Консолидация ИТ-инфраструктуры предприятий и организаций - тенденция, имеющая место во всех странах мира. Частью этого процесса является серверная консолидация, которая означает переход от использования большого количества малых и/или средних серверов к з

Серверная консолидация — не дешевый процесс, поэтому должны быть достаточно веские причины, чтобы организации пошли на нее.

В разных странах консолидация протекает по-разному, хотя основные побудительные причины одинаковы. Но удельный вес каждой причины даже в пределах одной страны со временем меняется. Поэтому прежде чем попытаться понять, как серверная консолидация идет в России, каковы ее причины и какие преимущества она дает организациям, ознакомимся с этим процессом в США, где тенденции развития и использования информационных технологий носят опережающий характер по отношению ко всем странам мира, включая Россию.

Серверная консолидация по-американски

Исследовательская компания Gartner в 2005 году опубликовала исследование Server Consolidation Is Still a Major Goal, but Not Just for Cost Cutting («Серверная консолидация по-прежнему в центре внимания, но не из-за сокращения затрат»). Анализ ситуации проведен на основе опросов американских организаций — участников ежегодной конференции по Центрам обработки данных. Очевидно, что это достаточно большие организации со значительной ИТ-инфраструктурой, включающей немалый парк серверов.

Приведем некоторые результаты исследования Gartner. Большинство опрошенных организаций с 1998-го по 2004 год осуществили проекты по серверной консолидации: в 1998 году 30% организаций вели у себя такие проекты, а в 2004 году — уже 60%. Кроме того, если в 1998 году 25% не планировали таких проектов, то в 2004-м таких компаний осталось лишь 7%. Эти результаты можно объяснить тем, что проблема серверной консолидации периодически встает перед организациями с развивающейся ИТ-инфраструктурой, следовательно, столь же периодически надо проводить соответствующие проекты.

Как организации объясняют свои намерения осуществить серверную консолидацию? Снижение общей стоимости владения (TCO) как единственную причину указали только 11% респондентов в 2003 году и 5% — в 2004 году. В основном для снижения TCO, но также и по другим причинам, проект реализовывали 45% и 43% соответственно. Повышение уровня управления и контроля ИТ-систем (безопасность, готовность, восстановление после аварий) были названы в качестве причин 36% и 44% респондентов. Очевидно, хотя и не выражено резко, снижение значимости сокращения затрат и возрастание значимости повышения управляемости ИТ-системы.

Чтобы консолидированная вычислительная среда (результат проекта по серверной консолидации) была эффективной, необходимо правильно управлять выделением ресурсов серверов приложениям и распределять нагрузку по серверам. Казалось бы, это сугубо технические проблемы, но проблемой №1 респонденты назвали «внутреннюю политику»: уменьшение бюджетов и численности подразделений, опасения по поводу обеспечения информационной безопасности, уровня готовности оборудования и уровня производительности консолидированной вычислительной среды. Аналитики Gartner подчеркивают, что эти аспекты нужно стараться решить на этапе раннего планирования проекта по консолидации. «Сосуществование» программного обеспечения было названо проблемой №2. Что это такое — в исследовании Gartner не расшифровывается, но, очевидно, имеются в виду проблемы, связанные с тем, что программное обеспечение, ранее установленное на различных серверах, теперь оказывается на одном, при этом возможны конфликтные ситуации в связи с доступом к ресурсам оборудования и т.д. Как серьезные проблемы были отмечены несовершенство решений по управлению нагрузкой и выделению ресурсов (хотя подчеркивается, что ситуация улучшается) и проблемы с поставщиками программного обеспечения (поддержка и цены лицензий на ПО). Эти проблемы, очевидно, вызваны тем, что многие поставщики программного обеспечения устанавливают разные цены на свои продукты для разных платформ и процесс поддержки программного обеспечения существенно определяется особенностями платформы, на которой оно установлено.

Серверная консолидация в России

Исходя из практики и знания российского ИТ-рынка, можно сказать, что развитие ИТ-инфраструктуры (оборудования и системного ПО) российских предприятий и организаций в настоящее время протекает более бурно, чем в США. Ключевую роль здесь играет общий для всей мировой экономики тренд консолидации бизнеса через масштабные слияния и поглощения. В результате практически во всех секторах экономики страны создаются крупные территориально-распределенные компании, образующиеся путем объединения предприятий и организаций разного уровня развития, в том числе и ИТ-инфаструктуры. Если это объединение затрагивает и операционный уровень руководства, то неминуемо встает вопрос о создании единого информационного пространства. Как следствие, принимаются решения об оптимизации и стандартизации ИТ-инфраструктуры и тех бизнес-приложений, работу которых данная инфраструктура обеспечивает.

Причем, если в части бизнес-приложений сейчас стараются сочетать разумный уровень унификации (например, сокращение используемых однотипных приложений пятидесяти до пяти, но не до одного) с интеграцией этих приложений на базе новейших Web- и SOA-технологий, то в части ИТ-инфраструктуры, как правило, принимаются довольно радикальные решения о создании одного или двух-трех высокопроизводительных ЦОД, способных заменить десятки, а то и сотни разбросанных по всем объектам компании серверов. Этому же способствует и трехзвенная архитектура большинства современных программных приложений, позволяющая обращаться к приложению всего лишь через Web-браузер. Выгоды такого подхода очевидны: это централизация управления ИТ-инфраструктурой, снижение затрат на ее обслуживание и развитие, гораздо более высокая надежность, а также масштабируемость и гибкость, что является ключевыми факторами успеха при создании эффективной ИТ-инфраструктуры.

А теперь вернемся к более глубокому рассмотрению основных факторов, упоминавшихся в отчетах Gartner, применительно к российским предприятиям.

TCO

В России ТСО не имеет пока такого значения, как в США. Основная причина состоит в том, что маржинальность большинства крупных российских компаний находится сейчас на рекордном по мировым меркам уровне, соответственно, задача снижения издержек, в том числе затрат на ИТ, не стоит столь остро, как за рубежом. Но российские компании пока значительно уступают по такому крайне важному для инвесторов показателю, как качество корпоративного управления, одним из признаков которого для российских компаний в настоящее время является наличие единого информационного пространства, естественно, на базе ИТ. Другим признаком качества корпоративного управления является выработка в расчете на одного сотрудника (сейчас российские компании вынуждены держать большой штат непроизводственного персонала, в то время как западные компании активно используют аутсорсинг). Первым шагом в решении этих двух задач должна стать унификация используемых в объединенной компании однотипных бизнес-приложений в сочетании с консолидацией ИТ-инфраструктуры.

Управляемость

Значение такого фактора, как повышение уровня управляемости и контроля (безопасность, готовность, восстановление после аварий), при консолидации серверов на российских предприятях, так же как и на американских, растет.

Осознание важности этого фактора происходит примерно так. Внедрение бизнес-приложений и развитие ИТ-инфраструктуры, включая вопросы финансирования, в понимании российского заказчика проходят ряд этапов. Довольно часто сначала основное внимание уделяется программному обеспечению и стоимости лицензий. Потом оказывается, что существенная часть затрат приходится на услуги по его внедрению. В процессе реализации пилотного проекта используется небольшой сервер, но при переводе системы в промышленную эксплуатацию требуется большой серверный комплекс, и встает вопрос консолидации ИТ-инфраструктуры. При успешной эксплуатации в течение года расширяется функционал приложения, заказчик осознает, что положил много яиц в одну корзину, и встает вопрос о повышении надежности ИТ-инфраструктуры (кластеризация, виртуализация, резервирование) — и уж затем поднимаются вопросы безопасности (защита информации от недобросовестных пользователей, консультантов, администраторов).

То есть осознание важности повышения уровня управляемости и контроля происходит примерно через пару лет с начала использования системы бизнес-приложений. Таких заказчиков в России уже достаточно много.

Технические аспекты

Проблема сосуществования программного обеспечения в России не стоит остро, более того, на многих предприятиях ее нет вовсе, так как переход к большим серверам — это, как правило, и переход к новому программному обеспечению. Управление нагрузкой и выделением ресурсов также пока не является острой проблемой, поскольку при покупке серверов и систем хранения их ресурсы определяются с некоторым запасом. Отчасти это происходит потому, что очень многие перестраховываются, не располагая возможностью правильно рассчитать оптимальную ИТ-инфраструктуру, что ведет к заметному снижению TCO.

Перспективы

Период активного передела собственности в России, с нашей точки зрения, завершается. Применительно к информационным технологиям это выражается в том, что после внедрения основных современных систем, таких как интегрированные транзакционные и ECM-приложения, аналитические системы и т.д., развитие ИТ-инфраструктуры и бизнес-приложений российских предприятий будет происходить преимущественно эволюционно. И в скором времени те факторы, которые определяют развитие ИТ-инфраструктуры на предприятиях США, включая серверную консолидацию, и у нас выйдут на первый план.

Владимир Иваница — руководитель направления продвижения инфраструктурных решений компании IBS Borlas, V.Ivanitsa@borlas.ru
Андрей Морозевич — директор департамента системной интеграции компании BCC, amorozevich@bcc.ru


Серверная консолидация в ОАО «Северсталь» и «Уралкалий»

Практически все предприятия, внедряющие масштабные информационные системы управления, сталкиваются с проблемой серверной консолидации. В большинстве случаев внедряемые системы являются комплексными, сочетая в себе как транзакционные подсистемы (ERP, биллинг и пр.), так и подсистемы управления корпоративным контентом (ECM), предъявляющие различные требования к оборудованию.

В 2004—2006 годах для ОАО «Северсталь» создавался консолидированный центр обработки данных. Компания территориально распределена, имела большое количество разнородных ресурсов (более 40 информационных систем и обширный парк вычислительных ресурсов), создававших сложность в развертывании, что вело к резкому увеличению объема работ и персонала. Необходимо было создать единое информационное пространство, повысить качество сервисов, обеспечить высокую доступность информационных систем и адаптируемость ИТ-инфраструктуры, снижение затрат на эксплуатацию как программных приложений, так и ИТ-инфраструктуры, возможность наращивания мощностей.

Были установлены следующие весьма жесткие технические требования к ЦОД: время отклика системы — 5 сек., доступность — 24x7x365, время восстановления работоспособности — 1 час, время хранения данных — 75 лет.

В результате реализации проекта удалось перейти от островной автоматизации и нескольких десятков постоянно ломающихся тауэрных серверов на кластер из мощных территориально-разнесенных серверов IBM System P 670, 590, «разрезанных» на разделы и подключенных к единым системам хранения. Создание сети хранения данных (SAN, Strorage Area Network), разделение вычислительных устройств и подсистем хранения информации позволили значительно повысить управляемость и эффективность устройств хранения данных, а также получить широкие возможности по масштабированию систем. Данная система обладает высокой адаптивностью, в ней на практике реализована концепция «On Demand», что позволяет без существенных дополнительных затрат обеспечивать функционирование и развитие различных бизнес-приложений.

Весьма характерным примером является и проект, реализованный в ОАО «Уралкалий». Стремясь к лидерству на растущем рынке, руководство этого российского химического предприятия взяло курс на реализацию стратегии развития, направленной на увеличение занимаемой доли мирового рынка калийных удобрений и производственных мощностей, снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности продукции. Для осуществления этих планов необходимо было значительно изменить ряд бизнес-процессов и наладить контроль, который позволил бы ясно видеть всю структуру и источники издержек и оперативно реагировать на внутренние и внешние изменения бизнес-среды.

ERP-система на базе комплекса приложений Oracle Е-Business Suite была введена в промышленную эксплуатацию в 2003 году. В настоящий момент единая система управления охватывает весь цикл деятельности предприятия: основное и вспомогательное производство, снабжение, управление материальными потоками, сбыт, расширенное планирование, финансовый и бухгалтерский учет. Общее число автоматизированных рабочих мест — более 1500.

При построении ИТ-инфраструктуры под систему управления были использованы серверы SunFire E6800 и SunFire E4800. Но внедрение новых бизнес-приложений шло настолько успешно, что уже через год встал вопрос о расширении мощностей, и в 2005 году был реализован проект по построению катастрофоустойчивого центра обработки данных на базе SunFire E25K и SunFire E6900. И новые корпоративные приложения внедряются теперь на эту общую платформу.

Таким образом, «Уралкалий» решил бизнес-задачу путем централизации ИТ-активов и продолжает характерное для западного рынка движение — вывод ИТ-службы на аутсорсинг.

Рис. 1. Консолидированный ЦОД ОАО «Северсталь»