Изыскание путей демонстрации стоимости корпоративных технологий занимало ИТ-руководителей 25 с лишним лет — столько, сколько существует профессия. Хотя такие показатели, как внутренняя норма прибыли и добавленная экономическая стоимость, применяются с переменным успехом, позиции ROI и TCO по-прежнему сильны.

Расчет ROI количественно выражает и затраты, и ожидаемую прибыль от конкретного проекта за определенный период времени, обычно за три-пять лет. TCO отражает только затраты.

«При помощи TCO вы не можете увидеть ИТ в качестве двигателя бизнеса или же актива, могущего увеличить прибыль, доход или стоимость», — говорит Энтони Джианнино, консультант из Cornerstone Solutions, VAR-партнера из Чикаго [VAR (value-added reseller) — компания, которая модифицирует или расширяет возможности уже существующего продукта, то есть создает добавочную стоимость, а затем перепродает его (обычно — конечным пользователям) как новый продукт]. Джианнино был ИТ-директором фармацевтического дистрибьютора Alliance Wholesale с 2002 по 2007 год.

При онлайн-опросе 225 менеджеров по технологиям (59%) сказали, что показатель ROI влиял на их решение продолжать или нет проект в истекшем году, а 41% сообщил, что обоснованием решения послужил показатель TCO. В текущем году, по прогнозам, разница важности этих двух показателей увеличится: 62% респондентов предпочтут ROI, а 38% — TCO.

«Решением становится ROI. TCO отражает лишь одну часть уравнения», — говорит Уэйн Садин, ИТ-руководитель в Loomis USA, участник опроса, выбравший ROI.

По словам Садина, показатель TCO хорош для обязательных инфраструктурных проектов, например модернизации программы электронной почты. ИТ-руководитель мог бы представить старшим менеджерам варианты и сравнить затраты на добавление того или иного свойства электронной почты. Но электронная почта обычно не открывает новых источников дохода или других возможностей роста, которые можно измерять при помощи ROI.

Кен Харрис, ИТ-руководитель из Shaklee, согласен с этим. Он при опросе тоже выбрал ROI. Хотя TCO и применяется, широкое использование ROI говорит о степени важности ИТ-стратегии для компании. «Отмечается преобладание ИТ-проектов, влияющих скорее на общую значимость, нежели направленных просто на сокращение затрат», — говорит он. Харрис был ИТ-директором также в Gap, Nike и Pepsico.

Например, замена одной программы бухгалтерского учета на другую — это проект TCO, который, хотя и важен, «не будет конкурировать с проектом по оснащению провайдеров», — говорит Гаррис. Shaklee продает продукты для личного пользования и предметы быта, например, витамины и моющие средства.

«Преобладание метрик ROI отражает позицию ИТ в компании как бизнес-подразделения наравне со всеми прочими, — утверждает Джефф О’Хара, старший вице-президент по ИТ в компании West.

ИТ-решения должны в меньшей степени касаться технологий и в большей — возможностей , которые становятся доступными компании благодаря технологиям», — говорит он. Следовательно, предложения в сфере ИТ должны оцениваться так же, как и прочие бизнес-идеи: по их потенциалу ускорения, увеличения эффективности и внесения инноваций. ROI дает хорошую возможность представить эти идеи.

Садин из Loomis объясняет, что его проекты имеют приоритет перед, например, открытием новой сети офисов или покупкой новых грузовиков. «В любой другой части бизнеса показатель ROI влияет на каждое решение. ИТ в этом смысле не должны управляться иначе».

«Финансирование инфраструктурных ИТ-проектов, часто обосновываемых при помощи TCO, может высвободить средства для других технологических инноваций», — не соглашается Дин Мейер, корреспондент CIO Magazine.

Но вот что говорит Эрик Дорр, старший директор по ИТ-исследованиям в консалтинговой фирме Hackett Group: «Ни при помощи ROI, ни TCO нельзя рассчитать все затраты или финансовую прибыль от проекта».

Такие метрики помогают компаниям решить, каким образом потратить средства. Но в принятии окончательного решения «присутствует немалая часть здоровой бизнес-оценки, — считает Дорр. — Вы можете продемонстрировать все что угодно при помощи электронных таблиц, но у хороших менеджеров развита интуиция, позволяющая судить, насколько обоснованны все эти предположения».


Kim S. Nash. TCO versus ROI. CIO Magazine. April 09, 2008