rusal, «Норильского никеля» и «Металлоинвеста» с президентом обсуждались вопросы кредитования предприятий этой сферы, антикризисные меры и реструктуризация отдельных активов. Также обсуждались возможность закупки государством производимых «Норникелем» и UC Rusal металлов, меры тарифного регулирования и предоставления госфинансирования.

История информатизации

Металлургия как базовая отрасль промышленности всегда была одним из лидеров в сфере инноваций. С конца 90-х годов прошлого века на металлургических предприятиях реализовано немало проектов в сфере ИT. При этом ИТ-поддержка бизнеса в разных компаниях имеет существенно разные степени развития. Большинство российских предприятий автоматизировали основные направления своей деятельности. Это означает, что максимум расходов предприятий металлургической промышленности на информатизацию уже пройден.

Металлургия — одна из ведущих экспортно ориентированных отраслей российской экономики. Ориентация на внешний рынок обязывает металлургические предприятия удовлетворять всем требованиям, предъявляемым мировой экономикой к основным игрокам. Это достаточно мощный фактор, стимулирующий процессы информатизации. Особенно ярко он проявился в 2002—2004 годах, когда США и Китай ввели пошлины с целью защиты своих производителей. Именно в этот период расходы на информатизацию были наиболее высокими. Объемы потребления ИТ в последующие годы соответствовали скорее поддержанию и качественному улучшению уже созданной в прошлом информационной инфраструктуры, нежели внедрению новых современных систем. Интерес к ИТ снижается по мере того, как инвестиции в ИТ приобретают массовый характер. Пока информационные системы внедрены у немногих игроков рынка, они дают дополнительное конкурентное преимущество. Но как только ИТ-поддержку бизнеса внедрило большинство компаний, индивидуальное конкурентное преимущество, даваемое информатизацией и автоматизацией производства, существенно снижается, и инвестиционные приоритеты предприятий меняются. Это значит, что с повышением общего уровня информатизации спрос на ИТ-решения сокращается.

Учет и управление

Сказанное выше не означает, что металлургические предприятия не вносили никаких ИТ-инноваций в свою деятельность. В частности, в Объединенной металлургическая компании одним из основных требований к ИТ-поддержке бизнеса долгое время была возможность оперативно модифицировать информационные системы. После того как бизнес-процессы стабилизировались, на первое место вышли требования интеграции используемых решений, наличия функционального покрытия, уровня ИТ-услуг.

Информационная поддержка бизнеса здесь осуществляется с помощью учетной системы, систем среднесрочного планирования, управления нормативно-справочной информацией, управления персоналом и системы генерации отчетности. На предприятиях компании активно развиваются системы оперативного управления производством. Завершаются подготовительные работы, и в ближайшее время начнется внедрение системы управления закупками, идет подготовка к внедрению системы технического обслуживания и ремонта оборудования.

Развитие информационных систем в данной отрасли имеет свою специфику. Для наших металлургических предприятий характерен широчайший спектр производственно-хозяйственной деятельности, сложные производственные процессы и взаимосвязи в масштабе всего предприятия. Кроме того, предприятия отрасли имеют сложную, территориально и юридически распределенную структуру. Иногда это совокупность разных объектов со своей спецификой — разветвленная холдинговая структура и сложная цепь поставок. Все это стало причиной того, что металлургические производства, несмотря на ресурсоемкий характер, являются высокочувствительными к ИТ, и для них так же, как и для промышленности в целом, ключевым моментом развития становится информационно-технологическое обеспечение внутренних бизнес-процессов и внешних производственных связей. Эти задачи предприятия решают путем внедрения ERP-, SCM- и CRM-систем.

Металлурги активно расширяли системы в направлении автоматизации бизнес-анализа (BI) и в сфере автоматизации управления производством (MES). Например, уже сегодня реализованы интересные MES-решения на Магнитогорском и Новолипецком металлургических комбинатах, на Череповецком трубопрокатном заводе. MES-система позволяет автоматизировать подготовку производства, информационного сопровождения в режиме реального времени процессов обработки, аттестации и отгрузки продукции; слежения за производством и состоянием складов; оперативного анализа производительности агрегатов, состояния складов, качества продукции и выполнения заказов. Как правило, MES-система интегрируется с ERP-системой предприятия и c АСУТП.

Безбумажное производство

Металлургический холдинг «Металлоинвест» внедряет систему электронного документооборота с целью усилить контроль исполнения распоряжений, приказов и резолюций, автоматизировать учет входящих и исходящих документов. Внедрение системы не должно было повлечь увеличение штата сотрудников. В качестве ИТ-основы было выбрано решение DocsVision — разработанная одноименной компанией платформа управления бизнес-процессами и документами. В процессе отбора решения проектная команда стремилась убедиться, что при таком масштабе система обеспечит нужное быстродействие. В ходе тестирования стали понятны границы применимости этой системы, установлены ограничения и степень их влияния на производительность, определена критичность числа запущенных процессов, влияние функциональности, скорость отклика на определенные действия.

В 2005 году руководство Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) приняло решение внедрить систему электронного документооборота. Выбранная система EMC Documentum обеспечила компании единое хранилище управленческой информации. Была выполнена интеграция системы с внешними источниками, учетными системами и системами сбора данных с подотчетных структур. На НЛМК также используются программные компоненты информационно-аналитического обеспечения поддержки принятия решений; комплексная имитационная модель многовариантного прогнозирования результатов деятельности; программные компоненты по автоматизации планово-бюджетных процессов. Реализовано встраивание результатов аналитической работы и аналитических инструментов системы в корпоративные intranet-порталы.

Мониторинг бизнес-процессов

На НЛМК для детального мониторинга бизнес-процессов разработаны и внедрены информационно-аналитические системы «Мониторинг производственной деятельности по ключевым показателям результативности» и «Мониторинг состояния бизнес-процессов». Валерий Трубицын, начальник управления развития информационных систем дирекции по ИТ компании сообщает, что «основной целью создания систем являлось оперативное обеспечение руководителей и аналитиков информацией о текущем состоянии и динамике изменений бизнес-процессов, выявление на этапе анализа всевозможных рисков и принятие мер по их устранению». В условиях крупного производства металлопродукции, помимо технологических аспектов, на ее качество в значительной степени влияют управленческие и организационные факторы. Проблемой становится получение стабильного качества при типовом производстве. Выпуск металлопродукции сегодня — это длительный и сложный многостадийный процесс. Управление процессом предпочтительнее контроля выходных характеристик готовой продукции. Методики статистического контроля стабильности производственных процессов (Statistical Process Control, SPC) дают возможность компании не только оценить свою работу, но и сравнить полученные результаты с аналогичными показателями конкурентов, поставщиков, клиентов.

Управление эфективностью

Важно постоянно повышать эффективность имеющегося оборудования и приложений. На Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК), по словам его ИТ-директора Дмитрия Каплана, используется система управления производительностью приложений (Application Performance Management, APM). Подобные системы нужны в тех случаях, когда выполнение требований бизнеса к уровню обслуживания становится абсолютной необходимостью. Средства APM как измерительный инструментарий дают возможность проецировать те или иные обобщенные значения на разные уровни ответственности исполнителей, соотносить степень детализации (или, наоборот, обобщения) с конкретными функциональными обязанностями и на этой основе строить эффективную систему управления процессом поддержания или совершенствования параметров SLA.

Следует учитывать, что эти параметры могут уточняться или быть предметом определенных программ по улучшению уровня сервиса, при этом будут появляться новые параметры и удаляться утратившие актуальность. Значения этих параметров позволяют найти равновесие между действительными потребностями бизнеса и реальными возможностями информационных систем, поэтому их обоснованность с точки зрения ИТ, полная информация обо всех элементах цепочки причин, ограничивающих их значения, позволяет строить реальную программу повышения уровня обслуживания или поддержания того уровня, который достигнут, в условиях увеличивающейся нагрузки.

Системы класса APM необходимы в первую очередь крупным предприятиям, где ИТ-системы решают критически важные бизнес-задачи, и потери от снижения производительности или простоев этих систем могут быть весьма весомыми. Это особенно актуально в тех случаях, когда мощность ИТ-решения такова, что его техническое масштабирование является делом весьма непростым.

Управление рисками

На ММК стремятся управлять ИТ-рисками. Они классифицируются и оцениваются. ИТ-руководство компании предпринимает все меры для снижения вероятности их возникновения. Этому способствует внедренная комплексная система управления рисками, представляющая собой методологию, направленную на обеспечение стратегической и оперативной устойчивости бизнеса предприятия. Под риском на ММК понимается вероятность возникновения ситуации, которая может обернуться финансовым ущербом, упущенной выгодой или невозможностью достичь поставленной цели, а под управлением рисками понимается выявление руководством и работниками таких ситуаций, при этом основными считаются ценовые, рыночные, кредитные и перационные риски. Операционные риски для комбината связаны с обеспечением непрерывности бизнес-процессов и могут быть отнесены к наиболее контролируемым. Для автоматизации управления рисками на ММК используется модуль Oracle Internal Controls Manager, адаптированный под требования комбината.

ИТ-риски относятся к операционным, то есть внутренним рискам предприятия, которые в подавляющем большинстве своем поддаются управлению. Для компонентов информационных ресурсов в первую очередь определяются уязвимости, после чего выясняется, какие ИТ-услуги опираются на эти компоненты и какие бизнес-процессы, в свою очередь, опираются на эти ИТ-услуги. Это позволяет оценить значимость риска. Оценки даются в рейтинговых и денежных значениях.

ИТ для реструктуризации отрасли

Сегодня, по мнению Роберта Гараева, руководителя ИТ-отдела института «Гинцветмет», наблюдается снижение деловой активности, число предприятий сокращается, конкуренция падает в силу небольшого интереса к рынку. В период кризиса в металлургии активизировались процессы реструктуризации, причина которых — слияния и поглощения, в том числе с международными компаниями. Эти процессы неминуемо должны привести к новой волне заказов на внедрение или разработку ИТ-решений.

Поскольку базовые внедрения проведены, в случае неудачи глобальных объединений наращивание спроса на ИТ будет носить лишь совершенствующий характер. Если же, напротив, консолидационная политика даст позитивные результаты, расходы на ИТ резко возрастут, поскольку новым транснациональным холдингам потребуется полная ревизия ИТ-инфраструктуры. Таким образом, ИТ-инвестиции вырастут только в случае крупных преобразований в отрасли. Стандарты качества и параметры продукции в разных странах могут различаться. В этом случае появление угрозы закрытия рынков крупных покупателей повышает требования к внедряемой ERP. В частности, предприятиям требуется быстрое изменение параметров производства.

Глобальная интеграция — ключевой фактор развития отрасли, требующий переосмысления модели цепочек снабжения и соответствующей политики компаний в таких направлениях, как создание интегрированных моделей, прозрачность корпораций, большая гибкость в работе с глобальными сетями, инвестиции в стандартные технологии, а также применение процессов и моделей приложений, основанных на стандартных шаблонах.

Российские реалии

Интерес к ИТ-поддержке бизнеса в российских компаниях будет зависеть от интенсификации металлургических производств глубокой переработки, развитие которых не было поставлено в зависимость от поставок на внешний рынок «сырого» металла. Развитие таких производств неминуемо привело бы к нарастанию ИТ-затрат, прежде всего к росту расходов на ИТ-услуги по оптимизации внутренних бизнес-процессов и внешних связей новых производств. В перерабатывающих металлургических производствах, кроме того, возникают потребности во внедрении ИТ-решений со сложными производственными модулями.

При модернизации мощностей металлургических предприятий, внедрении новых способов и технологий работы с металлом, повышения эффективности и безопасности труда, экологической чистоты производства и т.д. спрос на ИТ возникает из-за необходимости увеличить производительность труда инженеров и проектировщиков, занимающихся модернизацией производства. Объем их работ резко возрастает в связи с проводимыми на предприятии программами технологической модернизации. И здесь появляется потребность в системах САПР.

Наконец, значимость ИТ-решений в отрасли возрастет, если будут проводиться работы по повышению гибкости и оптимизации холдинговых структур. В условиях повышения рыночной неопределенности однородность ИТ-поддержки на комбинатах, входящих в холдинг, воспринимается как насущная необходимость, и ERP-системы различных его предприятий начинают состыковываться. По мнению представителей отрасли, такая информационная интеграция повышает гибкость холдинга как мультидивизиональной структуры.