Бурное развитие и обустройство Верхнечонского месторождения послужило причиной развертывания современных услуг связи в удаленном регионе Сибири

Разработка Верхнечонского месторождения является первым нефтяным проектом компании ТНК-ВР в Восточной Сибири. Месторождение было открыто в 1978 году и на сегодняшний день является самым крупным в Иркутской области (1100 км от Иркутска — Катангский район). В настоящее время оператором проекта и держателем лицензии является компания «Верхнечонскнефтегаз», входящая в ТНК-ВР.

Разработка месторождения на протяжении многих лет сдерживалась из-за полного отсутствия транспортной инфраструктуры, но благодаря решению правительства России о начале строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан работы по подготовке к полномасштабной разработке месторождения были значительно ускорены. На сегодняшний день завершено строительство линейной части трубопровода от Верхнечонского месторождения до трубопроводной системы, бурятся скважины, ведется обустройство месторождения: вахтовый поселок будет расширен до 560 мест, появятся центральный пункт сбора нефти и другие объекты инфраструктуры, необходимые для подготовки нефти товарного качества к транспортировке.

Задачи, стоящие перед компанией «Верхнечонскнефтегаз», требовали развертывания современных средств и услуг связи. «И в офисе, и на месторождении нам нужны были городские каналы связи, многоканальные телефоны, доступ в Internet, видеоконференцсвязь», — поясняет начальник отдела автоматизации, метрологии и связи ОАО «Верхнечонскнефтегаз» Олег Бежин.

«Бурение и разведка скважин продолжаются на новых площадках, на которых нет никакой телекоммуникационной инфраструктуры, а оперативная связь с ними необходима», Олег Бежин, начальник отдела автоматизации, метрологии и связи ОАО «Верхнечонскнефтегаз»К выбору компании, способной решить все потребности предприятия в области связи и коммуникаций, подошли очень тщательно, поскольку ее специалистам предстояло обеспечить связь в удаленной от благ цивилизации точке, где на 200 км вокруг нет населенных пунктов, имеющих свет и связь.

Выбирая партнера, специалисты «Верхнечонскнефтегаз» искали достаточно крупную компанию, в первую очередь обращая внимание на международных операторов, которые имеют представительства не только за рубежом, но и на всей территории России. «На наш взгляд это существенно снижало риски. Например, когда мы заключаем договор на комплексные услуги, то не дублируем договоры по нескольким операторам, а заключаем договор с одной компанией. К тому же риск недостаточно высокого качества услуг можно нивелировать, если оператор большой и серьезный», — считает Бежин.

Второе требование компании «Верхнечонскнефтегаз»: поставщик должен оказывать максимально широкий перечень услуг, чтобы обеспечить единый центр ответственности за качество и доступность коммуникационных ресурсов. «Это касалось текущего положения дел в России на рынке фиксированной связи: когда мы, как конечный пользователь, делаем звонок, то нас не интересует, через чью зону ответственности он проходит. Когда же эта услуга разделена по сферам ответственности (внутризоновая, междугородная, международная связь и т.д.), очень трудно сориентироваться, кто несет ответственность в случае, если эта услуга недоступна: один оператор говорит, что у него по городу звонок проходит, звоните дальше и выясняйте проблему с межгородом и т.д.», — рассказывает Бежин. Иными словами, компании требовались единый номер и единая точка входа ко всем услугам.

Следующий критерий — это оперативность, под которым в «Верхнечонскнефтегаз» подразумевали быстроту введения каких-либо новых услуг, запуска новых узлов и оперативного восстановления работоспособности в случае сбоев. Среди критериев была, разумеется, и стоимость услуг. В итоге была выбрана компания Orange Buфsiness Services.

Из Иркутска в тайгу

Проект стартовал в конце 2005 года и начался с обеспечения офиса «Верхнечонскнефтегаз» в Иркутске полным набором услуг связи: местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонии, высокоскоростного доступа в Internet. На сегодня реализовано примерно 70—80% от планирующегося к использованию объема телекоммуникационных ресурсов. «По мере расширения нашего присутствия на месторождении мы планируем оперативно решать возникающие проблемы, — поясняет Бежин. — Компания развивается, и по мере необходимости вводятся новые узлы связи. Последний узел был запущен несколько недель назад на терминале сдачи нефти. После того как руководство приняло решение о подключении его к телекоммуникациям, мы в течение двух недель запустили эту точку».

Согласно договору в случае, если возникнет новая потребность, оформляется заявка на выезд специалистов Orange и поставки оборудования, после чего в течение двух месяцев осуществляется выезд специалистов и монтаж оборудования.

Организация спутниковой корпоративной связи «Верхнечонскнефтегаз» стала возможна благодаря ранее развернутой спутниковой сети связи Orange Business Services. В результате специалисты на месторождении получили возможность участвовать в оперативной видеоконференцсвязи с материнским офисом в Иркутске и центральным офисом ТНК-BP.

Проект еще не завершен, но уже сейчас специалисты «Верхнечонскнефтегаза» высоко оценивают современные возможности связи, к которым в компании очень быстро привыкли. «У нас есть буровые подрядчики, час простоя которых обходится в существенную сумму. В результате внедрения подобных услуг связи у нас существенно уменьшилось время, затрачиваемое на принятие различных управленческих решений, вследствие чего простои подрядчиков заметно сократились», — считает Бежин.

Сейчас на месторождении и в материнской компании уже используют полный спектр услуг связи, с помощью которых решаются текущие задачи предприятия. «У нас также есть острая необходимость в подвижной спутниковой связи. Бурение и разведка скважин продолжаются на новых площадках, где нет никакой телекоммуникационной инфраструктуры, а оперативная связь с ними уже необходима. Решение, которое мы сейчас используем, требует работы квалифицированных специалистов и немалых затрат времени на развертывание узла связи, тогда как мобильное решение для организации спутниковой связи может эксплуатироваться специалистами, не обладающими специальными знаниями и особыми навыками и при этом умеющими быстро настраиваться. Мы с нетерпением ожидаем, когда наш партнер выйдет на этот сегмент рынка», — резюмирует Бежин.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF