Любому директору информационной службы, который планомерно выстраивает ИТ-стратегию и озабочен моральным состоянием своих сотрудников, обязательно следует завести блог. Но сначала убедитесь в том, что ваши представления о блоге соответствуют поставленным

Директор одной информационной службы с мировой репутацией в индустрии финансовых услуг (и соответствующим самомнением) решил завести собственный внутрикорпоративный блог, чтобы вдохновлять своих подчиненных. Он думал, что это улучшит обмен информацией и воодушевит персонал.

С помощью коммуникатора BlackBerry он отовсюду слал заметки и фотографии в свой журнал: из залов ожидания аэропортов, гостиниц, с конференций для ИТ-руководителей. День за днем в течение ряда недель новоявленный журналист неустанно творил, и ни одна его мысль не осталась невыраженной. Несколько записей были довольно содержательными, но они тонули в море «умных мыслей» обо всем и ни о чем... Неудивительно, что блог директора информационной службы вскоре стал источником внутрикорпоративных ИТ-шуток и постоянной мишенью для местных остряков.

Но этим дело не кончилось. «Избранные перлы» ехидные сотрудники пересылали коллегам и поставщикам. Их отзывы также не были лестными. В конце концов персонал службы технического сопровождения и службы поддержки клиентов просто возненавидел те низкопробные снимки, которыми заваливал их самонадеянный «репортер» в нескольких «флогах» (сочетание англ. flame — оживленное обсуждение какого-либо вопроса в сети, которое обычно инициируется чьим-либо зажигательным письмом, и англ. blog — дневник или журнал, который ведется в режиме реального времени).

В адрес директора информационной службы поступило несколько анонимных электронных писем с откровенными предложениями по модернизации блога. Директор по простоте душевной интерпретировал критику как заинтересованный отклик людей, которых он сумел задеть за живое. Поэтому вместо того, чтобы притормозить, он поддал жару. Раздражение озадаченных сотрудников сменилось грустной иронией. Впрочем, месяц спустя самые невыносимые разделы его блога прекратили свое существование. Частота записей снизилась с ежедневных трех до одной в неделю...

Что же произошло? Приятель нашего ИТ-руководителя, прекрасно понимая, что достойный человек становится посмешищем в глазах сотрудников, попросил начальника отдела кадров и штатного юрисконсульта внимательно прочитать некоторые записи «выдающегося» блоггера. Реакция с их стороны последовала незамедлительно: «Не стоит так открыто публиковать служебную информацию. У нас могут быть проблемы юридического характера. Вы понимаете...» Вежливые телефонные звонки и переписка по электронной почте дали результат.

Пользователи сети хорошо знают, что онлайновые журналы могут быть как одурманивающим «напитком», так и весьма эффективным способом общения. Некоторые компании — сразу вспоминаются IBM и Sun Microsystems — прекрасно справляются с внедрением блогов в свои коммуникационные инфраструктуры. Блоги здесь становятся полезной платформой для сотрудничества, а также мощным инструментом самовыражения.

Следует ли директору информационной службы непременно заводить собственный блог? Стоит ли это затраченного времени, усилий и риска «подмочить» репутацию? Да. Несомненно. Любому руководителю высшего звена, который учитывает перспективы на будущее и мыслит стратегически, настоятельно рекомендуется вести онлайновый журнал. Отказ от собственного блога равносилен нежеланию пользоваться электронной почтой. Иными словами, это неосознанный уход от общения с сотрудниками, что красноречиво свидетельствует о многом.

Со временем блоги руководителей высшего звена станут такими же привычными, как их выступления, телеконференции и презентации в PowerPoint. Такие блоги едва ли достигнут вершин литературного мастерства, но разве в этом дело! Сам стиль ведения журнала, его содержание — вот что притягивает читателей.

Ясно, что ИТ-руководители по определению являются адептами и пропагандистами цифровых инноваций в своей организации. Более того, они просто обязаны быть первопроходцами, демонстрируя живые примеры использования цифровых инструментов для достижения большей эффективности своего руководства. Онлайновый журнал предлагает достаточно простой и недорогой способ сделать это.

Стремитесь к обсуждению, а не к дебатам

Часто спрашивают: что мне писать? Это пример в корне неверной постановки вопроса. Лучше спросить себя: что должны обсуждать люди, прочитав мой журнал? Почему у них должно возникнуть желание делать это? Ответьте на собственные вопросы — и у вас будет блог, который создает почву для заинтересованного обсуждения.

Поймите, что бизнес-блоги предназначены не для потакания собственным прихотям или самовыражения по тому или иному поводу. Блоги являются интерактивным приглашением, нацеленным на вовлечение множества людей в обсуждение значимых для организации вопросов. Блоги нужны для того, чтобы решить, какого рода сотрудничество и взаимосвязи вы будете поддерживать.

Подумайте заранее, хотите ли вы открыть доступ к вашему блогу клиентам и поставщикам? А может, имеет смысл ограничиться вашей компанией либо сотрудниками ИТ-отдела? Вы хотите оставить место для комментариев и записей читателей? Как поступить с анонимными заметками? Перенести ли какую-то часть переписки по электронной почте в журнал? Что вы думаете насчет разборов проектов и отчетов о состоянии дел? Видите ли свой журнал в качестве стратегического инструмента для обмена информацией? Или задействуете его интерактивные возможности, чтобы обеспечивать ежедневное функционирование отдела? Если попробовать заглянуть в будущее, то как ваш журнал мог бы эволюционировать со временем?

Эти простые вопросы заставляют руководителей высшего звена выработать верную стратегию, определяя собственные профессиональные приоритеты и обеспечивая должное внимание к своим планам. Такие вопросы помогают понять, как мы осуществляем обмен информацией для выполнения ИТ-задач.

Блог делают ссылки

Что делает блог уникальным? Правильная работа со ссылками. Блоги обычно связывают с грядущими формами текста и фотографий, с будущим онлайновых радиостанций и т.д. Это верно, но уводит нас в сторону от основного: настоящие, динамично развивающиеся блоги напрямую зависят от системного использования ссылок. С их помощью ваше мнение сопоставляется с рядом других позиций, а читатели блога получают возможность коррелировать свои мысли и замечания.

ИТ-руководитель, ведущий онлайновый журнал, где нет ссылок на внутрикорпоративный блог с обсуждением исследовательского опроса клиентов или на подробный доклад в PDF, посвященный аутсорсингу, либо на актуальные колонки в CIO Magazine, абсолютно не понимает потенциала и цели блога как средства информации.

Вы знаете свою цель: все сослуживцы должны быть в курсе происходящего и знать, к кому им следует обращаться за помощью, советом или поддержкой. Вы стремитесь к тому, чтобы ваш журнал воспринимался как некое объединяющее начало, где сотрудники и поставщики могут встречаться и пользоваться теми Web-ссылками, которые вы сделали.

Хотите ли вы следовать принципу «пусть пышным цветом расцветает тысяча блоггеров», решать вам. Вы можете организовать процесс общения «сверху вниз» или «снизу вверх» — в зависимости от того, что будет лучше для компании. Имеет смысл попросить своих сотрудников составить инструкции по ведению блогов, если вы используете способ управления и разработки с активным участием персонала.

Станут блоги настолько же общепринятыми, как использование PowerPoint, или нет — дело второстепенной важности. Главное, что сообщает ваш онлайновый журнал, каким вы стремитесь быть руководителем и менеджером, насколько хорошо распространяете информацию и осуществляете контакты. Не менее важно то, какие обсуждения возникают в вашем журнале и какого рода ссылки он предоставляет.

Блог сам по себе не заменит руководителя. Но хороший блог — это всегда пример хорошего руководства. Почему? Потому что сотрудники найдут в ваших записях какие-то важные сигналы для себя, так же, как они обнаруживают их в вашем стиле руководства. Ведение блога — это умение, которому можно и нужно научиться всем руководителям высшего звена, а директору информационной службы в первую очередь. Руководите, подавая пример.

Майкл Шраге — один из директоров eMarkets Initiative лаборатории Media Lab при Массачусетском технологическом институте, schrage@media.mit.edu


Michael Schrage. Think Before You Blog. CIO Magazine. February 15, 2006