На розничном рынке функционируют как крупные, так и мелкие игроки. Большая часть оборота розничной торговли создается торгующими организациями, и только около 20% (и доля эта ежегодно снижается) приходится на вещевые, продовольственные и смешанные рынки, доля которых в общем количестве предприятий составляет, по оценкам Росстата, 5,8%. Розница среди основных секторов торговли отличается умеренной степенью концентрации бизнеса: доля крупных и средних предприятий составляет 8,5%, при этом в среднем по отрасли оборот одного крупного предприятия в три-четыре раза выше оборота среднестатистического предприятия. Таким образом, предприятия в рознице в основном малые.

Хотя рынок в последние несколько лет демонстрирует ежегодный рост на 10—13%, его сложно считать насыщенным, особенно в регионах. Тем не менее конкуренция очень велика, и одной из основных тенденций является экспансия крупных московских и международных ритейлеров на региональные рынки. В силу специфики розничной торговли ниши находятся для всех участников рынка, — говорит Ольга Щепунова, начальник управления взаимодействия с региональными торговыми представительствами ИТ-департамента ТД «Детский Мир». — Оптовые компании при этом имеют тенденцию к укрупнению, а также к переходу в статус логистических компаний. В свою очередь, логистические компании также укрупняются».

Территориальная распределенность компаний, а также ориентация крупных игроков на удаленные рынки приводят к тому, что поставщики становятся все более удаленными от мест переработки и сбыта, следовательно цепочки поставок удлиняются.

По оценкам ИТ-руководителей, в ближайшее время ситуация станет еще менее благоприятной. «Конкуренция обострится, крупные федеральные сети увеличат свою долю, — считает Сергей Котов, директор по ИТ ТД «Перекресток». — Увеличится разрыв между мелкими и крупными игроками, доля мелких игроков упадет. Государство будет более активно регулировать рынок». Существенно возросло давление фискальных органов, низкая маржинальная прибыль привела к активизации маркетинговых мероприятий в целях борьбы «за место под солнцем».

Низкие показатели прибыльности предприятий розницы обусловливаются существенно большей затратностью ряда статей в структуре расходов на производство и реализацию продукции. Розница по сравнению оптовой торговлей расходует в пять-шесть раз больше на оплату труда, аренду и электроэнергию.

Насущная потребность

Высокой динамике автоматизации отрасли способствует рост сетей и их экспансия в регионы. Без внедрения информационной системы, которая бы позволила контролировать все процессы, такое развитие и обеспечение конкурентоспособности невозможно.

По уровню автоматизации отрасль занимает одно из ведущих мест. Следует отметить, что высокий уровень автоматизации актуален в основном для крупных и средних предприятий, малые предприятия не столь сильно зависимы от ИТ. Для обеспечения основных бизнес-процессов торговым предприятиям необходимы торгово-учетные системы, оптово-розничному бизнесу — складские системы, и WMS-системы — для организации логистики.

Рынок систем автоматизации розницы предлагает широкий спектр программных решений, различных по функциональности и цене, как предназначенных для фрагментарной автоматизации, так и интегрированных учетно-управленческих систем, поддерживающих основные функции (бухгалтерия, склад, POS-терминалы), и ERP-систем, обеспечивающих системное управление всеми бизнес-процессами в комплексе.

Как правило, изначально в компании автоматизируется набор стандартных функций: бухгалтерия, финансы, POS-терминалы. В дальнейшем система наращивается дополнительной функциональностью, часто превосходящей возможности стандартной ERP-системы. К ней относятся оптимизация издержек на уровне логистики и склада, минимизация товарных запасов, сбалансированная система показателей.

В рознице довольно сложная логистика, отношения с оптовиками, управление товарными запасами и собственными складами. Поэтому предприятиям отрасли нужны системы управления цепочками поставок (до прямых производителей), расширенные логистические системы, включающие управление транспортом. Именно логистика порой определяет успех торгового предприятия. Сокращение логистических издержек всего на несколько процентов в денежном выражении может превратиться в миллионы рублей прибыли. Если год-два-три назад складские системы с функцией управления местоположением товаров на складе (WMS) были экзотикой, то сейчас это уже насущная потребность. В ближайшем будущем следует ожидать роста интереса к решению задач прогнозирования спроса и пополнения запасов, в том числе с применением технологий управления запасами, осуществляемого поставщиком (Vendor manager inventory, VMI), совместного планирования, прогнозирования и пополнения запасов (Collaborative planning, forecasting and replenishment, CPFR) и электронного обмена данными между контрагентами (Electronic Data Interchange, EDI).

Сегодня многие компании начали понимать, что автоматизация базовых бизнес-операций, учета и документооборота не дает большого эффекта, нужен анализ бизнес-информации. Масштабы торговых сетей повышают требования к конфигурации систем аналитики, хранения и обработки информации. Кроме технических отчетов необходимы бизнес-отчеты по доходности предприятия, прибыли на метр площади, на единицу объема склада или на одного клиента. Информационная система должна помогать анализировать объемы продаж по всей номенклатуре товаров, по всем сбытовым подразделениям компании или отдельным менеджерам, регионам, исследовать тенденции спроса на группы или отдельные товары, динамику продаж с учетом сезонности и других факторов, поддерживать управление ассортиментом. Использование прогностических моделей, по оценкам экспертов, может повысить эффективность управления логистикой поставок в розничной торговле на 15% и более. Система должна решать задачи ценообразования, то есть управлять ценовой политикой на локальном и межрегиональном уровне.

Немаловажно и наличие блока для поддержки собственного производства либо возможность интеграции с отдельным ПО для магазинов и сетей, располагающих цехами. Его наличие может обеспечить конкурентное преимущество.

В качестве дополнительных функций компании-разработчики предлагают решения для контроля за выкладкой товаров, позволяющие вовремя обнаружить «пустые полки». Интересны также предлагаемые CRM-решения для розничного сектора, применяющиеся в качестве средства повышения лояльности покупателей к розничному брэнду, а также для поддержки маркетинговых мероприятий. Внедрение системы расширенного планирования (Advanced Planning and Scheduling, APS) позволяет организовать единую среду для взаимодействия всех участников цепочек поставок.

В последнее время набирают оборот процессы рестайлинга крупных торговых центров — в каждом павильоне появляются видеотерминалы, транслируются информационные и развлекательные каналы спутникового ТВ и т.д.

Особое внимание уделяется внедрению единой (для торговой сети) корпоративной мультисервисной телекоммуникационной сети, обслуживаемой одним оператором и обеспечивающей передачу разнородного трафика (звук, видео, Internet, количественные данные и т.д.). Информационная система должна обладать потенциалом, учитывающим развитие бизнеса, как минимум, на пять лет вперед и обеспечивать надежное взаимодействие с удаленными подразделениями даже при неустойчивой связи.

На развитие автоматизации отрасли оказывают влияние самые разные факторы. В первую очередь заметим, что возможности автоматизации у мелких и крупных компаний существенно различаются как в розничном секторе, так и в оптовой торговле, и это при том, что базовые потребности средних и крупных компаний в основном удовлетворены. Поскольку на конкурентоспособность розничных предприятий большее влияние оказывает не уровень автоматизации, а ближайшее окружение, вполне возможно и снижение спроса на автоматизацию. С другой стороны, рост платежеспособного спроса и товарооборота побуждает компании обновлять инфраструктуру, а рост филиальных сетей приводит к необходимости внедрять аналитические приложения. На изменения в рознице автоматически должна реагировать оптовая торговля — обеспечить удовлетворение новых потребностей клиентов благодаря внедрению соответствующих приложений.

Поставщики и решения

Около 20% используемых в торговле решений составляют системы собственной разработки, так как мелкие компании работают на простых коробочных решениях или на самописных программах.

Среди недорогих решений ведущее место занимают разработки партнеров компании «1С», в частности «Домино», «1С-Рарус». Из российских решений можно назвать продукт Санкт-петербургской компании «БУХта».

Собственную систему автоматизации розничной торговли предлагает и фирма Borlas Retail — она называется TradeX и поставляется в комплекте с кассовой программой PosX для управления POS-терминалами.

Появились и вертикальные розничные решения — например, у компании SAS, ведущего мирового поставщика аналитических решений.

По оценкам Market-Visio, за последний год примерно в трети проектов по управлению торговыми залами, магазинами и торговыми сетями используются ERP-системы Microsoft Dynamics AX (Axapta), Microsoft Dynamics NAV (Navision) и компоненты системы автоматизации розничной торговли LS Retail и Infostore Retail System исландской компании Landsteinar Strengur. Cистема Infostore, например, внедрена в московском филиале международной компании Dufry, специализирующемся на беспошлинной розничной торговле московского аэропорта Домодедово. На базе Microsoft Dynamics NAV построена система IBS Retail, у IBS есть также собственное решение IBS Trade House.

Большинство крупнейших сетевых операторов используют SAP for Retail, это Metro Cash & Carry, «Рамстор», «Лента», «Евросеть», «Копейка», «М.Видео», «Эльдорадо», «Утконос», «Ультрастар», V-Lazer, «Техносила».

Предлагают свои решения для торговли и компании Aldata, JDA, Retek.

Набирает популярность и автоматизированная система управления товародвижением Gestori, поставляемая на российский рынок компанией France Informatique & Technologie (FIT). С использованием Gestori автоматизированы торговые и производственные бизнес-процессы эко-супермаркета Grunwald, а также винный бутик La Grande Cave. То же решение внедрено в сети «Елки-Палки». FIT недавно начала продвигать аналитический программный комплекс DiAna (Digital Analytics).

В последнее время активно продвигаются продукты для розницы компаний Oracle и IBM.

Инвестиции в ИТ

Относительно высокий объем и устойчивый рост ИТ-расходов в секторе розничной торговли является заслугой продолжающих расти торговых сетей. Крупным сетям нужны и стандартные ИТ, и более «продвинутые» технологии.

Ежегодный процент отчислений на поддержку программного обеспечения колеблется от 15 до 30% ее стоимости в зависимости от масштабов системы и ее реализации. За рубежом на ИТ-нужды выделяется 2—3% от оборота компании. В России, как правило, средний объем затрат на ИТ составляет порядка 1—1,5 % от оборота компании, в ритейле эта цифра еще ниже — до 1%.

Однако не все так плохо: объем инвестиций в ИТ растет, в том числе и за счет иностранных инвесторов, и в ближайшем будущем его падения не ожидается — сети укрупняются, расширяются, розничный бизнес усложняется, оптовые и логистические компании растут, и без адекватной ИТ-поддержки обеспечить конкурентоспособность невозможно.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями