Любопытную статистику привел старший вице-президент HP, директор подразделения HP Software Томас Хоган, выступая на конференции «Программные миры HP». По всей видимости, эта статистика основана на данных собственных исследований компании. Согласно этим данным, у лучших в своей отрасли предприятий и организаций доля затрат на ИТ в общем обороте примерно в 1,5—2 раза ниже, чем в среднем по отрасли, но при этом доля ИТ-затрат на инновационные проекты в общей массе новых проектов в лучших компаниях отрасли примерно в полтора раза больше — она достигает 65%, тогда как в среднем по отрасли составляет 40%.

Эти данные демонстрируют кардинально иной подход лидирующих компаний к использованию средств ИТ-бюджета. Эти компании тратят на ИТ гораздо меньше денег, но расходуют их с такой отдачей для бизнеса, о которой другие предприятия отрасли могут только мечтать, имея при этом в два раза большие ИТ-бюджеты. Лидирующие предприятия научились достигать эффективности ИТ, как говорится, не числом (денег), а уменьем. Уверен, колоссальная заслуга в этом принадлежит ИТ-руководителям компаний-лидеров, которые смогли не просто грамотно распорядиться ИТ-бюджетом, а создать на предприятии такой альянс с бизнесом, благодаря которому польза от применения ИТ оказалась гораздо более значимой, нежели в среднем по отрасли.

Один из секретов успеха компаний-лидеров — повышенное внимание к инновационным проектам. На всякий случай напомним, что инновационной деятельностью называется «комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования» («Википедия»). Результатом инновационной деятельности, согласно тому же справочнику, являются новые или дополнительные товары или услуги либо товары или услуги с новыми качествами.

Другими словами, две трети новых проектов, в которые оказываются втянутыми ИТ-службы компаний-лидеров, — это проекты, благодаря которым появляется возможность создавать и выводить на рынок новые товары (услуги), а также товары с новыми полезными свойствами. В результате эти компании не просто сохраняют конкурентоспособность — они остаются лидерами, успешно работая в прежних сегментах рынка и осваивая новые ниши.

Пессимисты могут возразить: это все справедливо в отношении западных предприятий, но в России инновационная деятельность не столь актуальна, поскольку здесь решающими факторами лидерства являются доступ к средствам из госбюджета и деньгам нефтегазового сектора. Отчасти это так, но лишь отчасти. По мере интеграции российской экономики в мировую решающие факторы изменятся. И, кстати, катализатором этого процесса вполне может стать мировой финансовый кризис — «санитар леса» глобального экономического пространства. В условиях кризиса эффективность использования ресурсов (в том числе относящихся к ИТ) и средств (в том числе на ИТ) становится решающим фактором выживания.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF