В отношении коммуникаций не могу не вспомнить рассказ ИТ-руководителя одной из крупнейших компаний нефтегазовой отрасли о состоянии каналов связи, соединяющих головной офис с региональными отделениями и предприятиями. Пропускная способность в 1 Мбит/с заставляет руководство организации разрабатывать специальные регламенты передачи критически важной информации.

Но это проблема технологическая, и ее решение значительно проще, чем обеспечение предприятий квалифицированным персоналом. Выступая на прошедшей недавно конференции «Лучшие проекты на платформе “1С: Предприятие 8”», менеджер Pricewaterhouse Coopers Вадим Желтухин отметил, что решение даже такой частной проблемы, как переход на МСФО, осложнено отсутствием квалифицированных кадров в регионах. Это заставляет переносить процесс трансформации отчетности из регионов в центральные офисы. Тревожит то, что, по его словам, в регионах трудно найти хотя бы желающих пройти соответствующую подготовку. О том, чтобы найти имеющих ее, и говорить не приходится.

Обеспечение функциональных подразделений рядовым персоналом затрагивает интересы ИТ-руководителей. Нормальная жизнь их подразделений проходит в основном в реализации бизнес-проектов с ярко выраженной ИТ-составляющей (например, внедрением модулей информационных систем). Без тесного взаимодействия с рядовыми сотрудниками и их содействия риски подобных проектов возрастают многократно. Разве можно ожидать, что эти сотрудники, часто очень далекие от ИТ, смогут продуктивно работать с бизнес-приложениями, если не инвестировать постоянно в их развитие?

Практика российского бизнеса заставляет бизнес-пользователей видеть в ИТ-подразделении постоянный источник опасности. Выступая на конференции «Новые вершины SAP в области бизнес-аналитики», Азат Татинбеков, директор департамента поддержки и развития корпоративной отчетности Халык Банка (Казахстан), отметил, что внедрение новой информационной системы позволило уволить около 3 тыс. сотрудников. Что теперь думают об ИТ уволенные и оставшиеся? Можно ли ожидать от них содействия в будущем?

Есть и светлые страницы. Заместитель генерального директора по технологиям управления МРСК Центра Павел Обухов не счел для себя обременительным разъяснить функциональным сотрудникам, в чем состоит их личная выгода от внедрения очередной информационной системы, и они его поддержали.

Существует множество мифов, мешающих вовлечению персонала в сотрудничество. Один из них состоит в том, что информационные системы внедряются для того, чтобы облегчить работу рядового служащего. Очевидно, что, как правило, это не так. Внедрение в первую очередь дает возможность бизнесу и его руководству решать новые задачи. У рядовых сотрудников, как правило, после внедрения систем только прибавляется «головной боли». Интересно, что некоторые руководители рассуждают приблизительно так же, приводя соответствующие аргументы в пользу инновации. Но туман достаточно быстро рассеивается, и с ним исчезает доверие.

Еще одну проблему создает ошибочное мнение о том, что сотрудник, имеющий опыт работы с информационными системами, быстрее освоит новую систему, чем неопытный. Во многих случаях это не так. Сложившиеся в ходе формирования опыта стереотипы мышления и работы скорее мешают, чем помогают.

В развитых странах ушли в прошлое времена, когда работников нанимали для выполнения рутинной работы — большинство ее автоматизировано. Персонал превратился в стратегический актив предприятий. «Цели первых трех компонентов BSC, отражающих состояние финансов, клиентской базы и внутренних бизнес-процессов, направлены на кардинальное улучшение деятельности компании. Составляющая обучения и развития обеспечивает предприятие соответствующей инфраструктурой для достижения этих целей», — пишут Роберт Каплан и Дэвид Нортон в книге «Сбалансированная система показателей». Те, кто не рассматривает расходы на развитие персонала как инвестиции в стратегическое развитие предприятия и надеются решить все проблемы за счет ротации кадров, в конце концов оказываются в проигрыше.