Более пяти лет назад начата реализация федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)», результатом которой должно стать увеличение протяженности электрифицированных железнодорожных линий до 44,5 тыс. км; плотности сети автомобильных дорог общего пользования с 3,9 км до 4,2 км на тысячу человек населения и протяженности автомобильных дорог федерального значения на 1% — до 18,6 тыс. км.

В рамках этой ФЦП должна будет увеличиться суммарная пропускная способность отечественных морских портов на 370 млн. тонн в год, тоннаж флота, контролируемого РФ, — до 16,8 млн. тонн, доля морских портов в переработке российских внешнеторговых и транзитных грузов — до 90%. Планируется также обеспечить безопасность и надежность работы судоходных гидротехнических сооружений на реках и каналах, чтобы снизить риск техногенных катастроф в прилегающих к рекам густонаселенных районах, уменьшить масштабы и последствия затопления паводковыми водами и повысить эффективность судоходства (прежде всего при осуществлении внешнеторговых и транзитных перевозок).

В гражданской авиации планируется обеспечить среднегодовой прирост авиатранспортных работ на уровне 7—8%.

Программа реализуется по следующим направлениям: разделение государственного регулирования отрасли и выполнение хозяйственных функций частными предпринимателями; развитие рынка транспортных услуг благодаря повышению уровня конкуренции независимых негосударственных транспортных организаций; развитие транспортной инфраструктуры, формирование опорной транспортной сети на основе приоритетных инфраструктурных проектов.

Авторы ФЦП рассчитывают на усиление позиций России на мировом рынке транспортных услуг за счет использования транзитного потенциала страны, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и проведения структурных преобразований на отдельных видах транспорта.

Хотя специалисты ведомств считают, что транспортная отрасль сегодня находится в той стадии, когда она может не просто модернизироваться, но и развиваться, эксперты полагают, что при нынешнем уровне финансирования в 1,5% от ВВП достичь запланированных результатов будет достаточно сложно, так как на одно только финансирование автомобильных дорог требуется около 2,5% ВВП. Примечательно, что средства на устранение одной из основных российских бед в 2007 году были существенно сокращены, несмотря на то, что, по информации Росстата, около 32% пассажиро-километров (80% пассажиров) и 9% тонно-километров приходится именно на автомобильные трассы страны. Недофинансирование подпрограммы «Автомобильные дороги» планируется покрыть за счет государственно-частных партнерств.

Такого рода партнерства возможны на морском и внутреннем водном транспорте, а также в гражданской авиации, но главной сферой станут строительство и эксплуатация платных автомобильных дорог. В мае 2007 года был принят федеральный закон «О платных автомобильных дорогах», раздел о государственно-частных партнерствах был включен в подпрограмму «Автомобильные дороги», но четкого механизма такого взаимодействия пока нет, отсутствует и нормативно-правовая база.

Информационная среда для транспорта

В программе «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)» ИТ-инвестиции предусмотрены уже в ходе реализации первого этапа: выделена отдельная подпрограмма «Информатизация», основное финансирование которой планировалось начать в 2006 году.

Подпрограмма предусматривает сближение информационных стандартов предприятий различных видов транспорта и формирование единого интегрированного информационного пространства. Цель этих мер — улучшить информационное взаимодействие всех участников транспортного рынка и в результате повысить эффективность работы транспортного сектора. На пассажирском транспорте создание единого государственного информационного ресурса должно способствовать внедрению современных технологий дистанционного резервирования и оплаты билетов, что значительно повысит доступность и качество транспортных услуг для населения; на грузовом — повышению скорости обработки и транспортировки грузов, а также сокращению складских запасов.

Для преодоления географической разрозненности предполагается обеспечить доступность услуг спутниковой связи и навигации для всех участников транспортного процесса.

Еще одно направление — усовершенствовать информационные технологии и стандарты, применяемые на российском транспорте, с учетом международной интеграции. Цель — максимально реализовать транзитный потенциал России и повысить конкурентоспособность российских транспортников.

Планируется, что единая информационная среда будет включать объединенную сеть связи, единые протоколы и стандарты взаимодействия участников, портал услуг и консультаций, единую нормативно-справочную библиотеку документов, единую модель информационного сопровождения транспортно-логистического процесса и единую систему обеспечения информационной безопасности. К сожалению, отсутствие стандартов взаимодействия и хронический дефицит инвестиций тормозит развитие данного проекта.

Если государство не будет активно участвовать в развитии отрасли, то, по-видимому, достичь намеченных темпов не удастся. Это будет означать фактическую консервацию транспортной инфраструктуры, серьезное падение объема инвестиций в инфраструктурные проекты. В этих условиях информатизация отрасли будет определяться насущными проблемами наиболее рентабельных предприятий, стремящихся за счет внедрения ИТ повысить свои шансы на выживание.

Движущие факторы использования ИТ

Транспортную отрасль образуют в основном крупные предприятия, часто территориально распределенные. Также в
отрасли наблюдается стремление к глобализации производства и продаж. По мнению представителей транспортных компаний, отрасль интенсивно развивается, ситуация будет улучшаться, но рынок пока не насыщен и непрерывно растет, при этом его развитие стимулирует в основном конкуренция, идущая как между компаниями одного вида транспорта, так и между разными видами транспорта. Эта картина наблюдается и в пассажирских, и в грузовых перевозках во всех видах транспорта за исключением авиаперевозок, где рынок практически стабилизировался и, по мнению Сергея Кирюшина, заместителя генерального директора, директора департамента ИТ компании «Аэрофлот — Российские авиалинии», близок к насыщению. Примечательно, что именно авиакомпании сегодня в наибольшей степени испытывают давление со стороны зарубежных конкурентов.

С помощью информационных технологий транспортные компании и транспортные подразделения предприятий стремятся решить в первую очередь производственные задачи, такие, как планирование загрузки, сокращение времени простоев, планирование и учет ремонтов, управление снабжением запасными частями, с учетом себестоимости и рентабельности каждой единицы подвижного состава. Поэтому в ближайшее время в отрасли ожидается рост инвестиций в ИТ.

Наиболее востребованными были и в ближайшее время останутся проекты по обновлению ИТ-инфраструктуры, созданию центров обработки данных, внедрению новых производственных, логистических систем, систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, включая оперативный и управленческий учет, управление отношениями с клиентами и поставщиками. Представители отрасли отмечают, что партнеры и клиенты транспортных организаций порой существенно удалены, в результате чего возникают длинные цепочки поставок и сбыта.

Интеграция системы управления транспортным предприятием с системой спутниковой навигации (в первую очередь GPS) позволяет отслеживать маршрут движения транспорта, фактический пробег, скоростной режим, расход топлива и прочие показатели. Например, в компании РЖД, по сообщению Сергея Фирстова, главного инженера Екатеринбургского ИВЦ СП ГВЦ филиала ОАО РЖД, информация автоматически снимается с датчиков и передается с использованием широкополосного радиодоступа. Улучшение качества каналов связи, увеличение их пропускной способности, а также доступность спецсвязи, по мнению Владимира Калмыкова, заместителя ИТ-руководителя по стратегии ИТ ОАО «Дальневосточное морское пароходство», может обеспечить конкурентные преимущества.

Наибольшие конкурентные преимущества, с точки зрения специалистов транспортных компаний, дают корпоративные информационные системы, интеграция приложений, Web-технологии, контакт-центры, а также электронная коммерция.

Еще один немаловажный аспект —обеспечение безопасности перевозок. Все транспортные средства, согласно российскому и международному праву, являются средствами повышенной опасности. Повышенную опасность представляют также и объекты транспортной инфраструктуры — например, находящиеся под высоким напряжением электросети рельсового транспорта; высокочастотные излучающие устройства на аэродромах; грузоподъемные машины и механизмы, склады горюче-смазочных материалов.

Чтобы обеспечить безопасность при назначении конкретного транспортного средства на маршрут, требуется проконтролировать его соответствие требованиям маршрута и характеру перевозимых грузов, а также его техническое состояние. Специфические медицинские требования предъявляются к персоналу, непосредственно управляющему транспортными средствами: водителям, машинистам, летчикам, экипажам морских и речных судов. Особые требования предъявляются к перевозкам грузов, классифицируемым как опасные. Для обеспечения безопасности используются не только организационные меры, но и информационные технологии.

К наиболее развитым можно отнести информационные и телекоммуникационные комплексы «Российских железных
дорог». Ведется формирование корпоративной информационной системы «Росавтодора». Все чаще свою деятельность автоматизируют предприятия не только с частной, но и с государственной формой собственности, например, государственные унитарные предприятия Московский и Петербургский метрополитены и основной оператор наземного пассажирского транспорта Москвы ГУП «Мосгортранс».

Многих опережают в развитии предприятия воздушного транспорта, например, авиакомпании «Аэрофлот», «Волга — Днепр», аэропорты «Внуково» и международный аэропорт «Шереметьево». Их интерес к ИТ объясняется гораздо более высокими, чем на любом другом виде транспорта, требованиями к безопасности и сложностью технической организации движения в авиации. Водный транспорт существенно отстает, что неудивительно, поскольку их ИТ-бюджеты в несколько раз меньше авиационных.

В российском транспортном хозяйстве сегодня применяется множество отраслевых информационных систем, работающих независимо друг от друга. Компании используют решения хорошо известных на ИТ-рынке поставщиков: Microsoft, IBM, SAP, HP, Sun Microsystems, EMC, Oracle, Cisco Systems, «1С», специализированные системы Sabre, Amadeus, SITA и другие.