Тому, что мы не видим, мы придаем меньше значения.  Эта психологическая особенность, безусловно, влияет на то, как топ-менеджмент предприятия воспринимает проекты по строительству и модернизации корпоративной инфраструктуры передачи данных и связи.

На начальной стадии информатизации топ-менеджмент формулирует потребности предприятия в терминах внедрения бизнес-приложений (документооборот, САПР, ERP и т.п.). Инфраструктура передачи данных и связи (далее — корпоративная сеть), необходимая для развертывания приложений, рассматривается как система обеспечения «низкого» уровня наряду с такими инженерными системами, как освещение и кондиционирование.

Такой подход приводит к тому, что основным критерием выбора технического решения для корпоративной сети становится сокращение затрат, то есть выбор более дешевых технических средств и более простой архитектуры при условии, что сеть будет удовлетворять требованиям внедряемых бизнес-приложений. Этот подход ошибочен. В жизни есть много примеров, показывающих, как недооценка важности инфраструктуры, неверное прогнозирование ее роста — будь то дорожная сеть или сеть электроснабжения — существенно затрудняют экономическое развитие. Корпоративные сети — не исключение, и их надлежащее планирование является необходимым условием успеха предприятия в будущем.

Огласите весь список

Концепция корпоративной сети, как и любой другой сложной системы, со временем эволюционирует. В настоящее время корпоративные сети базируются на протоколе IP. Можно выделить пять уровней их развития. Базовый ограниченный включает в себя сеть передачи данных для обеспечения работы внедряемых бизнес-приложений. Базовый расширяемый представляет собой сеть передачи данных, построенную с учетом будущих потребностей в информатизации. VoIP  предполагает наличие универсальных (мультисервисных) каналов для передачи данных и голоса (телефонии) в филиальной сети. Конвергентный — подразумевает мультисервисную корпоративную сеть с IP-телефонией и видео-конференцсвязью. И, наконец, Unified Communications  включает интегрированную сеть с объединением «пространства приложений» и «пространства связи», в которой применяются решения Unified Messaging, Rich Media Conferencing, Presence, сервисы для IP-телефонов и т.п.

Опасная экономия

Первый уровень, базовая ограниченная сеть — это, в сущности, концепция корпоративной сети с точки зрения топ-менеджмента, нацеленного только на внедрение конкретного набора бизнес-приложений. На этом уровне корпоративная сеть является в чистом виде затратной системой обеспечения работы приложений, которая сама по себе ничего для бизнеса не дает. Поэтому дешевая сеть, в которой нет ничего лишнего, удовлетворит текущие потребности бизнеса, в то время как стоимость этой сети будет существенно ниже основной статьи расходов — внедрения приложений.

Эта сравнительная стоимостная характеристика, к сожалению, все еще оказывает сильное воздействие на многих руководителей — особенно на начальном уровне информатизации предприятия. Однако, поскольку при строительстве базовой ограниченной сети, в силу минимизации затрат, не планируется ее расширение, переход на следующие уровни невозможен, что неизбежно загоняет предприятие в технологический тупик в самом ближайшем будущем. Поэтому совершенно необходимо рассматривать строительство корпоративной сети не как довесок к внедрению конкретного программного обеспечения, а как отдельный проект в рамках программы развития комплексной информационной системы предприятия.

Пространство для маневра

На базовом расширяемом уровне корпоративная сеть проектируется и строится с расчетом на существенное увеличение объемов информатизации в среднесрочной перспективе. Как было отмечено, идея строительства сети с запасом на самом деле не так очевидна, как кажется на первый взгляд. Этот уровень сам по себе не предполагает функционального развития сети (увеличения числа предоставляемых бизнесу сервисов), и корпоративная сеть продолжает рассматриваться как затратная инфраструктура передачи данных. При этом проектирование и строительство сети «на вырост», даже если на первом этапе будет построена только самая необходимая ее часть, приведет к увеличению расходов в несколько раз по сравнению с организацией базовой ограниченной сети. Иначе говоря, на первом этапе проекта бизнес получит сеть, с его точки зрения полностью эквивалентную базовой ограниченной, но за большие деньги. Если цель топ-менеджеров все еще определена как внедрение конкретных приложений, а не как поэтапная реализация комплексной программы информатизации, то подобное расточительство не будет понято.

Очень важно, чтобы планирование корпоративной сети велось в рамках генерального плана развития информационной системы предприятия — естественно, утвержденного руководством. Разрабатывая генплан, ИТ-директор должен спрогнозировать вероятное внедрение средств информатизации, о которых ему известно, что они могут быть полезны предприятию, а также, что не менее важно, предусмотреть запас ресурсов для внедрения средств, о которых еще никто не думал. Часто топ-менеджмент даже не подозревает о том, что корпоративная сеть передачи данных может быть инфраструктурой не только для бизнес-приложений, но и для большого числа систем, которые ранее требовали отдельных сетей. Это, например, охранно-пожарная сигнализация, система контроля доступа, сеть видеонаблюдения. Расчеты снижения стоимости внедрения таких специализированных систем на базе корпоративной сети могут послужить дополнительным аргументом в пользу ее строительств на базовом расширяемом уровне.

При планировании объема и, соответственно, архитектуры корпоративной сети необходимо учитывать будущие потребности в количестве портов для подключения рабочих мест, вспомогательных устройств (принтеры и прочая оргтехника, карты управления ИБП, телефонные шлюзы, видеотерминалы, маршрутизаторы филиальной сети, межсетевые экраны и т.п.), серверов, оборудования специализированных систем (контроллеры датчиков пожарной сигнализации, контроллеры турникетов и электронных замков, видеокамеры и т.п.).

Если требуется получить быструю и грубую оценку максимального размера корпоративной сети на начальном этапе информатизации предприятия, то опыт приводит к следующим показателям (что, разумеется, не отменяет тщательной разработки генплана информационной системы). Число портов для подключения рабочих мест, вспомогательных устройств и специализированного оборудования будет в два раза превышать число существующих в данный момент на предприятии рабочих мест (всех, а не только подключаемых на первом этапе). Число серверов будет в четыре раза превышать число серверов, требуемых для развертывания бизнес-приложений на первом этапе. Если позволяет географическая конфигурация предприятия, то должны быть предусмотрены две пространственно разнесенные серверные фермы с возможностью полного резервирования функций друг друга.

Архитектура сети должна обеспечивать отказоустойчивость и производительную работу сети, потому что со временем все больше бизнес-процессов будут информатизированы и, соответственно, будут зависеть от бесперебойной работы корпоративной сети. Стоимость возможного простоя должна быть рассчитана в генплане для обоснования надлежащей архитектуры.

С уверенностью можно говорить, что архитектура сети данного уровня должна поддерживать переход на следующие уровни развития корпоративной сети без потерь инвестиций.

Наконец, оценки размера и архитектуры сети повлекут за собой планирование расположения и помещений для узлов сети и расчет параметров технологического электропитания.

Крайне редко вся сеть, запланированная на базовом расширяемом уровне, сразу строится в полном объеме. Наиболее оптимальный способ — это создание технического проекта на всю сеть и поэтапный ввод ее сегментов в соответствии с текущими потребностями в информатизации. При этом вводимые сегменты исполняются так, как они запланированы в составе «большой» сети, чтобы избежать переделок в будущем. К сожалению, как было сказано выше, в таком случае первоначальные удельные затраты на порт будут весьма велики. Практика показывает, что даже при наличии утвержденного генплана текущие финансовые ограничения и сжатые сроки вносят свои коррективы в виде различных упрощенных временных схем. ИТ-директор должен быть готов к этому и четко представлять себе план миграции и план защиты инвестиций при будущем реконфигурировании сети для приведения ее в соответствие с требованиями проекта. Необходимо также искать компромисс между снижением затрат на ввод первых сегментов и стоимостью (в терминах и денег, и времени) будущих миграций.

Для примера рассмотрим небольшой завод, имеющий несколько корпусов и расположенный на компактной площадке. На первом этапе для обеспечения работы бизнес-приложений должна быть построена сеть из ста портов, расположенных в трех корпусах. Максимальная емкость сети, спрогнозированная ИТ-директором, составит тысячу портов. Стоимость строительства сети, включая кабельную систему, а также все необходимые работы по проектированию, монтажу, пуско-наладке и документированию оцениваются следующим образом. Для сети базового ограниченного уровня (100 портов) — примерно 57 тыс. долл., или 570 долл. за порт. Для сети базового расширяемого уровня — фрагмент запроектированной сети на тысячу портов, покрывающий только требуемые сто рабочих мест — примерно 370 тыс. долл., или 3700 долл. за порт. Взлет цены связан с тем, что ради подключения ста портов требуется построить ядро всей 1000-портовой сети, а также узлы уровня распределения, рассчитанные на 600 портов; и цена последующего подключения новых портов будет резко падать. Сеть базового расширяемого уровня, построенная полностью на тысячу портов — примерно 1 млн. 53 тыс. долл., или 1053 долл. за порт. Как видно, конечная цена за порт в полностью построенной сети базового расширяемого уровня превышает цену за порт в сети базового ограниченного уровня уже не в 6,5 раза, а менее чем вдвое, при этом позволяя без каких-либо потерь инвестиций перейти на любой из следующих уровней развития корпоративной сети; однако общая стоимость проекта может быть слишком велика для бюджета программы информатизации на первом этапе. Для сети на сто портов с
архитектурой, аналогичной базовому ограниченному уровню, но с возможностью последующей миграции на архитектуру базового ограниченного уровня (при этом менять оборудование — коммутаторы, ИБП, шкафы — не потребуется) стоимость составит примерно
140 тыс.долл, или 1400 долл. за порт.

По-видимому, последний вариант и является тем самым разумным компромиссом, о котором говорилось выше.

Добавляем голос

На уровнях VoIP, конвергентный и Unified Communications происходит качественный переход от корпоративной сети передачи данных к мультисервисной сети, интегрирующей в себе функции связи.

Уровень VoIP является в этом смысле простейшим. При наличии филиальной сети организуется телефонная связь между филиалами по технологии Voice over IP (VoIP). Суть технологии состоит в том, что телефонные вызовы передаются по тем же каналам связи, что и данные для приложений, а традиционная междугородняя телефонная сеть используется только как резервный способ связи, на случай отказа канала передачи данных. При этом сама организация телефонной сети внутри предприятия и филиалов, какова бы они ни была, не изменяется, вводится лишь новый способ передачи телефонных вызовов между площадками. Корпоративная сеть с технической точки зрения становится мультисервисной, но самое главное изменение происходит с точки зрения бизнеса.

Использование VoIP приводит к сокращению расходов на междугородние переговоры, а это значит, что корпоративная сеть больше не является исключительно затратным элементом информационной системы предприятия, а становится инструментом сокращения
производственных затрат.

Посчитать экономический эффект от внедрения VoIP довольно просто: нужно сравнить, с одной стороны, стоимость междугородних переговоров за предыдущие полгода-год, а с другой стороны — стоимость VoIP-шлюзов и стоимость услуг оператора связи по организации и поддержке мультисервисного канала связи с качеством обслуживания, требуемым для передачи голосового трафика. Стоимость VoIP-шлюзов, выбранных с прицелом на дальнейший переход сети на конвергентный уровень, составит от 2 тыс. долл. до 6 тыс. долл., на одну площадку в зависимости от одновременного числа телефонных вызовов, которые требуется передавать. Увеличение платы за мультисервисный канал связи по сравнению с каналом той же емкости, но пригодным только для передачи данных, составит 20 — 25%. Чем больше расстояние между площадками филиальной сети и чем больше число площадок, тем сильнее будет экономический эффект.

Полноценная конвергенция

Конвергентный уровень развивает идею использования сети передачи данных для организации телефонной связи. Теперь сеть передачи данных осуществляет не только транзит телефонных вызовов между филиалами, как на уровне VoIP, а является инфраструктурой всей телефонной связи на предприятии — происходит внедрение IP-телефонии. Вместо традиционных АТС используются серверы со специализированным ПО для маршрутизации и обработки вызовов, шлюзы для стыка с обычными телефонными сетями, а вместо традиционных телефонов большинство рабочих мест оборудуется IP-телефонами. Технические решения, примененные на предыдущем уровне VoIP, естественным образом интегрируются в конвергентную сеть без потери инвестиций.

Построение корпоративной сети на конвергентном уровне необходимо для перехода на уровень Unified Communications. Если генплан развития информационной системы предусматривает развитие Unified Communications и топ-менеджмент мотивирован на достижение этого уровня, то строительство конвергентной корпоративной сети не нуждается в дополнительных обоснованиях. Однако на практике часто существует более консервативный подход: только поработав некоторое время в конвергентной сети, руководство предприятия осознает ее потенциал и начинает поддерживать переход к Unified Communications. В этом, более типичном случае, требуется обоснование для строительства корпоративной сети на конвергентном уровне. Однако стоит отметить, что в настоящее время средняя стоимость развертывания подсистемы телефонной связи с нуля (то есть на новой площадке) с предоставлением одних и тех же услуг связи одинакова для традиционных сетей на базе УАТС и для IP-телефонии, и составляет около 600 долл. за абонента (вместе с телефонным аппаратом).

Аргументы в пользу конвергентной сети — это сокращение затрат как на эксплуатацию инфраструктуры, так и на обслуживание некоторых производственных процессов.

Во-первых, речь пойдет о том, что подразделение связи в его традиционном виде предприятию больше не потребуется, поэтому сократятся расходы на содержание персонала. Следует отметить, что на многих предприятиях подразделения связи все еще не подчиняются ИТ-директору, а если и подчиняются, то обладают существенной самостоятельностью и имеют прямой выход на руководство. Естественно, что подразделение связи негативно относится к строительству конвергентной сети и от ИТ-директора потребуется как никогда тщательная подготовка расчетов и аргументации. Планирование этого уровня — момент, когда ИТ-директор должен продемонстрировать полное понимание структуры затрат на содержание корпоративных сетей (существующей и планируемой) и четкое понимание того, как следует реформировать службу эксплуатации корпоративной сети для получения максимального эффекта от выхода на конвергентный уровень. Вообще говоря, такого детального понимания не требовалось на предыдущих уровнях, где работает традиционное разделение корпоративной сети на две подсистемы по принципу «сетевики — связисты». Опыт показывает, что проблемы с обоснованием перехода на данный уровень связаны скорее не с тотальной невосприимчивостью топ-менеджмента к новым технологиям, а с неготовностью ИТ-директора организовать эффективную работу службы эксплуатации на этом уровне.

Во-вторых, необходимо показать преимущества конвергентной сети при ее расширении, особенно при организации удаленных (филиальных) площадок. Для включения филиала в корпоративную сеть требуется только организовать канал передачи данных до сегмента ЛВС в филиале и подключить к ЛВС IP-телефоны. При этом все IP-телефоны, независимо от своего места расположения, помещаются в единый номерной план и имеют единый набор сервисов, включая корпоративный телефонный справочник и голосовую почту. Никаких местных АТС и, соответственно, обслуживающего их персонала в филиале не требуется.

Далее необходимо проработать возможность применения видеотелефонии (видеоконференцсвязи) для сокращения затрат на командировки и повышения управленческой эффективности руководства. Видеотерминалы непосредственно включаются в конвергентную сеть и естественным образом интегрируются с системой IP-телефонии. На географически распределенных предприятиях, практикующих регулярные совещания, руководство проявляет серьезную заинтересованность в видеоконференцсвязи после первой же демонстрации, особенно если она подкреплена расчетами экономии на авиабилетах, гостиницах, а также на стоимости рабочего времени руководителей, потраченного на переезды.

Приведем также другие источники сокращения затрат при использовании конвергентной сети. Прежде всего — это автоматическое подключение при переезде: сотрудник вместе с компьютером и IP-телефоном приходит на новое рабочее место, подключается к сетевой розетке и может начинать работать; вмешательство администратора сети не требуется. Это особенно существенно для больших предприятий, поскольку сокращается как время простоя переезжающего подразделения, так и трудозатраты (и, соответственно, число сотрудников) ИТ-службы. Кроме того, автоматическая организация рабочих мест сокращает время простоя сотрудника и не требует вмешательства ИТ-службы: сотрудник, по какой-либо причине не имеющий постоянного рабочего места в данном офисе, может занять одно из «общих» рабочих мест, при этом IP-телефон на данном рабочем месте автоматически получит все настройки для этого сотрудника, включая его телефонный номер, адресные книги и т.п. Также — организация рабочих мест на дому. В этом случае компьютер и IP-телефон сотрудника (аппаратный или программный) подключаются к корпоративной сети через Internet-VPN. При этом доступность работающего на дому сотрудника по рабочему телефону и набор предоставляемых ему телефонных сервисов ничем не отличается от имеющихся в офисе. Это же касается и работы с бизнес-приложениями. Возможность полноценной работы на дому сокращает затраты на содержание рабочих мест, что особенно актуально для офисов с дорогой арендой площадей (центр Москвы и т.п.). Кроме того, возможна организация географически распределенных центров обработки вызовов. При наличии филиальной инфраструктуры и конвергентной сети географические точки получения вызова (местонахождение абонента), обработки вызова (местонахождение оператора) и размещения серверов контакт-центра могут быть разнесены сколь угодно далеко. Это открывает возможности сокращения затрат на операторов контакт-центров: во-первых, за счет размещения операторов в населенном пункте с более низкой оплатой труда, во-вторых, из-за отсутствия необходимости размещать операторов в каждом населенном пункте, откуда поступают обращения в контакт-центр. И, наконец, устранение или минимизация простоя за счет территориального распределения кластера серверов IP-телефонии (катастрофоустойчивость) и возможности оперативной замены вышедших из строя элементов сети IP-телефонии (используются типовые устройства, широко представленные на рынке — в отличие от специализированного оборудования традиционных УАТС).

Разумеется, сокращение затрат на междугороднюю телефонию, обсуждавшееся на уровне VoIP, в полной мере имеет место и в конвергентной сети, так как уровень VoIP является ее составной частью.

Извлекая максимум

На уровне Unified Communications корпоративная сеть из системы обеспечения работы приложений превращается в полноценный бизнес-инструмент. Необходимым условием перехода на этот уровень является наличие конвергентной сети. Именно конвергентная сеть, объединившая «пространство связи» и «пространство приложений», дает возможность интеграции этих пространств, что и является ключевой идеей Unified Communications.

Технологически Unified Communications — это поле возможностей для создания различных приложений на базе конвергентной сети, которые увеличивают эффективность производственных коммуникаций на предприятии, что, соответственно, ведет к повышению производительности труда.

Одним из первых подобных приложений является унифицированная обработка сообщений (Unified Messaging). Концепция состоит в том, что все виды сообщений — электронные письма, голосовая почта и факсы, адресованные пользователю, поступают в единый почтовый ящик; а пользователь имеет доступ к этому ящику как через почтовую программу, так и по телефону. В последнем случае пользователь может заслушать список сообщений, прослушать голосовую почту, попросить систему зачитать ему текст электронных писем, перенаправить факсы на тот телефон, рядом с которым он сейчас находится.

Другими возможностями являются интегрированные коммуникаторы, решения Rich Media Conferencing, сервисы для IP-телефонов.

Подобно тому, как Unified Messaging унифицирует коммуникации, не требующие синхронности, интегрированный коммуникатор унифицирует взаимодействие сотрудников в реальном времени. Это приложение, которое ведет контакт-листы, отслеживает статус доступности сотрудников (presence), учитывая различные факторы (занятость телефона, наличие мероприятий в календаре), позволяет оперативно связаться с другим сотрудником тем или иным способом (телефон, instant messaging, видеоконференция). Телефонный вызов может устанавливаться как через настольный телефон (номер набирается автоматически), так и через программный телефон на компьютере.

Rich Media Conferencing — это развитие аудио- и видеоконференцсвязи, обогащенной возможностями параллельного показа презентаций и совместной работы с приложениями. Продукты Rich Media Conferencing поддерживают различные регламенты (селекторное совещание, лекция и т.п.) и способы планирования и организации конференций.

Сервисы для IP-телефонов позволяют превратить IP-телефон в терминал для отображения оперативной информации и даже в средство автоматизации рабочего места. IP-телефон является по своей сути специализированным компьютером, который поддерживает протоколы HTTP, HTML, XML для вывода информации на экран и ввода данных с клавиатуры. Сервис для IP-телефона — это программа, установленная на HTTP-сервере, которая, взаимодействуя с IP-телефоном, с одной стороны, и с различными приложениями корпоративной информационной системы, с другой стороны, предоставляет пользователю телефона некую информационную услугу. В качестве примера простого сервиса можно привести вывод на экран IP-телефона оперативных производственных показателей. Более сложный сервис позволит полностью автоматизировать рабочее место, отказавшись от использования компьютера, например, рабочее место по выдаче заказов, где необходимо ввести номер заказа, сверить его состояние и состав, подтвердить выдачу.

Еще одним примером Unified Communications является дозвон по телефону в приложения, которые ранее были совершенно обособлены от такого способа доступа пользователя. Например, можно позвонить в свой планировщик (календарь), чтобы отменить или перенести встречу, указания при этом даются тоновым набором или голосом. Планировщик автоматически разошлет уведомления остальным участникам, как если бы пользователь работал с ним через традиционный интерфейс.

Преимущества в цифрах

Что все это дает конкретному предприятию? Универсального, подтвержденного расчетами ответа дать, конечно, нельзя. Unified Communications, как и, например, компьютеры или кредиты — это поле возможностей, которые могут быть использованы или не использованы предприятием для повышения эффективности работы. Что именно из предлагаемых инструментов нужно использовать, а что — нецелесообразно, зависит от специфики конкретного предприятия. От ИТ-директора потребуется хорошее понимание временных и стоимостных характеристик бизнес-процессов, чтобы уметь рассчитывать и доводить до топ-менеджмента выгоды от внедрения тех или иных инструментов из разряда Unified Communications.

В качестве примера рассмотрим сервис для IP-телефона, который в реальном времени отображает на дисплее телефона ключевые параметры производства, получая их из существующей базы данных системы управления производством. Его разработка и внедрение на IP-телефоны руководителей предприятия может быть весьма дешевым — около четырех инженерных человеко-дней, то есть примерно 1 тыс. долл. Дальнейшая поддержка сервиса практически не требуется. Рутинная операция по назначению сервиса на телефон занимает не более минуты, модификация сервиса (изменение формата вывода или формата получаемых от баз данных) ввиду его простоты вряд ли займет больше одного — полутора человеко-дня в год. Таким образом, разумно считать, что трудозатраты по эксплуатации и поддержке сервиса потребуют два инженерных человеко-дня в год (500 долл.). Наличие такого сервиса сокращает время доступа к информации на 30 секунд, которые потребовались бы, чтобы руководитель развернулся к своему компьютеру, после отключения экранной заставки сориентировался бы в открытых на экране приложениях, свернул ненужные, нашел или запустил приложение, выдающее искомую производственную информацию. Использование сервиса особенно удобно, когда данные понадобились во время телефонного разговора. Если около десяти руководителей предприятия примерно пять раз за рабочий день интересуются этими производственными показателями, то экономия рабочего времени составит примерно десять часов в месяц. Стоимость содержания рабочего места руководителя, включая его зарплату, может составлять от 50 долл. в час. Следовательно, сервис стоимостью 1тыс. долл. единовременно плюс 500 долл. в год окупится через три месяца и будет экономить от 5 тыс. 500 долл. в год.

Возможности IP-телефона этим не исчерпываются. А если вывести на дисплей телефона еще и сведения о встречах и мероприятиях из расписания руководителя? Если во время телефонного разговора руководитель нажатием нескольких кнопок IP-телефона может оперативно запланировать встречу со своим собеседником с учетом уже назначенных мероприятий? При этом все координаты собеседника будут автоматически извлечены из адресной книги по номеру телефона, с которого поступил звонок руководителю, и вся информация о встрече будет автоматически направлена секретарю для решения дальнейших организационных вопросов. Все эти сэкономленные минуты и секунды выльются в тысячи долларов в год.

Рассмотрим другой пример. Rich Media Conferencing — это дорогой инструмент. Его внедрение на тридцать абонентов, с учетом установки видеотерминалов и выполнения всех проектировочных и пуско-наладочных работ, может обойтись примерно в 360 тыс. долл., или 12тыс. долл. на абонента. Годовая поддержка и эксплуатация, с учетом трудозатрат инженеров предприятия, обойдется примерно в 20 тыс. долл. Нужно ли это бизнесу? Предположим, речь идет о предприятии, занимающемся разработкой технологически сложного оборудования, конструкторское (разрабатывающее) подразделение которого географически удалено от технологов и производства — это, кстати, весьма распространенный случай. Хорошо организованная, модерируемая однодневная сессия Rich Media Conferencing с использованием видеоконференции и совместной работы с приложениями вполне может сэкономить две недели согласований, пересылки конструкторских документов с многочисленными итерациями правок, несколько командировок. Девять рабочих дней тридцати инженеров, пять двухдневных командировок в сумме будут стоить предприятию более 70 тыс. долл. При этом мы даже не рассматриваем случай, когда сессия Rich Media Conferencing позволила не сорвать сроки выпуска изделия, что могло стоить предприятию гораздо больше. Если цикл разработки изделия длится квартал, то таких сессий можно ожидать не менее четырех в год. Таким образом, даже при редком использовании (не говоря о совещаниях для руководства, финансовых служб, удаленном обучении сотрудников и т.п.) система окупится за два года и сэкономит предприятию 160 тыс. долл. во второй год и 260 тыс. долл. в каждый последующий.

Приведенные примеры показывают, как корпоративная сеть превращается из затратной инфраструктуры, обслуживающей приложения, в самостоятельный бизнес-инструмент, технологическую основу которого составляют решения Unified Communications. Именно таков вектор развития современных корпоративных сетей.

Максим Мамаев — начальник отдела корпоративных систем связи компании АМТ-ГРУП, mmamaev@amt.ru


План действий

Чек-лист для ИТ-директора, приступающего к планированию корпоративной сети.

  1. Определен уровень подлежащей внедрению корпоративной сети и, если это не уровень Unified Communications, то определен план миграции сети с уровня на уровень; предприняты все усилия для избежания строительства базовой ограниченной сети, так как это единственный уровень, не допускающий дальнейшей миграции на более высокие уровни.
  2. Выполнен прогноз роста объемов сети.
  3. Определены стоимостные и временные характеристики бизнес-процессов, которые могут быть оптимизированы с помощью инструментов корпоративной сети; подсчитан экономический эффект от внедрения этих инструментов.
  4. Определены стоимостные и временные характеристики затрат на эксплуатацию корпоративной сети; разработан план организации службы эксплуатации; подсчитан экономический эффект от развертывания корпоративной сети на выбранном уровне.
  5. По возможности подсчитана общая стоимость владения корпоративной сетью.
  6. Разработан, защищен и утвержден у руководства генеральный план развития интегрированной информационной системы предприятия от корпоративной сети до бизнес-приложений.
  7. Строительство корпоративной сети выделено в отдельный проект.

Руководство предприятия должно понимать, что корпоративная сеть не является просто инженерной системой, подобно вентиляции и освещению. Корпоративная сеть может уже сейчас быть — а в среднесрочной перспективе  непременно станет — не только фундаментом успешной информатизации предприятия, но и самостоятельным инструментом для сокращения затрат и увеличения производительности труда. Именно ИТ-директору, работающему на стыке бизнеса и информационных технологий, нужно продвигать эту идею и ее экономические обоснования у руководства, которое может недостаточно разбираться в современных технологических тенденциях.

Когда бизнес востребует услуги, которые он мог бы получить от корпоративной сети и которые уже, возможно, получают от своих сетей конкуренты, недальновидно спланированная, малофункциональная, нерасширяемая корпоративная сеть станет головной болью ИТ-директора. Функционально сбалансированная, масштабируемая от уровня к уровню, ориентированная на Unified Communications система станет его успехом.


На чем не стоит экономить

Общая стоимость владения корпоративной сетью складывается из стоимости строительства (модернизации) — это единовременные расходы — и постоянных расходов на эксплуатацию и техническую поддержку. К сожалению, все еще часто приходится сталкиваться с неверной оценкой заказчиками стоимости владения корпоративной сетью, когда отдельные статьи расходов на этапе планирования проектов не учитываются.

Наиболее распространены следующие ошибки:

  • заниженная оценка объема работ по проектированию, монтажу, пуско-наладке, документированию корпоративной сети;
  • необоснованный отказ от документирования;
  • не предусмотрены расходы на надлежащее обучение эксплуатирующего персонала;
  • не предусмотрена повышенная оплата труда обученных специалистов с целью их удержания;
  • неверно оценен объем регламентных работ по эксплуатации подсистем корпоративной сети.

До сих пор распространено заблуждение, что стоимость работ по строительству корпоративной сети должна составлять некий процент от стоимости внедряемого оборудования и ПО. Нет никаких аргументов для обоснования этой точки зрения, кроме неспособности исполнителя рассчитать состав и объем работ, что должно насторожить заказчика. Стоимость работ прямо зависит от объема устанавливаемого оборудования только на базовом ограниченном уровне строительства корпоративной сети. Чем выше ее уровень, тем большие усилия затрачиваются на разработку бизнес-инструментария, а не на монтаж оборудования. Ситуация, когда заказчик убеждает исполнителя привести стоимость работ в соответствие с теми процентными представлениями, которые ИТ-директор приобрел из раннего опыта строительства корпоративной сети базового ограниченного уровня, чревата для ИТ-директора позднейшими осложнениями на этапе эксплуатации. Согласившись снизить цену, исполнитель может сократить состав работ в тех областях, которые ИТ-директор посчитает не особенно важными. Как правило, в первую очередь страдает документирование. Мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда через полгода-год после внедрения корпоративной сети, построенной одной компанией, заказчик вынужден обратиться в другую с просьбой провести аудит и документирование системы, так как сталкивается с серьезными затруднениями и при эксплуатации сети, и при планировании ее расширения.

Надлежащий состав документации на корпоративную сеть включает в себя следующие комплекты. Технический проект — содержит описание целей, задач, планов развития корпоративной сети, описание технических решений, планы адресации, нумерации, именования, перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению системы, рекомендации по эксплуатации корпоративной сети. В соответствии с техническим проектом готовится рабочая документация на вводимые сегменты сети и планируется очередной этап ее расширения. Технический проект служит справочным руководством для ИТ-директора. Рабочая документация — описывает конкретную реализацию сети и содержит документы, необходимые и достаточные для построения сегмента (узла) сети с нуля в случае его гипотетического полного уничтожения. В состав рабочей документации входят схемы и таблицы соединений, планы расположения и аппаратно-программные конфигурации оборудования, спецификации и т.п. Эксплуатационная документация — содержит руководства администраторов подсистем корпоративной сети с описанием всех рутинных процедур, применяемых при эксплуатации данной конкретной системы, периодических регламентных работ, типовых неисправностей и методов их устранения, порядка сбора данных и обращения в центр технической поддержки, если проблема не может быть устранена силами заказчика. В состав эксплуатационной документации входят также руководства пользователей. Эксплуатационная документация не содержит инструкций по расширению сети и изменению ее функциональности. Планы миграции, программы и методики испытаний — документы, используемые при строительстве (модернизации) сети и ее сдаче в эксплуатацию.