Кризис — безусловно, неприятное явление. Однако же у него есть и свой плюс: он заставляет предприятия гораздо тщательнее анализировать и повышать свою эффективность, снижать издержки и увеличивать отдачу от затрат, в том числе на ИТ. Дальновидные ИТ-руководители должны предложить интересные идеи своим топ-менеджерам и владельцам бизнеса, многие из которых готовы хвататься в этот сложный период за любую соломинку.

До недавнего времени предприятия бурно росли, расширяли свое филиальное присутствие, выходили на международные рынки. Первостепенной задачей было успеть за ростом рынка и «застолбить» на нем достойное место. Развитие компаний шло преимущественно экстенсивным путем, и веских причин для оптимизации бизнес-процессов — и тем более для изменения моделей бизнеса — зачастую не было.

После того как кризис перекинулся на Россию, предприятиям пришлось срочно заняться ревизией своего бизнеса, пересмотром структуры себестоимости и затрат, свертыванием малорентабельных и нерентабельных видов деятельности (если только они не имеют стратегически важного значения для компании). Сейчас предприятия едва ли станут затевать крупные «оптимизационные» проекты, скорее они предпочтут «оптимизироваться», опираясь на минимальные вложения. Во многих компаниях «оптимизация» сводится к далеко не всегда продуманным сокращениям затрат и увольнению персонала, зачастую без предварительного анализа целесообразности этих мер и их влияния на бизнес хотя бы в среднесрочной перспективе.

Что в этой ситуации предложить топ-менеджерам и владельцам бизнеса? Прежде всего можно помочь проанализировать эффективность отдельных структур и бизнес-процессов, тем более что инструменты для этого, как правило, есть — ERP-системы внедрены уже на многих средних и крупных предприятиях. Особого внимания заслуживают процессы взаимодействия компании со своими партнерами — поставщиками и клиентами. Необычайно актуальными становятся анализ дебиторской и кредиторской задолженности, прогноз и моделирование внешних и внутренних финансовых потоков предприятия. Топ-менеджеры наверняка останутся довольны, если отчеты о задолженностях будут им предоставляться минимум раз в день, а еще лучше — в реальном времени.

Также большим спросом у топ-менеджеров и владельцев будет пользоваться анализ себестоимости и рентабельности, начиная с целых направлений бизнеса и заканчивая отдельными видами продукции или услуг. Если ИТ-руководитель заранее позаботился о том, чтобы в составе информационной системы имелись нужные для этого инструменты, и сможет быстро предложить комплексное решение, включающее не только технологические компоненты, но и методологию, то получит очень хороший шанс доказать бизнесу и свою персональную ценность, и пользу ИТ для предприятия.

Наверняка руководство потребует снизить совокупные затраты на ИТ и телекоммуникации. И здесь может серьезно помочь анализ и контроль расходов на телекоммуникационные услуги. Не секрет, что сотрудники компаний зачастую используют телекоммуникации для целей, не связанных с выполнением должностных обязанностей. Жесткий контроль и ограничения в этой области могут дать существенную экономию.