Вопрос о том, за что должен отвечать CIO на предприятии — за информационную поддержку бизнеса или за ИТ, тесно связан с тем, какую роль отводит для себя сам CIO — партнера бизнес-руководства в решении его проблем или же внутреннего продавца ИТ.

Если CIO берет на себя роль партнера, то его внимание фокусируется на целях, задачах, проблемах предприятия и его руководителей, а также на анализе и удовлетворении их текущих и будущих потребностей в информации и информационных услугах. Для этого CIO будет использовать различные методики и инструменты, список которых далеко не исчерпывается различными ИТ. Основными критериями оценки деятельности такого CIO, скорее всего, станут уровень удовлетворенности топ-менеджеров и владельцев (акционеров) предприятия работой этого руководителя и его команды, а также их вклад в достижение целей и решение задач бизнеса.

Для CIO, выбравшего роль партнера бизнеса, особо важное значение приобретает изучение и анализ различных методик управления предприятием в целом и его отдельными основными и вспомогательными процессами (производственным, снабженческим и пр.), поскольку CIO прекрасно понимает, что информационную поддержку бизнеса можно эффективно выстроить, только зная контекст — конкретную систему менеджмента, выстроенную топ-менеджерами предприятия, его операционную модель и модель бизнес-процессов. CIO также внимательно отслеживает тенденции отраслевого рынка, на котором работает предприятие, и макроэкономики, поскольку эти тенденции могут существенно повлиять на потребности бизнеса в информации. Кроме того, сами эти тенденции наверняка представляют собой ценную информацию, необходимую бизнесу для принятия решений.

Выбирая возможности для оказания бизнесу информационных услуг, этот CIO тщательно взвешивает, кто окажется оптимальным их поставщиком — штатное ИТ-подразделение (либо входящая в его состав служба) или одна из внешних организаций. По большому счету CIO, выступающему в роли партнера бизнеса, не так важно, кто именно будет их оказывать. Определяющее значение будут иметь качество услуг, стоимость и риски, связанные с данным поставщиком и схемой получения требуемых услуг.

Оценивая информационные технологии, такой CIO посчитает лучшими те, что помогут предприятию и топ-менеджерам добиться максимально эффективного выполнения стоящих перед ними задач и будут иметь при этом оптимальное соотношение затрат и получаемых выгод.

CIO, который отводит себе роль продавца ИТ, оценивает в первую очередь новизну технологий и связанные с этим фактором возможности роста — карьерного и профессионального. Свое внимание он концентрирует на продвижении технологических новинок, реализации ИТ-проектов, поддержке и развитии информационных систем. На предприятии он видит себя в первую очередь представителем мира ИТ: свою деятельность воспринимает как бизнес, ИТ-подразделение — как свою ИТ-фирму, а предприятие — как рынок сбыта информационных технологий и соответствующих услуг. Основным критерием деятельности становится объем проданных ИТ и оказанных услуг (в том числе проектных).

Тенденции бизнеса предприятия и рынков, на которых оно работает, имеют для этого CIO значение в той степени, в какой они влияют на перспективы продаж ИТ и услуг. С этой же точки зрения изучаются организационная структура, операционная модель и модель бизнес-процессов.

Вероятно, непродолжительный срок работы значительной части ИТ-руководителей на одном месте объясняется тем, что эти менеджеры отводят себе роль именно продавцов ИТ, оставаясь на одном месте до тех пор, пока видят для себя перспективы продаж. И я не удивлюсь, если в исследовании кого-нибудь из аналитиков обнаружится, что проблема коррупции в ИТ-руководстве («откаты») также связана с тем, считает ли ИТ-руководитель себя продавцом ИТ или партнером бизнеса.