В России налицо все необходимые предпосылки для бурного развития рынка таких корпоративных мобильных решений, как «мобильный офис»

Сегодня в продаже уже трудно найти просто сотовый телефон, который умеет звонить и посылать короткие текстовые сообщения. Именитые производители мобильной электроники предлагают целый спектр «умных» телефонов и коммуникаторов на любой вкус. Здесь и мультимедиа-устройства, заменяющие целый музыкальный центр, и бизнес-смартфоны, позволяющие уместить в кармане миниатюрный «мобильный офис». В 2007 году на суд общественности были представлены такие флагманы, как iPhone от Apple, N95  и целая линейка бизнес-телефонов E-серии от мирового лидера Nokia. Конвергенция функций мобильных устройств достигает своего апогея — «коробочки», чьи размеры становятся все меньше, а цены — все ниже, вмещают теперь GPS-навигацию, FM-радиоприемник, целый ряд технологий беспроводных сетей, таких как 802.11x, GPRS/EDGE, HSDPA. Не за горами появление коммерческих сетей мобильного телевидения, основанных на технологии DVB-H.

Спрос на такие устройства очень высок, и вызван он не только желанием потребителя иметь устройство не хуже, чем у других. На наш взгляд, высокий спрос обусловлен влиянием долгосрочных трендов в экономике страны. Во-первых, это набравший значительную силу процесс консолидации бизнеса, постепенно переходящий в стадию глобализации. Во-вторых, это начавшийся совсем недавно процесс перехода экономики из состояния «проедания» наследства СССР к стадии коренной модернизации всех составляющих так называемой «инфраструктуры экономики» (транспорт, энергетика, производственные мощности). В-третьих, пусть «очаговое», но все-таки развитие конкурентных свободных рынков (телекоммуникации, финансовые услуги, авиаперевозки и пр.).

Кумулятивное влияние названных тенденций, а также постоянно растущая мобильность руководства и специалистов компаний и организаций порождают необходимость резко сократить время принятия управленческих решений и повысить их качество. То есть складывается ситуация, когда сошлись воедино все необходимые составляющие для роста рынка корпоративных мобильных решений: налицо потенциальный спрос, растущий парк смартфонов и коммуникаторов, различные мобильные сети, предоставляющие IP-сервисы и специализированное программное обеспечение. Осталось только свести это все в «единое решение».

Если говорить о такой составляющей мобильных решений, как специализированное программное обеспечение, то, пожалуй, ключевым требованием к нему является возможность реализации PUSH-сервисов, которые позволяют не заботиться о поступлении новых сообщений или внесении коллегой изменений в общий файл на сервере. Как следует из названия, технология PUSH отражает любые изменения на мобильное устройство в режиме on-line в момент их внесения. При этом, разумеется, принципиальным моментом является возможность реализовать такую технологию и организовать взаимодействие с наиболее распространенными корпоративными программными приложениями (ERP/CRM, OSS/BSS, ECM и др.).

Важна также интеграция мобильных систем с системами проверки учетных записей: MS Active Directory, IBM Domino Catalog, LDAP, системой управления PKI-инфраструктурой и сертификатами X.509, а также корпоративными системами управления ИТ-ресурсами.

Следует отметить и весьма жесткие требования по защите информации как на самих мобильных устройствах, так и при передаче данных по незащищенным каналам связи. Необходима также возможность удаленно (по команде администратора) полностью очищать устройства от конфиденциальной информации, а шифрование хранимых на устройстве данных и защита доступа по паролю или пин-коду позволяют существенно снизить вероятность кражи защищаемых данных. То есть должно быть обеспечено удаленное управление мобильными устройствами, в том числе инвентаризация аппаратных и программных ресурсов устройств, установки, настройки и удаления программного обеспечения, применение корпоративных политик безопасности. Все это повышает эффективность и отказоустойчивость корпоративного парка мобильных устройств и систематизирует их использование.

Корпоративный парк мобильных устройств может включать как только служебные, так и личные устройства, которые не принадлежат предприятию (являются собственностью сотрудников, а не компании), но, тем не менее, используются для работы с корпоративной информацией. Что делать с такими устройствами? Здесь многое зависит от корпоративной политики ИТ-безопасности. ИТ-служба может принять личные устройства в корпоративный парк, помогая таким образом сотруднику поддерживать работоспособность его устройства, не препятствовать ему менять свои настройки и устанавливать свои приложения. Ситуация полностью идентична возможности пользоваться «домашними» компьютерами для доступа к электронной почте, файлам и данным из дома.

Экономическая выгода от внедрения «мобильного офиса» полностью зависит от уровня структуризации и систематизированности бизнес-процессов компании. Если в компании не принято использовать электронные методы работы с документами и сотрудники не ведут между собой и/или с клиентами и партнерами деловую переписку, то внедрять подобные системы бессмысленно. Если же внутренние процессы отлажены, «мобильный офис» возвращает вложенные в него средства за счет кардинального увеличения эффективности работы сотрудников, находящихся вне офиса. Снижается время прохождения документа по цепи, улучшается информированность специалистов о происходящем в компании, у заказчика, конкурента и т.д.

Но, несмотря на кажущуюся простоту, новые технологии таят в себе ряд проблем. Это и несовместимость различных систем между собой (WM и Symbian, ActiveSync™ и Lotus Notes™), и сложность организации централизованного управления парком разношерстных корпоративных мобильных устройств. Есть и определенные сложности в диагностировании и решении проблем, связанных с доступностью каналов мобильной связи.

Тем не менее, проблемы эти вполне решаемы средствами таких конкурентных решений, как Blackberry™, GoodLink™, mSuite, iAnywhere, а так же Intellisync Mobile Suite от компании Nokia Enterprise Solutions.

Сергей Горьков — директор Центра мобильных технологий BCC Company, sgorkov@bcc.ru