Рынок высоких технологий

Чей офшоринг лучше?

Расходы компаний на офшоринг ИТ-услуг вырастут в 2008 году на 40% в США и на 60% в Европе. Куда именно эти средства пойдут Аналитики Gartner определили 30 наиболее привлекательных для этого стран. При этом они руководствовались многими критериями — от наличия квалифицированных кадров, уровня знания иностранных языков и финансовых требований до культурных особенностей и политической обстановки в стране. Разумеется, составить точный рейтинг при таком количестве критериев было бы проблематично, поэтому страны были перечислены в алфавитном порядке. Первым из наиболее благоприятных регионов названа Латинская Америка (Аргентина, Бразилия, Чили, Коста-Рика, Мексика и Уругвай). Он традиционно весьма привлекателен для североамериканских компаний. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, помимо Индии и Китая, выделены дешевые, но высокорисковые Пакистан, Филиппины и Шри-Ланка, а также более дорогие, но стабильные Австралия, Новая Зеландия и Сингапур. Среди стран ЕМЕА Ирландия, Израиль и Южная Африка отличаются прекрасным знанием английского языка. Чехия, Венгрия, Словакия и Польша отмечены за знание других распространенных языков, что весьма важно для европейских заказчиков. Россия, Украина и Румыния стали лидерами по финансовому критерию.

Контентом хотят управлять

Спрос на решения по управлению корпоративной информацией (enterprise content management, ЕСМ) устойчиво растет. Согласно опросу ИТ-директоров, проведенному Datamonitor, в 80% компаний используется в той или иной форме система по управлению корпоративными данными, однако в большинстве случаев она ограничена в масштабе и решает узкую задачу (например, управление цифровыми активами). Увеличение масштаба используемых решений станет основной причиной роста рынка — об инвестициях в ЕСМ в течение ближайшего полугодия заявляют 20% компаний. Аналитики оценивают этот рост на уровне 13% в год. По их данным, к 2012 году рынок достигнет отметки 3,6 млрд. долл. Немаловажно то, что интерес к ЕСМ перестал быть прерогативой крупных предприятий и теперь наблюдается также в сегменте SMB. Более того, в ближайшие пять лет 70% инвестиций в решения по управлению информацией последует именно со стороны средних компаний.

В SCM увидели преимущества

В 2008 году будет наблюдаться заметный всплеск активности компаний в области решений по управлению цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM). Как отмечают аналитики AMR Research, это связано с тем, что во многих отраслях стала очевидной возможность использовать такие системы для получения ощутимых конкурентных преимуществ. По сравнению с цифрами 2006 года интерес компаний к SCM удвоился, а средний рост бюджетов, выделенных на эту технологию, составил 12%. Главной целью инвестиций становится управление издержками и улучшение клиентского сервиса. Что касается технологических предпочтений компаний, то четких тенденций не отмечено: рост спроса будет ощутим как для вендоров ERP, так и для нишевых игроков.

ИТ-бюджеты

Кризис стимулирует активность

Многие аналитики уже говорили о том, что в 2008 году ИТ-индустрию не ожидает привычный рост. Это подтвердило и исследование, проведенное консалтинговой компанией ChangeWave. Согласно его результатам, рост ИТ-бюджетов планируется лишь в 24% компаний, но почти столько же — 20% — намерены сократить инвестиции в ИТ. Не совсем вписывается в общую картину тот факт, что 17% опрошенных потратили в IV квартале больше, чем изначально планировалось. По прогнозам экспертов IDC, намечающийся кризис заставит вендоров увеличить активность на развивающихся рынках. Предполагается, что такое повышение активности приведет к покупке ряда ИТ-компаний развивающихся стран гигантами рынка. На азиатских рынках и в России темп роста будет выше общемирового и составит около 16%, а совокупный объем рынков BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) составит 115 млрд. долл.

Управление

ИТ-директора уходят в бизнес

Как показал опрос ИТ-директоров, проведенный редакцией CIO Magazine,15% из них планируют покинуть сферу ИТ. Как выяснилось, главной причиной оттока становится получение «технарями» бизнес-образования. 43% ИТ-руководителей, получивших степень MBA, выражают желание попробовать себя в другой руководящей роли. При этом они весьма амбициозны: самыми распространенными являются претензии на роль первого или хотя бы второго лица компании. Наиболее активными в получении бизнес-образования становятся ИТ-директора финансовых организаций, всегда считавшихся наиболее прогрессивной отраслью. Характерно то, что женщины не уступают мужчинам в желании расширять свое образование. Среди ИТ-директоров женского пола 37% имеют степень МВА, а среди мужчин — лишь 34%.

Недостаток внимания

Компании теряют контроль над проектами, отданными на аутсорсинг, из-за их недостаточного внутреннего менеджмента. Исследование, проведенное компанией LogicaCMG, показало, что очень много проблем возникает из-за желания компаний получить краткосрочный финансовый эффект. При этом аутсорсинг не рассматривается как стратегическое средство, и проектам не уделяется должного внимания. В результате проект выходит из-под контроля, а получаемые услуги не устраивают заказчиков, что порождает постоянные трения с поставщиками. По мнению экспертов, причиной проблем является именно недостаточное управление проектами со стороны заказчика. По прогнозам, к 2012 году аутсорсингу будет выделено в среднем 58% ИТ-бюджета компаний. С учетом растущей важности аутсорсинга для деятельности компаний им следует больше внимания уделять процессам управления. Приобретение необходимой компетенции требует серьезных затрат, однако в случае ее отсутствия потери будут еще больше — как за счет качества получаемых услуг, так и за счет увеличения стоимости контрактов. По оценкам аналитиков, на эффективное управление контрактом должно затрачиваться около 10% его стоимости.

Умнее сисадмина

Перед компаниями встает проблема «самоучек». Как показало исследование, проведенное Harris/Decima, растет число людей, считающих себя технически образованными, особенно в плане использования ПК. При этом 10% заявляют, что уровень их подготовки сравним с уровнем ИТ-профессионалов. Такая завышенная оценка усложняет работу ИТ-персонала, выполняющего поддержку пользователей. Пользователи всегда «знают», в чем заключается проблема, и никогда не признают своих ошибок. Сотрудники поддержки должны учиться работать во все более агрессивной среде квалифицированных пользователей.

Спрос на «технарей»

Несмотря на предсказываемое замедление темпов роста ИТ, изменений в кадровых планах ИТ-директоров не предвидится. Согласно данным опроса, проведенного Robert Half Technology, 13% компаний в первом квартале 2008 года планируют найм ИТ-специалистов; это практически не отличается от настроений 2007 года. Лишь 3% планируют сокращение штата. В подавляющем большинстве компаний никаких изменений не ожидается. Наибольший спрос на ИТ-специалистов наблюдается в компаниях, оказывающих бизнес услуги (найм персонала планирует 20% ИТ-директоров таких компаний). Далее следуют финансовые организации, риэлторские и транспортные компании. Главные заполняемые позиции составляют сугубо технические специалисты: администраторы Windows, сетевые администраторы, администраторы СУБД и специалисты по безопасности.

Бизнес и технологии

Сомнительная экономия

Руководство компаний в попытках сэкономить вынуждает ИТ-менеджеров покупать ПК пользовательского класса. Особенно часто, конечно же, это наблюдается в компаниях SMB. Действительно, устройства, ориентированные на пользовательский сегмент, более привлекательны по цене (в том числе за счет более дешевых версий операционных систем и офисного ПО). Однако аналитики Gartner предупреждают, что совокупная стоимость владения такими ПК и ноутбуками может оказаться значительно выше из-за нестабильности платформы, худшего контроля качества и ограничений в поддержке. Собственно, доведение этих рисков до руководства является задачей ИТ-менеджеров. Как правило, функционал «домашних» версий ПО урезан, поэтому решения бизнес-класса удается заменить далеко не всегда. Любые изменения в корпоративной системе являются потенциальным источником несовместимости и требуют дополнительного тестирования. Наконец, устройства бизнес-класса проходят более жесткий контроль качества, что по статистике в полтора раза сокращает число возникающих неисправностей, каждая из которых является причиной простоя и требует затрат на устранение.

ИТ и философия

Бизнес-руководство компаний часто весьма спокойно относится к проваленным ИТ-проектам, считая это «неизбежным злом». По данным компании TCS, треть проектов полностью не соответствует ожиданиям заказчика. Названный показатель значительно выше, чем упоминавшиеся ранее. Интересно, что, как показывают другие исследования, именно в одном случае из трех на ИТ пытаются списать проблемы, кроющиеся на самом деле в самом бизнесе компании. Возможно именно с этим связано спокойствие бизнес-руководства: они просто допускают присутствие в проектах определенного (и весьма значительного) процента неудач. Приводя информацию о числе провалов, в TCS акцентируют внимание не на том, что процент неудач весьма высок, а именно на их философском восприятии со стороны менеджмента. Оно особенно распространено в Азии и Европе. Как оказалось, 69% компаний продолжают финансирование проектов, не оправдывающих ожидания руководства.

Открытым кодам пока не доверяют

Как выяснилось, ОС Linux применяется гораздо шире, чем приложения с открытым кодом. Согласно исследованию Forrester, как в американских, так и в европейских компаниях объемы внедрения корпоративных приложений с открытым кодом весьма невелики по сравнению с масштабами применения Linux. Тем не менее, интерес к таким приложениям аналитики расценивают как значительный. В Forrester отмечают, что барьеры, мешающие внедрению свободного ПО, остаются прежними — это недостаток услуг поддержки и сопровождения, а также опасения по поводу информационной безопасности. Как указывают аналитики, в большинстве организаций внедрение ПО с открытым кодом само по себе не входит в число высокоприоритетных стратегических программных инициатив. Чаще всего такие средства применяются для решения других важных задач: внедрения средств совместной работы, SOA и Web 2.0.

Техника безопасности

Больше доступ — выше риск

В трети случаев утечек корпоративных данных виновен ИТ-персонал. Об этом объявила компания Orthus, оказывающая услуги в сфере безопасности. С помощью ПО, установленного на ПК и серверы, за прошедший год было отслежено более 100 тыс. часов пользовательской активности. Вся информация об утечках конфиденциальных данных из корпоративной сети записывалась и впоследствии была проанализирована. Главным источником неприятностей стали ИТ-отделы — их сотрудники стали причиной 30% инцидентов. Вторым по значимости источником угроз стали отделы по обслуживанию клиентов: на их счету 22% утечек. Исследование подтвердило известное правило: чем выше у сотрудника привилегии по доступу к данным, чем больше у него соблазна использовать служебное положение в личных целях. Эксперты полагают, что компаниям стоит рассматривать инсайдерскую угрозу в качестве основной.

Благонамеренные нарушители

35% сотрудников, опрошенных компанией RSA, заявили, что вынуждены нарушать политику безопасности, чтобы выполнять свои должностные обязанности. Фактически большинство нарушителей имеют самые благие намерения: качественно и в срок выполнить свою работу. Тем не менее своими действиями они подвергают риску корпоративную информацию, иногда весьма ценную. Например, почти все сотрудники часто берут работу на дом. При этом 63% отсылают необходимые документы на личный почтовый ящик для простого доступа к ним, а остальные пользуются удаленным доступом к рабочей почте. Более половины сотрудников регулярно используют доступ к корпоративной сети из Internet-кафе и через общедоступные точки беспроводного доступа. Почти две трети сотрудников, имеющих рабочие ноутбуки, забирают их домой, а 8% признались, что уже теряли устройства, содержащие служебную информацию.

Тенденции и комментарии

Кто виноват в ошибках?

Базы данных доставляют больше проблем по адаптации, чем любые корпоративные приложения. В ходе опроса, проведенного Vanson Bourne, 33% ИТ-директоров сказали, что базы данных требуют значительной доработки кода. Для сравнения, модификацию CRM и ERP назвали лишь 22%. Еще 19% испытывают проблемы с доработкой ПО промежуточного слоя (middleware). Что касается качества доработок, осуществляемых внутри компании и вне ее, то явных тенденций не выявилось. 45% полагают, что больше ошибок содержат внутренние доработки, а 41% — что внешние. Оставшиеся 14% склонны связывать ошибки с недоработками базового продукта. В целом же ИТ-руководители отмечают достаточно большое число ошибок. Это является одной из причин роста спроса на приложения, поддерживающие процессы разработки.

«Тот факт, что больше дефектов содержит ПО, разрабатываемое внутренними подразделениями ИТ, близок к истине», — считает Александр Новичков, генеральный директор копании «СМ-Консалт». Часто это связано с тем, что во внутренних подразделениях хуже налажены процессы разработки и, в частности, недостаточно развито обеспечение качества. В то же время следует отметить, что именно экономия на вышеуказанных аспектах дает основание считать внутреннюю разработку более рентабельной и готовой, при необходимости, к внесению изменений в разрабатываемые приложения.

«Высокая популярность “недоработанного базового продукта” вызывает сомнения», — отмечает специалист отдела ИТ проектного института ПИРС Илья Васильев. Скорее, речь может идти о том, что для разработки выбрана не слишком подходящая платформа, а это общая вина и заказчика, и разработчика. Стоит заметить, что разработка приложений выполняется в рамках технического задания (ТЗ). От правильности и полноты ТЗ напрямую зависит успех проекта. Кроме того, процент допущенных ошибок станет ничтожно малым, если должным образом организовать процессе приемки программного продукта в эксплуатацию.

Согласно оценкам Giga Information Group, одной из пяти основных причин того, что в США более 60% проектов по разработке программного обеспечения закончились неудачно, стала «плохая работа с требованиям». «В целом под качеством понимается не только отсутствие аномального поведения ПО, но и его соответствие потребностям заказчика», — подчеркивает Новичков. Требования качества, выраженные в ТЗ, сами по себе являются гарантией качества программного продукта.

Ошибочно определенные или неполные требования приводят в конечном итоге к большому количеству переделок, в том числе и архитектурных. Переделка баз данных и других логических частей программного обеспечения, как правило, вызвана именно изменением требований со стороны заказчика.

Прозрачность без ERP

Западный бизнес у многих ассоциируется с четким и прозрачным управлением. И именно прозрачность бизнеса расценивается поставщиками ИТ-решений в качестве главного результата от внедрения ERP-систем. Между тем, как показало исследование британского Бюро национальной статистики, лишь 6,5% британских компаний используют системы класса ERP. И, несмотря на то, что в крупных организациях показатель использования ERP возрастает до 37%, эти числа весьма удивили аналитиков Gartner — они признали, что результаты оказались «ниже ожидаемых». И хотя результаты исследования были «подправлены» исходя из пропорциональной доли компаний различного масштаба, реально присутствующих на британском рынке, эта средневзвешенная цифра не превышает 30%. Для сравнения, в США, где наблюдается наиболее глубокое проникновение ERP, такие системы используются несравнимо чаще и в крупных компаниях этот показатель достигает 95%. Таким образом, даже на зрелом британском рынке ERP используют менее трети компаний. В чем же причина? Британские компании не настолько прозрачны и не являют собой пример для подражания, или наличие ERP вовсе не является необходимым условием прозрачности?

«Результаты исследования действительно можно назвать неожиданными», — признает Алексей Сорокин, руководитель отдела бизнес-приложений компании «АйТи». Скорее всего, причина заключается в том, что значительное число крупных британских компаний принадлежит корпорациям США или других стран. По большей части крупный бизнес американизировался и, конечно, эти крупные американские корпорации используют ERP-системы. Средний же бизнес, к которому относится подавляющее число британских компаний, традиционно используют свои учетные системы — аналоги российской «1С», полагает Сорокин. Они сдают отчетность в соответствии с британским законодательством, весьма прозрачны и не нарушают закон, — это часть их культуры.

К слову, технологии CRM британские компании используют немногим чаще. В исследовании говорится об 11%, а средневзвешенная величина составляет 35%. При этом зачастую CRM используют не столько для общения с внешним миром (например, в маркетинговых целях), сколько для распространения информации внутри организации и коллективной работы.

Ведущий рубрики — Николай Смирнов

Языком цифр

Побочный эффект становится основным

Долго воспринимавшееся исключительно как средство оптимизации процессов и снижения операционных издержек, внедрение практик ITIL начинает завоевывать внимание в качестве инструмента снижения корпоративных рисков. Компании, использующие ITIL в деятельности ИТ-отделов, отмечают именно эффект в сфере безопасности. Более того, по данным IDC, безопасность в ушедшем году опередила в списке мотивационных факторов внедрения ITIL традиционных лидеров — повышение доступности ИТ-услуг и снижение издержек. Безопасность назвали 56% опрошенных, тогда как снижать издержки намерены 50%, а повышать доступность сервисов — 47%. ITIL не сможет обеспечить внешней защиты организации, зато может сделать многое для предотвращения утечек информации, подчеркивают аналитики. Это весьма актуально в свете того, что факты утечек приобретают все большую огласку.

 

Сервису нужна аналитика

Повышение эффективности услуг, сдерживание растущих издержек и повышение качества принимаемых решений становятся главными причинами внедрения бизнес-аналитики сервисными компаниями. Компании, занимающиеся любым видом обслуживания — будь то офисное оборудование, инфраструктура, здания — стоят перед необходимостью повысить точность и оперативность управленческих решений. Клиенты же требуют повышения качества услуг. Поэтому сдерживание роста расходов на рабочую силу, запчасти и управление операциями становятся критически важными. Именно в связи с этим руководство сервисных компаний считает внедрение бизнес-аналитики одним из важнейших приоритетов на ближайшее время. Как показал опрос, проведенный Aberdeen Group, в 80% компаний уже используют или собираются приобретать BI-решения.

Рост CRM под знаком SaaS

Похоже, 2008 год может стать знаковым для технологий CRM, и во многом это произойдет благодаря модели software-as-a-service (SaaS). Результаты исследования, проведенного Datamonitor, свидетельствуют, что в течение ближайших пяти лет прогнозируется почти двукратный рост рынка CRM — с 3,6 млрд. долл. до 6,6 млрд. долл. Другое исследование, проведенное KensingtonHouse, показало, что в 2008 году 38% компаний планируют приобретать, внедрять и обновлять CRM-системы. Это гораздо более значимая доля — ведь в прошлые годы таких компаний было18—25%. Обе аналитические компании склонны считать фактор модели SaaS основной причиной такого роста интереса к CRM. 55% компаний заявили, что в первую очередь рассматривают именно возможность аренды приложений (справедливости ради надо отметить, что в исследовании KensingtonHouse большую долю составляли компании SMB). Лишь 14% предпочитают традиционную модель, а еще 31% не определились со своими предпочтениями. Именно за счет средних компаний и будет происходить основной рост рынка. Если в 2007 году компаниям SMB была продана треть лицензий CRM, то к 2012 году их доля достигнет 42%.

 


Три вопроса 

Где и как растут ИТ-кадры

Олег Седов

Ассоциация АП КИТ обнародовала результаты исследования, которые дают представление о состоянии дел с подготовкой ИТ-кадров в российской системе образования и о потребности отечественных предприятий в них. Одним из экспертов, принимавших участие в исследовании, был руководитель проекта «Интернет-университет информационных технологий INTUIT.ru» Анатолий Шкред. Мы попросили его прокомментировать выводы исследования.

Изменится ли ситуация с дефицитом ИТ-специалистов в ближайшее время, к чему стоит готовиться ИТ-руководителям?

Дефицит кадров сейчас тотальный, и ситуация, скорее всего, не улучшится. С учетом того, что информационные технологии глубже проникают во все отрасли, ИТ-специалисты нужны будут все больше. В результате проблема ИТ кадров будет только усугубляться. Сейчас, по оценкам нашего исследования, соотношение выпускников вузов к потребностям рынка примерно 1:3 (рынку требуется в три раза больше специалистов, чем могут подготовить вузы). Вероятно, этот разрыв спроса и предложения в ближайшие три года увеличится и составит, по пессимистическим оценкам, 1:10, а по оптимистическим — не менее чем 1:5.

На мой взгляд, следует оценить также потребность рынка в разных ИТ-специальностях. Дефицит менеджеров в области ИТ превышает дефицит программистов как минимум в два-три раза. Другими словами, ИТ-директору, который нуждается в руководителях проектов или подразделений, гораздо труднее найти квалифицированные кадры, чем руководителю компании-разработчика, причем речь даже не идет о личностных качествах кандидатов на должность ИТ-менеджера. Трудно подыскать подходящую персону, соответствующую этой должности хотя бы по формальным образовательным признакам.

Каков сейчас общий уровень и качество подготовки ИТ-специалистов?

Безусловно, претензии к вузовским программам есть всегда, поскольку они не полностью соответствуют требованиям рынка. Но даже если оценивать выпускников по тем учебным курсам, которые они прослушали, то, по моим оценкам, качественные специалисты составляют только 10% окончивших вузы по ИТ-специальностям.

Недавно бизнес-сообщество инициировало создание профессиональных стандартов, в которых сформулированы предложения к перечню распространенных профессиональных должностей. Но если эти стандарты передать в вузы и в соответствии с ними готовить специалистов, то все равно молодого специалиста, пришедшего на работу в фирму, придется не просто переучивать, а адаптировать к конкретным корпоративным требованиям и технологиям. Однако делать это всегда проще, если специалист обладает фундаментальным базовым образованием. Так было всегда, и так будет.

Согласно данным исследования, в 2006 году общая численность работников, занятых в сфере ИТ в России, составила 865 тыс. человек — это 1,16% трудоспособного населения. Но, например, в США этот показатель достигает 3,79%, в Великобритании и Германии — 3,4%. Удастся ли сгладить ситуацию?

Отечественный ИТ-рынок всегда отставал от мировых, запаздывая на несколько лет. Есть области, в которых мы отстали существенно, в остальных два-три года отставания — это не так уж и страшно. Если тенденция существенно не изменится, то через пару-тройку лет в ИТ-индустрии может быть задействовано столько же населения, сколько на Западе сегодня. Другое дело, что и у них доля населения, занятого в ИТ-отрасли, тоже станет другой.

Члены АП КИТ полагают, что решение проблемы в первую очередь зависит от государства. Одна из мер, за которые ратует ассоциация, — это ежегодное увеличение числа бюджетных мест по ИТ-специальностям на 50% в течение трех лет. Но я не очень верю в государственную поддержку. Конечно, формально государство ведет свою работу. На мой взгляд, чем больше в деятельности вузов будет рыночных отношений, тем лучше, и государство должно работать с вузами на условиях, близких к рыночным.

Что касается увеличения бюджетных мест, плохо от этого не будет, но вопрос в другом: как должна развиваться высшая школа? Люди выбирают специальности, которые больше востребованы рынком. Кроме того, увеличение количества бюджетных мест не улучшит качества образования. Примерно 30% студентов высшей школы — не «бюджетники». Если их число сократить, к примеру, вдвое, то откуда появятся умные молодые люди, которые раньше не могли поступить в вузы на бюджетной основе?


Информация к размышлению 

Кризис лицензирования

Константин Поляков 

«Воровать нехорошо», — уверенно скажет любой порядочный человек. Но когда речь заходит об интеллектуальной собственности, например программном обеспечении, уверенности в голосе становится меньше.

Как стало очевидно в ходе недавнего семинара, организованного компанией «Корус Консалтинг» и посвященного проблемам лицензирования программного обеспечения, тема легального использования массового ПО не пользуется популярностью не только у отечественных предпринимателей, но и у вендоров. Последние в большинстве случаев ограничиваются заявлениями вроде «наше дело — производить программные продукты, а организация защиты — забота государства, в крайнем случае, общественных организаций». Например, представитель компании Adobe заявил, что его компания выступает против уголовного преследования нарушителей авторских прав.

Правозащитная деятельность, пожалуй, наиболее активного участника антипиратского движения — корпорации Microsoft — в нашей стране носит скорее маркетинговый характер. Достаточно вспомнить хотя бы получившее широкую огласку дело директора сельской школы Александра Поносова. Участники семинара привели пример политики корпорации в Таиланде, где одно время уровень пиратства был практически стопроцентным. Измученное претензиями Microsoft правительство Таиланда просто запретило продажи продуктов корпорации. В конце концов она снизила стоимость одного комплекта, включающего Windows и Office, до 35 долл. и добилась возобновления продаж. Очевидно, что для вендора присутствие на рынке важнее борьбы с пиратством.

По этой же причине участникам массового рынка ПО невыгодно использовать очень сложные технические средства защиты своей продукции. Как показывает практика, их использование в первую очередь наносит удар по конечному потребителю, которому приходится доплачивать за встроенные в легальное ПО средства защиты и нередко испытывать дополнительные неудобства при работе с этим ПО.

Некоторые специалисты считают, что инициатива по защите авторских прав должна исходить не от государства, а от правообладателя и что именно он должен финансировать оперативные розыскные мероприятия и экспертизы. В противном случае защита авторских прав становится мощным оружием некорректной конкурентной борьбы.

Отечественное законодательство в области охраны авторских прав несовершенно. Например, распространение и использование пиратского ПО подпадает под действие третьей части статьи 146 УК РФ. Определенная в ней степень уголовной ответственности не зависит от цели использования контрафактных продуктов и позиции правообладателя, которая, как уже было отмечено, не всегда отчетливо сформулирована. Кроме того, подобные действия в текущей версии УК отнесены к категории тяжких преступлений, а значит, конфликт нельзя завершить примирением сторон — должно быть заведено уголовное дело, а судьбу нарушителя решает суд. Вероятнее всего, в ближайшее время ответственность будет только ужесточаться. Но, как свидетельствует история, это не ведет к снижению числа правонарушений, а лишь увеличивает стоимость контрафактного товара.

Беспокоит предпринимателей и слабая юридическая обоснованность изъятий правоохранительными органами компьютеров у предполагаемых нарушителей. Магнитные носители изымаемых компьютеров могут содержать данные, составляющие коммерческую тайну, — в частности данные о клиентах, передача которых в чужие руки без разрешения вряд ли носит законный характер.

Очевидно, что юридических проблем, связанных с лицензированием ПО, много, причем не только в России. Борьба с пиратством все больше приобретает символический характер, позволяя вендорам время от времени громко заявлять о себе. Нет сомнения, что доля контрафактной продукции на рынке, как и безработица, имеет определенный естественный уровень, который зависит от местных условий. Борьбу необходимо вести, но нужно осознавать, что полностью избавиться от контрафакта не удастся.

Кроме того, переход от товарной экономики к экономике услуг постепенно делает эту борьбу неактуальной. Любое программное обеспечение является сочетанием кода и связанных с ним услуг. Скорость роста доли услуг опережает скорость роста сложности программного кода. К тому же потребители все больше склонны приобретать товар в составе некоторой услуги и доля стоимости товара в общей цене этого комплекта становится все меньше. Таким образом, в формировании доходов производителей все большую роль играют услуги.

Ориентация ИТ-поддержки бизнеса на использование SOA и SaaS в глобальных масштабах делает привычное понятие лицензии достаточно призрачным, поскольку в корне меняет устоявшееся представление о приложениях, которые теперь становятся свободными динамическими комбинациями сервисов, создаваемыми по желанию потребителя. Возможно, это отдаленная перспектива, но ее тоже нельзя сбрасывать со счетов.