Заказчикам нужны быстрые проекты

Как предупреждают в Forrester, ИТ-инвестиции компаний ждет «длительный спад». Тем не менее в Forrester продолжают утверждать, что сжатия рынка не произойдет даже в США, и речь идет именно о длительном периоде очень слабого роста. Правительства и центральные банки большинства стран предприняли необходимые шаги для избежания экономических катаклизмов, а значит, и сфера ИТ серьезно пострадать не должна. Очень интересно, что рекомендации, данные аналитиками поставщикам ИТ-продуктов для успешной работы в условиях кризиса, идут вразрез со сложившимися тенденциями. Они не рекомендуют, например, акцентировать свое внимание на странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и других развивающихся странах, утверждая, что те будут крайне нестабильны. С этой точки зрения страны Северной Америки и Западной Европы являются более надежными. Такую же нестабильность представляет сегмент среднего и малого бизнеса, об интересе к которому уже несколько лет заявляет большинство поставщиков ИТ-решений.

«Признаки экономического кризиса на отечественном ИТ-рынке заметны, однако не больше, чем во всех сервисных секторах экономики», — считает Антон Чехонин, генеральный директор компании «Норбит». Клиенты подходят более осторожно и взвешенно к выбору поставщиков ИТ-услуг, а кто-то решил отложить приобретение решений до того момента, когда ситуация станет более определенной. Многие сектора (торговля, строительство, отчасти автодилеры и банки) оказались в сложном положении и вынуждены частично сократить активность, в том числе и ИТ-затраты.

«В условиях неопределенности практически у всех заказчиков возникло желание пересмотреть свои инвестиционные планы», — согласен с коллегой генеральный директор компании «АйТи» Тагир Яппаров. Уже идущие ИТ-проекты, конечно, никто не отменяет, но для многих планировавшихся инвестиционных проектов сейчас наступила «стадия ожидания»: заказчики внимательно следят за развитием ситуации в экономике, за состоянием финансовых рынков.

Потребности клиентов сместились, во-первых, к менее масштабным и более коротким по срокам внедрения проектам с осязаемым и быстрым результатом, во-вторых, к развитию уже существующих систем вместо старта новых и, в-третьих, к более простым и дешевым решениям. «По нашим оценкам, спрос будет смещаться в область решений для контроля затрат и систем управления взаимоотношениями с клиентами — то есть на те решения, которые могут принести пользу бизнесу по нормализации финансовой ситуации в условиях ограниченных кредитных ресурсов», — предполагает Чехонин.

«Можно прогнозировать, что коммерческий сектор будет ориентироваться на те проекты, которые помогут достаточно быстро повысить эффективность его деятельности и те, которые могут дать новый импульс развития», — говорит Яппаров. Государственный же сектор продолжает работать в рамках выделенных бюджетов и программ.

Реакция ИТ-компаний на сложившуюся ситуацию вполне прогнозируема и понятна. Они не проводят экстренных сокращений персонала, но предпринимают меры по оптимизации издержек, а также выходят на рынок с актуальными в условиях кризиса предложениями.

«Мы считаем, что главные элементы конкурентоспособности “АйТи” — это плотная работа с заказчиком, высокое качество услуг и решений, эффективное управление компанией, поэтому основные усилия направлены на совершенствование именно этих “трех китов” конкурентоспособности», — отмечает Яппаров. Конечно, при этом будут изменены акценты маркетинговой тактики, с упором на наиболее востребованные в ближайшей перспективе услуги и решения, а также подготовлен ряд интересных технологических предложений рынку.

«В настоящее время мы ориентированы в большей степени на развитие и поддержание отношений с существующими клиентами», — делится Чехонин. Помимо этого был разработан ряд «антикризисных» информационных решений, внедрение которых не требует серьезных финансовых затрат, но позволяет управлять расходами и снижать издержки компании.

Границы ИТ расширяются

Хороший ИТ-директор не должен укладываться в те рамки, которые традиционно подразумеваются этой должностью — к такому выводу пришли участники конференции CIO Leadership. Это происходит потому, что его роль меняется в сторону бизнес-руководителя. Многие ИТ-руководители недооценивают значение общения со своими коллегами из бизнес-подразделений. Как подчеркивают эксперты консалтинговой компании EWKP, хороший ИТ-директор должен по меньшей мере половину рабочего времени тратить на обеспечение взаимопонимания с другими менеджерами.

«Сейчас происходит эволюция ИТ-подразделений от традиционного типа, занятого тактическим управлением технологиями, в направлении усиления вовлеченности в бизнес», — комментирует вице-президент Gartner Джон Махони. В результате граница взаимоотношений ИТ и бизнеса сдвигается от предоставления услуг к усилению участия в деятельности всей компании. Одновременно наблюдается трансформация роли ИТ-руководителя, который превращается из тактического партнера, сосредоточенного на оптимизации затрат, в стратегического участника общего бизнеса.

Ценность ИТ сдвигается в сторону бизнес-процессов, управления информацией и преобразованиями. Именно в связи с этим и расширяются границы ответственности ИТ-руководителя: они не должны ограничиваться ИТ-департаментом. Тем не менее процесс повышения вовлеченности ИТ в бизнес проходит небыстро и довольно болезненно. К 2010 году не более 20% компаний из списка Global 2000 будут использовать ИТ в преобразовании своего бизнеса.

Ведущий рубрики — Николай Смирнов