Сотрудник, доведенный до отчаяния постоянным насвистыванием сослуживца, поступил так, как поступил бы на его месте любой человек, избегающий конфронтации - предоставил право урегулировать проблему другому. Он позвал коллегу под предлогом взглянуть на что

Этот эпизод вымышленный, но ситуация вполне правдоподобна. Многие из тех, кто работает в офисах, вынуждены терпеть раздражители, которые на самом деле забавными не являются. Более того, они могут обходиться дорого. Исследования это подтверждают. Например, служащие, ощущающие плохое отношение со стороны руководства, снижают темпы работы: они подолгу обедают, путешествуют по Internet и даже порой воруют вещи.

Если служащие страдают от грубости — производительность падает. Согласно данным Академии управленческих решений (Academy of Management Perspectives), более половины «жертв» обеспокоены тем, как будут строиться их отношения с обидчиками в будущем.

Однако еще сложнее проблемы, создаваемые теми, кого можно назвать «неприкасаемыми», халтурщиками, на чье вызывающее поведение их непосредственные руководители закрывают глаза. Более 90% служащих, опрошенных Vital Smarts (www.vitalsmarts.com), сталкиваются на работе с этой проблемой. В результате получается, что остальные служащие — «прикасаемые» — должны подхватывать работу этой части коллектива.

Назвав нарушителей «болванами», можно на время снизить напряжение, но это не решит проблему. Руководителям нужно систематически призывать нарушителей к порядку. Вот несколько рекомендаций, как можно справиться с проблемными сотрудниками.

Акцентируйте внимание на проблеме. Поговорите о том, что идет не так. Проблема может быть в отсутствии взаимодействия или же она вообще глубже. Возможно, это какие-то моменты, которые вызывают раздражение у других сотрудников: неуместные шутки, разговоры по телефону во время встреч, громкие личные разговоры в кабинете, продолжающиеся, несмотря на просьбы сослуживцев прекратить. Будьте точны в определении того, как подобные вещи беспокоят других сотрудников, становятся причиной снижения темпов работы в коллективе.

Попросите найти путь для их решения. Перед тем как принять какие-то меры, спросите нарушителя, как он сам может решить возникшую проблему. Спросите, что бы он предпринял на вашем месте. Совет вырасти и поумнеть не будет уместным в данной ситуации.

Некоторые люди могут и не догадываться о том, что их поведение кого-то беспокоит. Тогда проблему можно решить, просто выразив свои претензии. К тем же, кто упорно продолжает раздражать окружающих, должны быть приняты меры в виде дисциплинарного взыскания. Иногда, если, например, сотрудник работает хорошо, но в коллективе его не любят, решить проблему может изоляция. Работа в команде под силу далеко не каждому, поэтому изоляция может стать выигрышной для обеих сторон.

Решайте проблему до конца. Никогда не пускайте дело на самотек. Всегда старайтесь оставаться в курсе проблемы, наблюдая за рабочим пространством и интересуясь складывающейся ситуацией. Отмечайте, есть ли улучшения. Если есть — прекрасно.

Если же сдвигов нет и проблема остается серьезной — возможно, потребуется уволить сотрудника с места работы. Отдел кадров может посоветовать, какие нормативные документы следует использовать.

Очень часто нарушители в свое оправдание говорят, что уже выполнили всю свою работу. И это действительно может быть так. Тем не менее факт, что вся работа сделана, не может служить оправданием того, что они мешают работать другим. Кроме того, подобное поведение вызывает сбой в работе коллектива. В частности, это может привести к снижению темпов работы других вследствие того, что они либо будут испытывать неудобства, либо им будет сложно работать рядом с сотрудником, который ведет себя столь вызывающе.

Рабочее место не должно превращаться в улицу Сезам, где каждый живет сам по себе. Рабочее место — это пространство, где сотрудники могут выполнять свою работу без помех со стороны некоторых сослуживцев. Исследования показывают еще одно: если подобное поведение не пресекается, люди уходят на другую работу, туда, где им будет комфортно.


John Baldoni. How to deal with problem employees. CIO.com. 09/22/2008