Время — наш самый ценный ресурс, причем невозобновляемый. На что мы его тратим? На работу, семью, любимых — обязательно. На отдых и хобби — когда удается. На общение в сообществах — весьма избирательно.

Вот характерные цифры. В России несколько десятков тысяч ИТ-руководителей. В региональных клубах состоят примерно 800—900 из них. В Союз ИТ-директоров (СоДИТ) входит на порядок меньше. Почему? Неужели им безразлична судьба сообщества?

Думается, причина в другом. Большинство ИТ-руководителей — люди очень занятые, многие из них обладают гибким и дальновидным умом, а потому подходят к деятельности в профессиональном сообществе весьма прагматически: участвуют в той степени, в какой считают полезным (в первую очередь для себя), и выбирают при этом наиболее удобные форматы. Кто-то регулярно ходит на заседания своего CIO-клуба, кто-то появляется в профессиональных Internet-форумах и ведет свои блоги, кто-то выступает на различных мероприятиях или общается с коллегами в кулуарах конференций, пишет статьи или дает интервью журналистам.

Дивиденды от активности в сообществе вполне понятны: во-первых, известность и определенный статус в нем повышают ценность на рынке труда и помогают получить более интересную и высокооплачиваемую работу, во-вторых, облегчают диалог с поставщиками технологий и услуг, обеспечивая более выгодные условия не только для предприятия, но и для себя — шанс выступить на более статусных мероприятиях, бесплатно посетить зарубежные конференции или отправиться в гости к западным коллегам и. т.п. В-третьих, деятельность в сообществе помогает изучить опыт, накопленный другими ИТ-руководителями.

Сколько времени следует уделять общению в сообществе? Разные ИТ-руководители решают этот вопрос по-разному в зависимости от занятости и приоритетов, а также от соотношения выгод и затрат (в первую очередь затрат времени) «светской» жизни. Многие ли при этом задумываются над важностью развития сообщества и необходимостью делиться опытом с коллегами? Осмелюсь предположить, что немногие.

Помогает ли общение в сообществе решать проблемы, возникающие у ИТ-руководителя и его подразделения на предприятии? Отчасти. Не думаю, что высокий статус менеджера в сообществе способен серьезно повлиять на его статус на предприятии, поскольку человеческой натуре свойственно скептически относиться к «пророкам в своем отечестве». Однако, безусловно, общение в сообществе определенным образом влияет на успех и карьеру ИТ-руководителя на своем предприятии. Прежде всего появляется возможность узнать, оценить и при необходимости применить разнообразный опыт коллег.

Кроме того, что тоже очень важно, жизнь в сообществе способствует развитию коммуникативных и ораторских навыков, помогает продвигать свои идеи и выстраивать соответствующие «маркетинговые» кампании. Эти качества и умения нужны как воздух любому менеджеру, желающему достичь больших высот в своей карьере.

Итак, общение в сообществе, несомненно, полезно. Важно только, чтобы оно не превратилось в самоцель, ведь ИТ-руководитель должен быть мастером не только «разговорного» жанра. Если, конечно, он не желает сменить профессию.