Какова, на ваш взгляд, главная проблема, с которой сталкиваются ИТ-службы?

Главная проблема в том, что бизнес — особенно в сегменте SMB — считает ИТ-службу центром затрат. А на нее нужно смотреть как на средство достижения целей и сокращения расходов. Иначе может случиться, что бюджет зажмут до такой степени, что будет перекрыт путь инновациям. Из-за такого движения вспять ИТ-службы становятся несовременными, утрачивают влияние и начинают испытывать недостаток в руководителях, способных привлекать к сотрудничеству бизнес и успешно внедрять информационные технологии. ИТ-директор, умеющий общаться с бизнесом, сможет изменить этот стереотип.

Как, по-вашему, меняется роль ИТ-директора с точки зрения обязанностей и требуемых навыков?

ИТ-директора должны знать своих клиентов, сотрудников и акционеров так же хорошо, как они разбираются в сетевых экранах, серверах и базах данных, которыми управляют. Директору информационной службы следует, во-первых, понять цели бизнеса и факторы, влияющие на повышение дохода, и затем оценить, какие ИТ приведут к достижению требуемого и использовать их.

Кроме того, продолжается тенденция перехода на сорсинг ИТ-услуг и все большее значение в успехе ИТ-директора приобретает управление поставщиками и, в частности, навыки ведения переговоров с ними.

Какова, на ваш взгляд, тенденция развития аутсорсинга ИТ?

Я считаю, что его становится больше. Компании вне отрасли ИТ не специализируются на внедрении и поддержке технологий. Поэтому, чтобы не уничтожить бизнес крупными капитальными вложениями, не приносящими надлежащего возврата, ИТ-отделам стоит переключиться на внимание к голосу клиента и понимание его нужд. Когда произойдет эта переориентация, аутсорсинг повседневных ИТ-операций покажется ИТ-службам более эффективным. Если ИТ-службы займутся выработкой лучших технических требований, они естественным образом начнут использовать другие ресурсы. Так как ИТ теряют уникальность, можно предположить, что аутсорсинга будет только больше.

Какая часть годового ИТ-бюджета уходит на поддержку (сохранение статус-кво) по отношению к разработкам (предоставление бизнесу действительно новых возможностей)?

Четко определить стоимость поддержки ИТ сложно, так как технологии постоянно меняются (хороший пример — виртуальный сервер). Но, чтобы немного разобраться, нужно задать себе следующие вопросы:

— Будем ли мы начинать операции на другом материке и расширится ли наша цепочка поставок?
— Будет ли продуктовый портфель диверсифицироваться?
— Сколько у нас стандартных приложений и сколько кастомизированных?

Если компания производит один и тот же продукт в одном и том же месте и имеет ту же клиентскую базу, что и пять лет назад, на профилактическое обслуживание может уходить 20%, но если вы растущая компания с развивающимися идеями и продуктами, ответы будут разными.

Как улучшить это соотношение?

ИТ-директор должен представлять себе возможности архитектуры, которая появится в следующем году. Например, не покупайте прошлогоднее решение из-за того, что вам не совсем понятен функционал следующего года, и не приобретайте решения для удовлетворения только насущных нужд. Прежде чем покупать новые решения, я советую оценить потребности бизнеса на три-пять лет.

Чтобы иметь хорошую репутацию, ИТ-директору необходимо постоянно работать над снижением расходов на поддержку ИТ и одновременно предлагать выгодные для бизнеса проекты. Большинство ИТ-бюджетов достигло уровня, когда их не удается увеличить, чтобы удовлетворить потребности бизнеса. Вместо этого задача ИТ-директора — постоянно перемещать ограниченный запас денег ИТ-отдела с поддержки на проекты по повышению эффективности.

Как ИТ-департаментам привлекать к сотрудничеству представителей других направлений — от отдела кадров и операционного до финансового директора?

ИТ-директорам необходимо контактировать с другими направлениями бизнеса. Цель: понять желания клиента и руководствоваться ими в работе ИТ-службы. Нужно избегать личных симпатий в выборе проектов, гонки за престижными технологиями и обособленного принятия решений. Сотрудники ИТ-служб должны чувствовать себя консьержами и официантами. Им надлежит стать общественными работниками, проводящими городские собрания для просветления «граждан». Такие проекты, как внедрение SharePoint и других корпоративных порталов, заставляют ИТ-специалистов выходить из уединения и работать бок о бок со всей организацией.


Tony Treccapelli. Q&A: 6 Critical Tips for IT Managers and CIOs. CIO (US). 04/23/2008


Роль ИТ-руководителя в бизнесе

Стефани Оверби

О чем должен спросить себя ИТ-директор, прежде чем расширять свои обязанности

Когда ИТ-директора хотят проверить свои силы или доказать собственную значимость, они могут сходу взять на себя дополнительные обязанности, выходящие за рамки управления ИТ-отделом. Но это не лучший вариант для вашей компании, если ИТ-отдел при этом оказывается отодвинутым на второй план. Вот несколько вопросов, которые следует задать себе и своему начальнику, прежде чем удваивать объем работы, выходя за рамки должности ИТ-директора.

  1. Изменится ли мое положение в компании? Выясните, увеличится ли ваш доход, войдете ли вы в совет директоров или высшее руководство. Если дополнительные обязанности не усиливают вашу позицию, «возможно, это означает, что вам просто вешают что-то на шею», — предупреждает Бобби Кэмерон, вице-президент и главный аналитик Forrester Research.
  2. Майкл Хайтс, занимающий должность заместителя вице-президента по административным ИТ-услугам в университете Иллинойса, добавляет, что, если вы не знаете, почему за это беретесь — или если вы не принимали участия ни в открытии позиции, ни в борьбе за нее — следует отказаться.
  3. Хочу ли я покинуть ИТ-отдел или просто расширить обязанности ИТ-директора? Хайтс на своей прежней должности ИТ-директора в государственном университете Нью-Мексико также отвечал за университетское стратегическое планирование. «У меня уже был опыт работы с людьми во всем департаменте, поэтому, когда я принялся за планирование в масштабе университета, это было естественным шагом».
  4. Ясны ли мои цели? Удостоверьтесь, что вы понимаете, как в новом положении будет оцениваться ваш успех. Глава направления ИТ-директоров в рекрутинговом агентстве Harvey Nash Executive Search Сэм Гордон советует договориться с основными заинтересованными лицами о том, каких от вас ждут достижений.
  5. Все ли хорошо в моем ИТ-отделе? Если вы ведете проект внедрения корпоративного ПО, и он находится на грани срыва, возможно, это не лучший момент браться за что-то еще. Вице-президент и ИТ-директор компании TRW Automotive Джо Друан предупреждает, что дела ИТ-отдела должны быть в порядке.
  6. Обладаю ли я необходимыми знаниями? Когда у ИТ-директора появляются обязанности, не связанные с ИТ, может выясниться, что ему многому следует научиться. По словам Друана, если вы не эксперт, вы можете оказаться в оборонительной позиции: «Чтобы справиться, нужна уверенность в себе».
  7. Люблю ли я ИТ больше всего на свете? «Если вы болеете информационными технологиями и искренне любите технологические аспекты, не принимайтесь за другую работу, — советует Хайтс. — Ваша пристрастность будет очевидной, и она не даст вам преуспеть».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF