Бизнес-модели и бизнес-процессы в логистической отрасли уже настолько стандартизированы, что изобретать нечто новое сложно и рискованно. Значит ли это, что российском логистическим компаниям ничего не остается, как перенимать и адаптировать опыт западных

Юрий Колесников, директор по ИТ Национальной логистической компании:

Относительно бизнес-моделей почти соглашусь, а вот по бизнес-процессам у меня иная точка зрения: каждый клиент для логистического оператора — это «государство в государстве» со своими бизнес-процессами, поэтому слово «стандартизированы» подходит исключительно к каждому клиенту в отдельности.

Конечно, лучше учиться на чужом, например, зарубежном опыте, но сам вопрос связан с тремя моментами. Во-первых, уровень специализации российского рынка логистических услуг значительно ниже, чем на Западе. Следовательно, часть известных бизнес-моделей к российскому рынку просто пока не применимы. Во-вторых, уровень зрелости компаний-клиентов и их бизнес-практика существенно различаются даже в пределах одного сегмента рынка логистических услуг и логистическому оператору необходимо уметь качественно работать со всем разнообразием в своем целевом сегменте.

В-третьих, если логистический оператор класса 3PL осознает необходимость перехода к статусу 4PL, то ему придется задуматься о консалтинге как продаваемой услуге и об инновационном подходе как практике. 3PL-операторы часто уже оказывают подобные услуги и обязаны быть готовыми к внедрению новых технологий, но инициаторами подобных процессов на этом уровне в подавляющем большинстве случаев служат клиенты. Дальнейшее развитие бизнеса после накопления компетенции и повышения уровня зрелости оператора должно стать стимулом к ревизии применяемых технологий и неизбежному совершенствованию бизнеса через внедрение инновационных подходов.

Во время кризиса инвестиционные программы обычно сокращаются и рентабельность компаний снижается, но именно снижение рентабельности диктует ужесточение требований к качеству и повышению эффективности работы. Сейчас наступает наилучшее время для внедрения и инновационного подхода и собственно инноваций — все охотно сотрудничают во всем, что может увеличить эффективность их работы.

Владислав Пак, директор по ИТ логистического оператора Relogix:

На данном этапе развития бизнес-процессов логистических операторов методы работы на Западе и у нас принципиально различаются. На Западе сейчас самая распространенная модель — это моноклиент, который занимает вполне определенный объем склада. 3PL-операторам, работающим на российском рынке, сейчас необходимо менять клиентов или их локализацию каждые три, четыре или шесть месяцев. Задача российских логистических операторов сегодня —  сделать логистические процессы как можно более гибкими и адаптируемыми под изменение локации или клиентов.

Что касается инновационных технологий, то не следует браться за эксперименты или рискованные внедрения. Сейчас не то время, когда надо гнаться за сверхприбылью. Системы надо выбирать, оценивая число их успешных внедрений. Пусть даже эти системы не настолько функциональны, как хотелось бы, главное — чтобы вероятность успеха их внедрения и получения с их помощью прибыли была максимальной. Любые задержки в окупаемости приведут к тому, что проект либо не будет завершен, либо компания понесет колоссальные убытки.

Дмитрий Агапов, руководитель логистической практики компании «Аксон-Консалтинг»:

Практически у любой успешной компании есть набор уникальных подходов и идей, определяющих ее конкурентные преимущества. С моей точки зрения, кризис должен стимулировать изменения, в том числе инновационные.

Повышение эффективности работы компании в трудные времена становится необходимостью. Любое позитивное изменение, будь то повышение производительности складов, увеличение пропускной способности терминала или оптимизация автомобильных перевозок, может стать решающим преимуществом. В кризисных условиях вдумчивое изучение и использование зарубежного опыта, внедрение опробованных методик и технологий может быть наиболее обоснованным подходом, позволяющим избежать высоких рисков.

Иван Смирнов, эксперт-консультант направления «логистика» компании «Корус Консалтинг»:

Да, следует перенимать и адаптировать западный опыт. Конечно, специфика российских методов ведения бизнеса накладывает определенные ограничения на западные модели, а многие из них в российских условиях не работают, но это происходит именно потому, что многие руководители у нас не готовы отойти от «выстраданных» моделей в сторону проверенных многолетним опытом, постоянно развивающихся и используемых повсеместно.

В условиях кризиса стоит экспериментировать только с теми из них, которые при минимальных инвестициях и ограничениях принесут быстрый и ощутимый эффект.

Марина Голубева, заместитель генерального директора по стратегическому развитию компании Digital Design:

Не уверена, что в вопросах стандартизации логистический бизнес в России уже достиг вершины. Кроме того, в условиях нынешней экономической ситуации как раз вопросы эффективности, повышения отдачи от ресурсов выходят на первый план. Автоматизация основных бизнес-процессов, несомненно, позволяет увеличить эффективность и прослеживаемость. В логистическом бизнесе высоки требования к скорости обработки заказов, при этом возможности ее увеличения за счет «накачки» персонала уже, как правило, исчерпаны, значит, нужна еще большая автоматизация или оптимизация бизнес-процессов. И вот тут нелишне обратиться к новейшим технологиям и ноу-хау, позволяющим снизить затраты на ИТ в разы: виртуализации, использованию портальных решений, хостингу приложений.

Максим Максимов, начальник отдела аналитики компании «Солво»:

Появление в логистике стандартизованных объектов дало колоссальный рост производительности. Но стандартизация имеет и оборотную сторону. К примеру, стандартизация бизнес-процессов — это скорее лозунг и им часто прикрываются компании, занимающиеся автоматизацией этих бизнес-процессов, с целью минимизации собственных издержек. Предлагать стандартизированное решение значительно легче и выгоднее, чем разрабатывать заказные нестандартные средства, учитывающие все нюансы бизнес-процесса заказчика. А эти нюансы как раз и могут быть конкурентными преимуществами заказчика и специфической особенностью его бизнеса. Проекты, не учитывающие такие нюансы, обречены: либо не будет работать система автоматизации, либо перестанет работать бизнес.

Кризис — это хороший повод мобилизовать все силы и совершить рывок. Сейчас выживет тот, кто будет более гибким, кто станет использовать свежие инновационные идеи. А процветать будет тот, кто сделает это раньше других.

Илья Лужанский, ведущий бизнес-аналитик направления «логистика» группы компаний Ansoft:

Как и любая другая отрасль, логистика претерпевает изменения, появляются новые технологии, пересматриваются бизнес-модели. Отказываться от инноваций в условиях кризиса не совсем разумно. Теперь, когда борьба за выживание на рынке заметно усиливается, просто необходимо найти и использовать скрытые, не задействованные до этого момента резервы. Нужно изучать мировой опыт, пытаться «примерить его на себя». Но в точности копировать чьи-то бизнес-процессы не стоит, потому что те модели, которые в западных компаниях будут работать бесперебойно, обязательно потребуют корректировки в российских условиях.

Сейчас все силы необходимо сконцентрировать на анализе существующих в мире технологий, оценить необходимые для их внедрения средства и отдачу от их использования на своем предприятии. Если у компании есть бюджет, чтобы модернизировать технологии и тем самым сократить издержки, то незачем откладывать.

Алексей Кантемиров, ведущий консультант департамента систем управления предприятиями компании ISG:

Не внедрять опыт, уже доказавший свою эффективность, и стандарты, без которых уже невозможно работать, особенно в рамках действующих тенденций и направлений развития рынка логистических услуг, недальновидно. И если компания имеет понятие об управлении цепочками поставок как одной из новых концепций бизнеса, о процессном подходе, если она разработала стратегию внедрения и применения, то из области экспериментирования инновационные технологии переходят в область повышения эффективности бизнеса и сокращения издержек, что особенно актуально именно в период кризиса.

Борис Меламедов, генеральный директор компании «Адалиус»:

Практически все проекты имеют какую-то особенность и требуют индивидуальной настройки системы. Российская логистика не идентична западной, в западной практике деятельность 3PL-операторов не слишком доходна, в то время как в России услуги ответственного хранения могут быть побочным продуктом, например, для центра дистрибуции.

Срок окупаемости решений для логистики — свыше года. За этот период предприятие не ощутит эффекта от возможной экономии на фонде оплаты труда (после автоматизации). Сейчас можно внедрять инновационные технологии, если их использования требуют бизнес-процессы или для достижения конкурентных преимуществ.

Одиссей Иванов, руководитель направления автоматизации логистики i2 СНГ:

Бизнес-процессы российских логистических компаний, равно как и логистические процессы в розничных, дистрибьюторских, производственных и прочих компаниях, неэффективны. Сейчас самый удачный момент, чтобы провести их реинжиниринг и автоматизацию и оптимизировать наиболее слабое звено в цепи поставок.

Именно через инвестиции компания может провести изменения структуры затрат на ведение бизнеса и в результате оказаться сильнее конкурентов. Но перерыв между вложением средств и началом их возврата должен быть минимальным. Обоснование расходов с точки зрения возврата инвестиций и денежного потока должно стать главным критерием в процессе принятия решений.

Дмитрий Давыдов, директор по развитию практики розничных и логистических решений компании Columbus IT Russia:

Кризис — самое время заняться оптимизацией бизнес-процессов, направить усилия на внедрение инновационных технологий и новых методик. Чтобы выжить во времена кризиса, недостаточно находиться в «середнячках». Выбор прост: или ты остаешься на среднем уровне и проигрываешь, или продолжаешь поиск и развиваешь правильные технологии и выживаешь.

Сейчас российские логистические компании в состоянии пойти даже дальше своих западных коллег, поскольку могут не только перенять их лучший опыт, но и учиться на их ошибках. И здесь кризис пойдет на пользу, так как в нынешних условиях станут более доступны западные специалисты по логистике и бизнес-процессам.

Евгений Ломко, директор по маркетингу группы компаний Axelot:

До стандартизации бизнес-моделей и бизнес-процессов в логистике у нас еще очень далеко. Это связано в первую очередь со все возрастающим дефицитом квалифицированных логистов, выпускаемых вузами. Зарубежный опыт в обязательном порядке перенимать нужно, но и адаптировать его тоже надо. Именно кризис станет катализатором системного и инновационного подхода к логистическим процессам. Именно информационные логистические системы в самое ближайшее время станут теми самыми «суперменеджерами», которые смогут управлять процессами грузообработки от планирования и выдачи заданий до анализа результатов.

Александр Усов, генеральный директор ant Technologies:

Логистика — это настолько всеобъемлющая сфера, что в ней всегда можно найти применение инновациям. К тому же каждый бизнес имеет свои уникальные особенности. Наиболее правильный путь — это использование лучших западных практик и адаптация их под особенности своего бизнеса. Примечательно, что у российских лидеров логистического рынка процесс адаптации и совершенствования логистических моделей носит постоянный характер, отражающий диалектические законы развития: на каждом новом цикле обнаруживаются новые узкие места, которые могут быть усовершенствованы.

Сейчас именно то время, когда можно внедрять новые технологии, так как мы находимся в периоде низкого объема логистических потоков. Это наименее рискованное время для внесения изменений.

Петр Лактионов, бизнес-аналитик компании R-ID:

Говорить о полной стандартизации бизнес-процессов в области программных решений по управлению цепочками поставок преждевременно. Еще не существует решений, базовый функционал которых позволял бы внедрять систему методом ее тиражирования для компаний с разной отраслевой спецификой.

В большинстве случаев российские компании уже имеют годами сложившиеся подходы к логистическому обеспечению бизнеса и выработали свой, зачастую далекий от западного опыт построения цепочки поставок. Кардинальные изменения в данном случае приводят не только к увеличению административных затрат и рисков на этапе внедрения, но со временем могут повлечь большие финансовые издержки, вызванные отказом от уже наработанных и проверенных временем собственных уникальных бизнес-практик.