ИТ-руководители любят говорить, что ИТ-инфраструктура похожа на дом; бизнес — на игру в футбол, а ИТ-проект — на пациента, истекающего кровью на операционном столе. Вспомнив это, я подумала: а на что похож поиск работы, если соискатель хочет сделать его безошибочным и эффективным?

Ответ: он похож на процесс вывода на рынок высококачественного продукта.

В этом сценарии вы, конечно же, продукт. Несколько лет вас разрабатывали и вот, пройдя пробные прогоны на рынке, вы созрели для полномасштабного выхода. Что же представляет собой выход на рынок?

Этап первый: определите свой брэнд

Любой квалифицированный специалист по разработке и реализации продукта скажет вам, что нельзя выходить на рынок, не определив свой брэнд. Каковы ваши свойства? Кто вы: ИТ-руководитель-реформатор, гуру в технологиях, специалист по финансовым операциям, ИТ-директор для вновь созданной компании?

Как только вы осознаете, какие из качеств вы воплощаете (помимо просто ИТ-руководителя в обычной организации) и сможете лаконично и доходчиво их сформулировать, вы готовы перейти ко второму этапу.

Этап второй: определите свой рынок

Немногие компании, за исключением, быть может, лишь Coca-Cola, могут найти целевую аудиторию для своего продукта в любой демографической группе. Большинство компаний предполагают для своего продукта определенный рынок: женщины за 40, малые предприятия Северо-востока, зажиточные пары, любящие наряжать своих собачек, и т.д.

Меня всегда удивляет, что часто ИТ-руководители невнимательны к этому этапу. Когда их просишь описать работу своей мечты, они часто не упоминают желаемые отрасль промышленности, географическое положение и даже должностные обязанности. Чем детальней вы изучите свою цель — например, средняя торговая компания на Среднем Западе — тем активней сможете выстроить свой путь туда.

Этап третий: совершенствуйте свою рекламную продукцию

Разрешите сказать пару слов о вашем резюме: ограничьтесь тремя страницами. Включая описание каждой из перечисленных вами компаний. Подчеркните влияние на бизнес своих технологических достижений. Избегайте перечисления конкретных технологий, если только вы не нацелились на должность технического директора или главного архитектора. Упомяните свои достижения в создании команды и развитии лидерских качеств. Не забудьте цифры: размер штата, бюджет и годовой доход. Имейте в виду: шрифт должен быть четким и легко читаться. Наконец, проставьте даты окончания вашего образования независимо от того, насколько давно вы получили диплом.

Этап четвертый: выстраивайте свой путь

Теперь, когда вы знаете свой рынок и у вас есть вспомогательные материалы, вы готовы к построению своего потенциального пути. Возьмите получившееся у вас общее определение рынка и составьте список компаний, ему соответствующих. Составив такой список, скорее всего вы обнаружите, что знакомы с кем-то, кто знает кого-то, кто знаком с ответственным лицом в каждой из компаний, поэтому берите телефон и начинайте обзванивать ваших знакомых.

«Первым делом непременно позвоните своим поставщикам, — советует Скотт Хикар, недавно оставивший пост ИТ-директора в компании Maxtor, чтобы занять место ИТ-руководителя в Solectron. — У ваших лучших поставщиков обычно много связей. У них больше связей, чем у вас, и для них нет ничего лучше, чем найти своему давнишнему клиенту новое место».

Если у вас мало контактов в отрасли или в компании вашей мечты, всегда остается письмо работодателю о соискании должности. Дэн Шихан, бывший ИТ-директор в ADVO, использовал эту тактику при своем последнем поиске работы. «С помощью нескольких баз данных я получил список компаний с годовым доходом, превышающим 1млрд. долл., расположенных в Новой Англии. Потом я пошел по списку и направил письма начальникам отделов кадров каждой из этих компаний, интересуясь вакансиями ИТ-руководителей».

Эта тактика привела Шихана на пост ИТ-директора в Dunkin’ Brands. «Там мне сказали, что они ищут, и соединили с человеком, этот поиск осуществляющим», — вспоминает он.

«Разыскивая место на уровне вице-президента или руководителя, непременно включите в список контактов агентов по найму управленцев, — советует Шихан. — Когда у вас есть работа — агенты звонят вам беспрестанно, и каждый раз, когда мне звонил агент, я вносил в свою картотеку запись о том, кто звонил и с какой целью. А когда пришел мой черед искать, я поднял все эти контакты и позвонил им, сформулировав точные пожелания».

Все эти старания в течение нескольких лет позволили Шихану прибегнуть к услугам рекрутеров именно в нужный ему момент.

Если же вы не были столь предусмотрительны, вам придется положиться на своих знакомых, чтобы быть представленным агентам по найму. Но, как и в гольфе, это завершающий бросок.

Этап пятый: завершающий бросок

Когда Марк Гетце, бывший директор корпоративных приложений в промышленной группе ITT Industries, искал новую работу, он связывался с несколькими рекрутерами, на которых его вывел бывший коллега. После первого звонка Гетце фигурировал на экране их «радиолокатора». «У рекрутеров обычно в активе огромное количество резюме, — говорит он. — И единственный способ остаться в этом списке лидером — регулярно с ними контактировать».

«Что бы ни случилось, вы не должны становиться обузой для рекрутера, — предупреждает Гетце, недавно получивший место вице-президента по ИТ в отделе доставки медикаментов компании Baxter International. — Но при этом необходимо отслеживать ситуацию каждые две недели», — говорит он.

Этап шестой: заключение договора

А теперь позвольте сказать несколько слов об успешном собеседовании. Разумеется, вам нужно подготовиться к вопросам о компании. Шихан, к примеру, беседовал с представителями франчайзинговых предприятий Dunkin’ Brands’ об их потребностях в сфере ИТ перед своим собеседованием. Во время собеседования вам следует учитывать некоторые вещи:

  • Больше говорите о том, почему вы хотите получить новое место, чем о том, почему хотите оставить старое.
  • Не заводите речь о деньгах.
  • Подготовьте пять своих важнейших достижений с выделенными в списке пунктами для подробного обсуждения — когда вас спросят.
  • Установите визуальный контакт с каждым, присутствующим в кабинете.
  • Слушайте столько же, сколько говорите.
  • Подготовьте побольше толковых вопросов.

И, если вам не удалось получить это место, помните, что есть еще один этап.

Седьмой этап: убедите себя, что на самом деле вам не очень-то и хотелось получить это место.


Martha Heller. Take yourself to market. CIO Magazine. May 15, 2007